Ладога часть 3

Владимир Петропавловский
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ БАТАЛЬОН
Часть третья.
Синявино.

     Январь – середина зимы. В этом году ленинградская зима почему-то была изменчивой. Что мне запомнилось, это снегопады, снега было очень много, он был нам и другом и врагом. Врагом, потому, что все засыпал, и надо было тратить много сил на его расчистку. А другом был потому, что снег служил балластом вместо песка, и материалом для устройства наката зимних дорог по лесам и болотам.
     С изменением погоды, менялось наше настроение. Нас устраивали пасмурные дни, но не радовали солнечные и ясные. В пасмурные дни и вражеская авиация появлялась реже, и маскироваться было лучше, особенно в изморозь, когда деревья и кусты покрывались инеем. В ясные дни над нами обязательно появлялся вражеский самолет – разведчик, как его часто называли «костыль». ( иногда называли «рама» FW 189 Uhu Прим. ИМЗ) После появления «костыля», очень скоро начинался артиллерийский обстрел, или налет немецких пикирующих бомбардировщиков. ( Ju 87 «Штука» Прим. ИМЗ).
     Железнодорожные войска и спецформирования НКПС должны были проложить путь Шлиссельбург – Поляны, протяженностью тридцать три километра и построить мост через реку Нева. Опять же как на озере, 9 и 11 ж.д. бригады пошли навстречу друг другу. С восточной стороны, от ст. Поляны повели дорогу части полковника Дебольского Г.П., с западной стороны генерал-майора Матишева В.Е. Мост возводили мостовые части обоих соединений.
     Протяжение заданного участка 40 овждб составляло три километра, он начинался на опушке Путиловского леса, проходил по открытой местности Синявинских разработок, мимо рабочих поселков № 2 и 5, и заканчивался на стыке с 9 ождбр. Первыми по участку прошли бойцы минно-подрывного взвода, которым в то время командовал капитан Романов, замечательный мастер своего дела, смелый и храбрый командир, отличный воспитатель солдат. Впоследствии, его выдвинули на повышение, назначив начальником службы заграждения бригады. Вместо ушедшего Романова, взводом стал командовать старший лейтенант Кнох Б.Д., который стал достойным приемником капитана Романова. Кнох, до этого командовал взводом в 3-й роте батальона и был одним из лучших командиров.
      Особенно нас беспокоило место в начале нашего участка, которая проходила по передовой линии обороны как наших, так и немцев. Там находились минные поля, установленные с обеих сторон, видов и типов мин было превеликое множество. Сложность вызывало то, что мины пролежали больше года под толстым покровом снега и льда, обнаружить и обезвредить было их проблемно. Как потом оказалось, при разминировании полосы строительства, были обнаружены в большом количестве немецкие и отечественные мины, противопехотные, противотанковые, металлические и деревянные, различных систем и устройств. Были обнаружены минные ловушки и сюрпризы. К нам приезжал полковник Подозеров, чтобы ознакомится с образцами мин и сюрпризов. Он был начальником кафедры минно-подрывного дела в ВТА, и преподавал нам подрывное дело. Подозеров скрупулезно изучал и коллекционировал образцы всех мин, ловушек, а потом передавал свои знания солдатам и офицерам, за что мы ему благодарны.
     В разминировании участков принимали участие и не штатные минно-подрывные взвода линейных рот, которые незадолго до этого по приказу бригады подготовлены и обучены, по одному в каждой роте. В каждой роте личный состав первого взвода приобрел вторую специальность, что дало огромную пользу во всех восстановительных работах.
     Как говорят: «Минер ошибается один раз». У наших минеров они были редки, но все-таки были. Это было настоящее боевое крещение минеров на боевых минах. Так, командир 3-й роты капитан Поспелов, командир взвода лейтенант Комаровский командовали людьми при устройстве земляного полотна. Вдруг кто-то из бойцов откопал небольшой деревянный ящичек. Поспелов взял в руки и стал его рассматривать. Произошел взрыв, эта была мина ловушка отечественного производства. К счастью, ранения были легкими, никто не был госпитализирован. Досталось и лейтенанту Комаровскому, ему оторвало кончик носа. До 1957 года я с ним служил в управлении 5 ж.д. бригады, он уже был майором, но след от взрыва остался на всю жизнь.
     Когда я с группой командиров поднялся на высотку, то взору предстал весь батальонный участок, как на ладони. Мы стояли в центре участка, здесь был стык второй и третьей рот. Налево до опушки леса половина участка до стыка с другим батальоном это третья рота, направо вторая. Внизу в основании высотки проходила трасса. Если смотреть прямо, то хорошо был виден передний край обороны наших войск на Синявинских высотах. Высоты вместе с деревней Синявино были заняты противником, выбить их нашим войскам не удалось. Расстояние от нас до передовой по прямой,  около трех километров. К сожалению освободить железную дорогу Ленинград – Волховстрой наши войска в тот период не смогли.
     Осмотрели мы весь батальонный участок, посетили места расположения подразделений на новом месте. Особое внимание было уделено техроте, которой предстояла важная роль по транспортировке материалов верхнего строения пути к месту укладки. Поэтому с командиром роты капитаном Куликовым были изучены пути подвоза от временного склада, так как дорог практически не было.
     Бригадный полевой склад материалов верхнего строения пути, шпал и леса был организован в конце ж.д. тупика, названного Поляна, куда их подвозили вертушками. Очень кстати пригодился этот тупик, ранее построенный нашим батальоном для подвоза грузов частям Волховского фронта, занимавшего оборону в этом участке. Эта работа была выполнена 40 овждб осенью 1942 г.
     День близился к концу, закончив обход, уставшие мы возвращались в Липки. Чтобы попасть к землянкам штаба батальона, надо было идти только по протоптанной тропинке. Сворачивать категорически было нельзя, кругом были минные поля, из сугробов торчали таблички на немецком: « Ахтунг! Минен!». Дорога проходила по льду сначала Ново-Ладожского, а затем Старо-Ладожского канала. По первому каналу проходила гужевая дорога, по ней санные обозы совершали свой путь. А по берегу канала проходила автомобильная дорога. Противник весьма интенсивно обстреливал эти дороги, но попадания в канал были редкие. И вот однажды, днем при переходе канала, на санной дороге прямым попаданием снаряда был убит наш сержант Никитин. Погиб один из лучших командиров, не довелось ему увидеть светлого дня Победы.
     Хочется отметить, что сержантский состав батальона являлся крепким костяком части. Нет слов, чтобы выразить им сердечную благодарность. Нельзя забыть фамилии таких сержантов как Седов, Курачев, Грибов, Григорьев, Артемьев, Исаев, Никитин и других.
      Благодаря самоотверженному труду, мужеству и стойкости воины 40 овждб в сложных фронтовых условиях, на виду у противника проложили железнодорожный путь на своем участке за 11 суток.
     Нужно отдать должное коллективам других частей обеих бригад, которые также в срок выполнили задачу. Тридцатикилометровый железнодорожный путь от Поляны до моста через Неву был готов.
     Но открыть прямое ж.д. сообщение Ленинграда с Большой землей пока было невозможно. Препятствием была река Нева. На строительство моста потребовалось времени несколько больше. Работать на возведении моста было сложно, трудно и опасно. Одно дело строить мостовой переход через многоводную и глубокую реку в глубоком тылу, но другое дело в условиях постоянных бомбежек и артобстрелов. Очевидцы рассказывали,  что появление немецкого самолета-разведчика высоко в небе, было признаком предстоящей бомбежки или артобстрела. Сам «костыль» нечего не делал, но рассматривая строительство сверху вызывал бомбардировщики или корректировал огонь артиллерии.
     От налетов авиации, благодаря хорошо поставленной службы оповещения – ВНОС, жертв почти не было, наносился ущерб самой стройке. Работающие на мосту после сигнала тревоги успевали уйти в построенные на берегу укрытия. Но от артобстрела укрываться не успевали. Снаряды всегда прилетали неожиданно. Были случаи прямого попадания в почти законченные опоры моста. Были убитые и раненые, на место выбывших,  приходили другие строители и разрушенные опоры восстанавливались. Нужно отметить, что на нашем батальонном участке работы проходили более спокойно. Видимо противник еще не отошел от поражения на фронте и у него руки пока не доходили до нас.
     Но как только строительство дороги  подходило к концу, и по участкам стали ездить рабочие поезда, немцы это увидели, интенсивность артобстрелов и бомбежек резко увеличилось.

Бывший командир 40 овждб подполковник Табарчук А.М.
Февраль 1968 г

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ сентябрь 2020 г. В.Петропавловский