Как я переучивался на самолёт Ил-14. Встреча с Выс

Виктор Бровков
ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
Моё переучивание на самолёт Ил-14 в городе Иркутск.
Вообще переучивание у меня получилось сумбурное. 13 сентября из Ташкента я прилетел на день рождения моей супруги И в этот же день получил известие из БОАО, о том что мне дали добро на перевод с переучиванием на самолёт Ил-14.  Мне пришлось за одни сутки слетать из Алма-Ата в Ташкент и обратно для оформления документов на перевод из Ташкента в Алма- Ата и получения аттестации на переучивание с характеристикой от командования Сергелийского ОАО на самолёт Ил-14. В этот –же день оформиться в Бурундайском ОАО. А вечерним рейсом на Ту-104 вылететь в Иркутск. Переучивался я в Иркутском 15 АУТО. Так-как всё это я проделал бегом, то в Ташкенте у меня остались все зимние вещи, я их просто забыл взять, и полетел я в летнем синем форменном плаще, фуражке с дубами и летних туфельках.
Прилетел я в Иркутск 14 сентября поздно ночью и ночевать пришлось на скамейке в здании аэропорта ужасно замёрзнув. На улице был уже минус, а аэропорт не отапливался. И вообще все пассажиры смотрели на меня как на какую-то экзотическую птицу, вроде попугая. Все то были одеты в зимние пальто и обувь. А ранним утром я поехал на другую сторону Ангары в УТО. Там на меня тоже смотрели как на не нормального.
Занятия уже начались и мне ещё пришлось писать объяснительную записку- почему я опоздал на пять дней. Хорошо, что командование мне разрешило приступить к занятиям, не отправив меня обратно. Мне дали направление в гостиницу, предупредив что там осталось всего одно место забронированное для слушателей, а в обед его снимут. «Так что спеши! Там уже двое казахов живут, а ты будешь третьим!- Занятия будут с понедельника, а сегодня у нас суббота, так что отдыхай, знакомься с городом, а у нас есть что посмотреть, и переписывай конспекты у ребят»-напутствовали меня в отделе кадров, отмечая моё командировочное удостоверение
 Я помчался оформляться, попутно знакомясь с городом. Номер был на втором этаже, смежный с другим, не занятым. Один общий коридор, на входе прямо- совмещённый санузел, налево двух местный свободный номер, направо трёх местный наш. Я занял свободную койку, оставил свой саквояж и пошёл дальше шляться по Иркутску, так-как мои соседи были на занятиях в УТО.
Посмотрев город и пообедав в ресторане гостиницы я завалился спать.
Проснулся я от возгласа-«Охотник! Подъём!» Охотником меня называли в училище. Прямо надо мной стоял мой товарищ по лётному училищу Иван Коробко. «Вот это встреча! Ты что здесь делаешь? Как ты сюда попал?»- засыпал он меня вопросами. Пришлось мне ему и его товарищу рассказывать о своих приключениях  А они рассказали мне что приехали переучиваться из Усть-Каменогорска и уже неделю как учатся. Весь следующий день я переписывал конспекты взятые у ребят. Учебников не было и всё приходилось конспектировать. Им выдали в библиотеке лишь три книжки- конструкцию авиационного двигателя Аш-82Т, НПП-71 и тоненький учебник с завораживающим названием-Руководство по лётной эксплуатации самолёта Ил-14. По ходу переписки, Иван расшифровывал мне все свои сокращения. Короче- пока я переписывал конспекты я всё что они прошли за неделю выучил.
В понедельник мы проснулись зимой. Всюду лежал свежий пушистый снег. Деревья и улицы города были покрыты мягким белым покрывалом. Ребята в зимних пальто и шапках, а я в своём летнем наряде отправились в УТО. Прохожие оборачивались вслед нашей троицы и крутили пальцем у виска, глядя на меня.
Температура воздуха катастрофически падала. Я ужасно мёрз, да и ребята, идя по улице поёживались. Мы скинулись и купили пару кастрюль, набор алюминиевых мисок, чайник и электрическую плитку, а ложки мы прихватизировали в утовской столовой, где мы обедали, а завтракали и ужинали мы чаем с хлебом. Занимались по 4-5 пар каждый день, а по вечерам мы ещё пару часов повторяли пройденное за день. Полученные мною командировочные, как и температура катастрофически уменьшались. Посовещавшись решили прикупить продуктов и готовить в гостинице. Обедать в столовой было для всех накладно.
Группа была смешанной состоявшей из пяти пилотов и пяти технарей, переучивавшихся на бортмехаников. Часто занятия совмещали с группой бортпроводниц, также обучавшихся впервые. Тут было веселее. Мы со смехом прикалывались над молоденькими девчонками, пришедшими сразу после школы. В нашей группе были одни северяне, и только мы трое с юга. Северяне сорили деньгами, а мы были пржимистыми и только один, раз в пятницу сходили с ними в ресторан, где они постоянно питались. А в понедельник нам преподнесли сюрприз! Объявили, что весь состав преподавателей и слушателей до субботы выезжает в подшефный совхоз на уборку картофеля, пока тот ещё не замёрз, на всю неделю И вот мы в том что было поехали убирать картошку и мёрзнуть, а жили мы там по домам сельчан и они же нас и кормили «нахаляву» Одно было утешение. Нам по окончании, уборочной страды разрешили взять себе по десять килограммов отборной сибирской картошечки, которую мы вечером и отварили на плите.
В субботу Усть-Каменогорцы со своим экипажем самолёта Як-40 улетели домой за зимней одёжкой и харчами, а в воскресение вернулись, привезя гору консервов, большой шмат сала и мне старенькие демисезонную   Иванову куртку и шапку. Сами они вернулись в меховом обмундировании и унтах, сразу став похожими на остальных слушателей нашей группы. Быстро летело время. И однажды вернувшись после занятий, и начав жарить на сале с лучком картошку, мы услышали стук в дверь. «Кого там черти принесли? Открыто!», прокричал Ваня, пряча готовку под кровать. Дверь приоткрылась, и на пороге показалось лицо всем нам знакомого по фильмам и кассетным записям Владимира Высотского. «У вас так вкусно пахнет! Не угостите соседей? А у нас и поллитровочка есть!»- доставая из-за спины «Столичную» произнёс он. «Мы тут проездом с гастролями на БАМ, а завтра дадим концерт и дальше ту-тууу! А сегодня нас к вам по соседству подселили. Заходи!»- махнул он рукой за дверь. «Тут оказывается летуны живут!»- добавил он. В дверях показалась знакомая фигура артиста театра и кино Караченцева.
Так мы познакомились с двумя великими актёрами Советского Союза. Вечер прошёл на ура! Мы поужинали нашей картошечкой и солёными огурчиками, а закусывали бутербродами с красной икорочкой, выставленной нашими гостями. Затем была принесена гитара, и мы наслаждались великолепными песнями народного барда, и даже подпевали ему , когда он пел знакомые нам песни. В коридоре при открытых дверях толпился персонал гостиницы и жильцы. Вечер закончился приглашением всех летунов на концерт следующим вечером, для чего нам были вручены 30 пригласительных билетов.
Утром мы добросовестно раздали их всем желающим, и слушателям и преподавателям. Были отменены три вечерние пары. И в 18.00 мы все в лётной форме сидели на стульях,принесённых специально для нас перед первым рядом партера. Сразу с концерта артисты уехали гастролировать дальше на БАМ. Это было единственное моё знакомство с Великим бардом.
С Караченцевым я ещё раз встречался в Омске, и опять на переучивании. Мы всем курсом ходили смотреть спектакль-«Юнона и Авось», где он играл и пел главную роль.
Быстро пролетело время при переучивании. Мы ходили отлётывать программу тренажёра на аэродром. Где летали мы по одному, выполняя обязанности и КВС и второго пилота и бортмеханика. Подготовили нас там хорошо. Потом были экзамены и прощание с товарищами в ресторане. А лётную подготовку мы уже проходили в своих лётных отрядах. А перед этим я ещё успел полетать КВС на Ан-2 по МВЛ. Но об этом я уже писал в своём рассказе-«Я летаю на Ил-14» и озвучил в видеоролике тоже.