Осенние раздумья

Ирина Воропаева
     В последнее время я стала особенно часто думать о прошлом. О нашем общем прошлом, когда мы все время проводили вместе, когда будущее казалось таким ясным и простым. Слишком простым, вероятно, чтобы я не захотела попробовать пойти по другой дороге, испытать другие возможности. Затем же, после того, как поняла, что ошиблась, подумала, что смогу все исправить. Мне до сих пор кажется странным и несправедливым, что не все ошибки подлежат исправлению.

Ты помнишь, в каком я тогда была отчаянии? 

Наша роща на берегу пруда, где мы гуляли вдвоем, слушая шум ветра в листве над головами, где я, смеясь, делала вид, что убегаю от тебя, но только для того, чтобы дать себя догнать и снова увидеть в твоих глазах свое отражение, - я не могла поверить, что мы уже никогда не сможем вернуться в эти дни, что ты бессилен в этом также, как и я… Не верила, затаила обиду, мечтала в отместку причинить тебе зло. Мне не хватало силы духа взять на себя свою же собственную вину, и я не раскаивалась в своих недобрых помыслах и поступках.

     Наша роща на берегу пруда… Иногда я прихожу в это давно знакомое место. Лето было еще вчера, а сегодня уже прошло. Красные кленовые листья устилают землю. Вода осенью прозрачна – виден каждый камешек на дне. В сумеречный час луна на восточной стороне неба такая бледная, что похожа на призрак. 

Гуляя здесь однажды погожим днем, я, сбросив туфли, шла по земле, по теплой траве, внезапно ощутив желание наступить на колючие лианы, перебросившие свои плети через дорожку, чтобы почувствовать впивающиеся в кожу босых ступней шипы.

Вероятно, ты думал, что я намеренно мучила тебя, при каждом удобном случае вспоминая о нашей юности. Но время бежало не напрасно, и теперь я лишь растравляю собственную рану. В долгом одиночестве моя душа отчасти омертвела. Делая себе больно, будь это душевная боль или телесная, я могу ощутить, что я все еще жива, - только так могу ощутить это. Не кажется ли удивительным, что мне даже не страшно это сознавать. И, если когда-то моим желанием было, чтобы ты страдал, сегодня я хотела бы, чтобы ты видел, как страдаю я. Мой друг, вряд ли я стала лучше, но теперь я хотя бы пытаюсь быть честной. 

     Не вместе и не врозь – вот что можно сказать о нашей жизни. Напрасно утверждать, что мы с тобой не связаны. Мы не смогли разойтись также, как и стать единым целым.

Что-то притягивало нас друг к другу, сводило снова и снова, в непредвиденных ситуациях, в неожиданных местах, хотя мы уже не стремились к этому, напротив. Однако, даже если мы стояли рядом, расстояние между нами не сокращалось, подобно тому, как если бы один из нас находился на краю света, и невидимые путы только натягивались все сильнее, врезаясь в душу и тело.

     Лунный старец, связывающий двоих людей красной нитью, - каким образом, исходя из чего он выбирает тех, кто должен составить пару? Вечный старец, что он может понимать в кратких человеческих делах, не чрезмерна ли его власть? Какие решающие вещи известны ему о людях, которые живут слишком мало и чересчур тяжело, ведь его существование не имеет границ. Он может смотреть на все происходящее словно с высокой горы. Или за долгие века он так привык к своей обязанности, что выполняет ее, принося и радость, и печаль, не задумываясь? Я хотела бы спросить его об этом, но, даже если представить, что встреча состоялась, ответа все равно не получить.

Трагедии разворачиваются каждый день, во время течения обычной жизни, у всех на глазах. Это и есть жизнь, не так ли? Те, кому не нашлось пары, стынут в одиночестве. Те, кто были предназначены друг другу, борются с судьбой. Счастливы немногие. Наша история лишь одна из тысяч других.

     Мне хотелось бы знать, почему некоторые люди без труда находят свою половину, более того, бывают соединены чрезвычайно крепко, так что уместнее говорить не о нити – о цепи, - другие же терпят в этом неудачу и, даже если вступают в брак, остаются одиноки в душе. Когда же этот брак прекращается, супруги расходятся или один из них умирает, они скучают, но недолго и не тяжело, ведь в их союзе существовала лишь видимость связи. Может быть, в этой жизни они не смогли никого по-настоящему любить, потому что до сих пор любят кого-то из жизни прошлой. Когда твоя любовь затерялась в других временах, остается тосковать в одиночестве, не понимая причины.

     Мне также хотелось бы знать, что происходит с красной нитью, соединяющей судьбы, когда люди умирают. Когда люди проживают свои жизни, нить исчезает?

Но, если любовь их была сильна, связь может сохраниться в следующем воплощении.
Однако, если они причинили друг другу вред, было бы несчастьем не расстаться и в будущем. В таком случае, сколько это может продолжаться? Когда износится красная нить, когда истончится настолько, что порвется наконец?

Неужели мы с тобой вернемся в это мир, оставшись соединенными друг с другом? Меня охватывает ужас при мысли, что я совершу ту же ошибку, или в следующий раз от меня отшатнешься ты, платя мне той же монетой, и наша связь окажется столь же мучительной.

Иногда я счастлива от того, что, пусть и дорогой ценой, испытала в этой жизни такое сильное чувство: страдание предпочтительней пустоты. Но в другое время мне кажется, что лучше сколько угодно раз пройти босой по шипам, словно по шелковистой траве, только бы это никогда не повторилось ни со мной, ни с тобой.

     Не так давно мне приснился сон: я брела по дорожке под красными прибрежными кленами, сгущались сумерки, и луна на восточной стороне неба казалась похожей на призрак. Никого не было, кроме меня и незнакомого старика, неспешно двигавшегося мне навстречу с котомкой за плечами. Мы поравнялись и на мгновенье встретились взглядами. Его глаза были похожи на отстоявшуюся осеннюю воду. Из котомки свешивался кончик красной пряжи - та самая нить? Всегда наготове для того, чтобы соединить тех, кто предназначен друг другу. Но остальное будет зависеть от них самих. Напрасно думать, что все сложится само собой.
28.06.2020