Петюня

Лариса Мрыхина
 Это было так давно, что когда я вспоминаю об этом , тихо улыбаюсь. Ах, это беззаботное, деревенское  детство, пахнущее парным молоком и малиной, сваренными раками прямо в ведре ,и розмарином ( любимым бабушкиным цветком) в палисаднике. Сказочное, неповторимое, быстротечное. Я  проводила его каждое лето, далеко от шумного и душного  города. В плоть,  до самой школы. Какое это было необыкновенное время. Спозаранку в настежь открытое окно влетал гортанный крик бабушкиного петуха.
Петюня- так ласково кликала его бабуля, был необыкновенной и запоминающейся  личностью. Огромный  тяжеловес, иссиня - чёрного цвета и медным переливом перьев на шее и крыльях. Роскошный медно-красный хвост, как штандарт, который никогда не опускался к низу, гордо возвышался над его широкой спиною: пёрышко к пёрышку. Ярко красный, почти малиновый мясистый гребень, лихо сваливался Петюне на бок и закрывал собою височную кость. Ну, прям  как чуб у нашего, шаловливого соседа Ваньки. Огромные шпоры, торчащие  сзади на толстых, и массивных лапах , угрожающе закручивались к низу, словно сабли, дополняли к образу петуха угрожающего вида. Весь облик этого воинствующего, деревенского задиры внушал подобострастное и безоговорочное к нему уважение. Боец по натуре, он умудрялся держать всю округу в страхе. Никто не смел без его дозволения, пройти мимо бабушкина дома.

Обычно занятый выпасом своих хохлаток, петух весь день находился во дворе. Но стоило ему заметить « нарушителя», как из тихого и заботливого отца многочисленного семейства, он превращался в коршуна , стремительно настигающего свою жертву. Издав свой боевой клич и растопырив крылья в разные стороны , Петюня начинал свою охоту. Обогнув старую, деревянную кадку, вечно наполненную водой, петух пригибал голову как можно ниже к земле, словно прячась от неприятеля в зарослях травы,  разгонялся , на сколько это ему позволяли его силы. И настигнув врага,  с оглушительным криком взлетал в верх,  пролетев несколько метров в аккурат приземлялся на спину неприятелю.
 Его огромные, желтые когти, безжалостно вонзались в плоть нарушителя,  и далее он с наслаждением ехал верхом на обезумевшей жертве, продолжая свой гортанный клич победителя. Выехав ,таким образом со двора , Петюня позволял себе самую малость ( обрушившейся на него славы) с гордым видом проехать до конца бабушкина тына. После чего ,с ловкостью наездника  он спрыгивал с жертвы наземь, и чеканя каждый свой шаг,  возвращался до своей калитки. Следующие, за этим событием два дня сельчанам было о чём посплетничать на досуге.

Каждое утро у нас с бабушкой начиналось одинаково. Голосисто пел Петюня, взобравшись на самую верхнюю жердь старого, иссохшего от времени тына. Высоко задрав свою голову , он громко оповещал округу о начале нового дня. И словно по команде, вслед за его криком, начинался петушиный ор из всех дворов. Рыжие, серые, ситцевые петухи начинали свою песню – побудку .
 Натужно скрипела за ситцевой шторкой старая, бабушкина никелированная кровать. Это просыпалась моя бабушка. Шлёпая босыми ногами по полу она направлялась к сеням, открывала тяжёлую , массивную дверь, после чего исчезала за нею. Во дворе, уже во всю, кудахтали куры, слетевшие со своих насестов, и громко гоготали проголодавшиеся гуси. Корова Майка, за ночь  , накопившая, в своём вымени вкусного молока, натужно мычала, зовя бабулю в хлев.

Солнечные зайчики к этому времени, бесстыжим образом ,прыгали по  моей кровати, слепя меня. Так не хотелось открывать глаза, и спускаться босыми ногами на прохладный пол. Я жмурилась , пряча лицо в подушку.  А рыжий , толстый кот, завидев то, что я уже не сплю, тут же прыгал ко мне на кровать и громко урча , как старый колхозный трактор- МТЗ, тёрся своей пухлой мордой, покалывая и щекоча моё лицо своими усищами. Сон однозначно на этом заканчивался, и я с трудом сбросив с себя холёного , бабушкина кота Барсика, поднималась с постели.
 Прохладная, колодезная вода пробуждала лучше любого будильника.  А вот  и бабуля, уже несла в хату тяжёлое, эмалированное ведро, доверху наполненное парным молоком, перехваченное сверху куском марли. С трудом водрузив его но кухонный стол, и хитро прищурив глаза , она всякий раз вопрошала: « парное будешь или с холодилом?» При слове холодило, меня начинало потряхивать. Как можно пить молоко из крынки, зная , что на дне  находится эта маленькая, пучеглазая лягушка?! Брррррр…Так и сидела эта зелёная бяка весь день в молоке, суча беспрестанно своими лапкам - растопырками.

- Проснулась сама?- удивлялась бабуля.
- Ну да,- злилась я совсем тихо, почти шёпотом. Если бы не Петюня, да этот жирный котище, я бы свой сон точно бы доглядела.

- Ну что же, коле встала, давай порадуем свои желудки чем Бог послал.
И Бог был щедр. Обычно с утра бабуля долго не мудрствовала над изысками, и жарила либо омлет, либо яичницу на шкварках. Посыпав сверху обильно, мелко рубленной кинзою, и уложив кружки тонко нарезанного помидора. Рядом на тарелке меня ожидал огромный бутерброд, состоящий из куска белого каравая и шоколадного масла и целый стакан парного молока. Доев не торопясь свой завтрак и убрав со стола посуду , я спешила во двор.
 Там на задах. уже во всю трудилась моя бабушка. Пока солнце только просыпалось, и не вошла в свой зенит, нужно было сделать  самую тяжёлую, и муторную  работу. Первым делом нужно было прополоть грядки от сорняков. Собрать колорадских жуков, которые умело, прятались под листьями. И наконец-то  мною ненавистных слизней. Ну не могла я к ним притронуться! Не-мог-ла…
 Поэтому : без вариантов. Я брала в руки литровую банку, и начинала охоту на жуков. Вскоре эта работа мне надоедала, и я всё чаще подумывала: а не закинуть ли мне эту проклятую банку с жуками куда подальше, и прихватив сачок, что стоял возле самого края забора, и не сбежать ли с ним на луг? Такие красивые бабочки сами напрашивались ,что бы их поймали. Но увидев бабушку, ведущую непримиримую борьбу с ползущими из-под земли сорняками, мне становилось стыдно, за моё желание, бросить ответственную, и очень нужную  работу, и я оставалась до конца.
В это лето, по мимо жуков, и слизней, наш огород одолели пернатые. Они хамовато, никого не боясь ,садились на широкие шапки подсолнуха и звонко стуча своими клювами, лихо выклёвывали молодые, молочной зрелости семечки.
- Э док, с их усердием, мы совсем останемся без урожая, -сокрушалась бабушка, громко цыкая и маша в их сторону рукой. Птахи взмывали высоко в небо, но сделав небольшой круг почёта , возвращались на знакомую посадочную полосу, под названием подсолнух. И всё повторялось вновь.

- Да что ж за напасть то такая нынче меня одолела?!- громко причитала бабуля. – Не уж то нет на этих  басурманов никакой управы?!
Солнце к тому времени поднялось уже высоко, от чего по всей округе стояла испепеляющая жара. Бедные куры, разинув широко рты, жадно хватали прохладный воздух принесённый ветром с реки.

- Ты вот, что внученька,- проговорила подошедшая ко мне бабуля, - пообедай сама, я тебе на летней кухни всё уже приготовила, а как поешь, ложись спать. А я, к Митьке зайду не надолго. Понадобился он мне шибко. Со двора ногою никуда, Поняла?!- и она строго посмотрела в мои глаза.

- Поняла. Поняла, - весело ответила я бабушке, и закрыв крышку у банки с жуками, поставила её на землю. Как здорово! Отвязавшись от сбора жуков, я теперь могла немного пополоскаться в огромном корыте. Поди за день вода в нём прогрелась. Митька это наш деревенский кузнец. Здоровенный детина , кривая сажень в плечах, весельчак и балагур. А ещё золотых дел мастер. Ежели ,кому косу надобно отбить, а ли обруч на бочку, так это к Митьке. Всё сделает. Никому не откажет. А ещё выдумщик он был большой. На всякую задачку свою хитрость имел.
И почему когда поешь ,глаза сами закрываются, и в сон клонит? Проснулась я от шума на кухне. Бабушка хлопотала над пирогами. Толстые, упругие,  они так и просились на разогретую и шипящую маслом сковороду.
- Выспалась? – спросила, не оборачиваясь на меня бабушка.
- Угу, - сонным голосом ответила я ,принюхиваясь  к вкусным запахам, наполнявшим летнюю кухню.  Спрыгнув на пол  подошла к бабуле, и при обняв её сзади заглянула на стол.
- Баба а они с чем?
- Да со всем понемножку, -ответила бабушка и добавила, -  Покорми утей и выгони из ограды гусей. Хай на речку сходят, а то засиделись во дворе. Выскочив во двор ,я не сразу заметила не большие изменения. Выполнив наказ бабушки, накормила индо уток, и выпустила за ограду гусей.

А где Петюня? Петуха на привычном месте не оказалось. Куры сами вошкались по двору, рыская, чем бы перекусить. Я уже собралась бежать с докладом о пропаже петуха к бабушке, как с огорода неожиданно донёсся боевой клич Петюни. Вбежав в огород, я остолбенела. Там возвышаясь над поникшими шляпами подсолнуха, стояло нечто .Широко раскинув по сторонам свои руки. Одетый в старый, замызганный ком без тракториста и вылинявшую рубаху, он стаял как вкопанный, в тот момент как наш петух остервенело клевал его коленки. Огромная, старая , соломенная шляпа, съехавшая набок закрывало его лицо полностью. С криком: « Баба у нас на огороде вор» , я влетела в  летнюю кухню.

-И что, - невозмутимо продолжая жарить свои пироги, промолвила бабушка, - Много унёс?
- Кого? – настал очередь спросить мне и удивиться.
- Вор , что на огороде стоит, много спрашиваю ,унёс? – хитро сощурив свои глазки спросила бабуля, при этом сохраняя серьёзное лицо.
- Да пока не знаю, - честно ответила я, - его наш Петюня, за ноги щиплет, двинутся не даёт.
- Петюня  ещё тот овчар, - рассмеялась бабуля, убирая с керогаза сковородку, и накрывая чистым полотенцем целый тазик пирожков. – Ну что, пойдём на вора вместе поглядим.
И мы пошли в огород. Там между стройными рядами подсолнуха шёл настоящий бой. Наш петух то наскакивал молча на незнакомца, целя в больное место( колени), то чуть отступал назад для нового разгона.

-Чего беснуешься, бестия?! – крикнула петуху подошедшая бабуля. –А ли не видишь ,что это пугало? Петух продолжал с упоением применять весь свой боевой арсенал. –Петюня, - повысила бабушка свой голос, - Не угомонишься, завтра же определю тебя в щи. При слове щи петух замер, и с опаской посмотрел на бабу.
- Да, да,- подтвердила бабушка, - Будешь в них плавать с капустой и картохой.

Петюня как-то  сразу сник, и бросив пугало подался во двор к своим хохлаткам.

- Вот ,паршивец чего у чудил, - проговорила с досадой в голосе бабушка и пошла в дом за иголкой и ниткой. Вид у пугала и в прям был плачевный. Из ком беза ,на уровне коленок, из многочисленных дыр торчала жёлтая солома. Рубаха ,посечённая его острыми когтями, свисала вниз своими не ровными краями. Отродясь не видевшая такую страшилу, на бабушкином огороде, я стаяла, впав в полную прострацию.
- Чего  Лёлька, страшно?- спросила подошедшая бабушка. – Не пужайся. Это теперича наш помощник и надёжный охранник, от летающей ,шантрапы. А то и в прям, на зиму без семок оставят.
С этого дня у нас началась настоящая головная боль. Петух отказывался смотреть за своими курами, и всякий раз, когда бабуля покидала огород, крадучись проникал поближе к неприятелю, и отрывался на нём по полной программе. Бабушка, штопая одежду, одетую на пугале, всё больше ругалась на Петюню, но сделать так, что бы петух от него отстал, была уже не в силах .Петух худел на глазах. Его лоск давно покинул шикарное оперение. И постепенно он стал походить на бездомного, всеми забытого бродягу.
- Э-хе-хе, - причитала, стоя рядом с тыном бабуля, - Эдак, наш  Петюня до осени не дотянет. Совсем себя в своей злобе извёл, паразит такой. Не кушает ничего. Курей своих забросил, совсем догляду за ними не стало. Только пугало ему подавай. Тьфу! Прости Господи.
Мимо проходил Митя, и услышав бабушкины причитания подошёл к ограде.

- Никак Спиридоновна, моё пугало не ко двору пришлось?
- Ни ко двору ,сынок. Будь оно не ладно. Ты на меня обиды не держи. Я же не в обиду. Петуха жалко. Совсем сердечный, петух мой, покой свой потерял. И птица озорничает.

- Не уж то и пугало моё не помогает?
- От чего ж не помогает? – Удивилась бабуля. – Да только что-то одно, либо пугало- от которого петух мозгами вскоре совсем свихнётся, либо рогожа- которой я то пугало накрываю. А пугало стоит только накрыть, птица как саранча уже тут- как- тут. Шасть в огород, и такой по клёв средь бела дня устраивают, спасу нет.
Бабуля замолчала, сокрушенно склонив седую голову на бок.
- Забрал бы ты Митяня своё пугало, а то так петуха жалко. Где я такого певуна потом возьму?  Ну его ,тот урожай. Петюню  жальче….
- Это точно, - подтвердил Митяй ,- не петух, а овчар. С ним вам, Глафира  Спиридоновна и собака во дворе лишней будет. Такого страха на всю округу нагнал, что любой вор десятой дорогой ваш двор обходить станет, а собаки и того пуще мимо вашего тына бегать зареклись.
-Вечером Митяня забрал своё чудище, и во дворе воцарился покой. Птицы последний подсолнух об шелушили, одни пустые шляпы земле поклон бьют. А Петюня ,с того времени нет-нет да забежит в огород с проверкой: Вдруг снова, какой лазутчик, без его дозволения окопался.Срамота какая будет, бабули на глаза после такого появиться.