Трудовая терапия

Лена Широкова
   Утопая в снегу, к сельскому магазину спешит местный весельчак и балагур Сергей Находка. Жена послала его за хлебом, предварительно очистив карманы от лишней мелочи. Но и Серега не прост. Ой, не прост! У него есть места, где можно припрятать, не учтенный женой, рублик. Вот и сейчас его сердце согревает заначка — пятьдесят рублей в нагрудном кармане фланелевой рубашки, прощупать которую любимая жена Марфушка забыла.
  Вчера он хорошо поддал с приятелями, и у него страшно болит голова. Сейчас, только одно желание — опохмелиться! Но чекушку он один не потянет. Вот ежели кто из приятелей, на его счастье, окажется в магазине...Серега очень на это надеялся.
  Вот и магазин. Покупателей — пшик! А откуда им взяться, если дорогу занесло и почистить ее никто не спешит. Но Серега не теряет надежды. Уверен, что в магазин придут такие же, как и он, страдальцы от переизбытка выпитого «зеленого змия», и будет с кем сообразить на троих.
 — Здравствуй, Софьюшка, радость наша, — подкатывает страдалец к продавщице. — Хлебушек у тебя свежий?
 - А то не знаешь, что хлеб завозят два раза в неделю.
 - Но сегодня день завоза, — хитро щурится Серега.
 - И что?! Хлеб еще не привезли. И ждать, видимо,придется долго. Видишь, сколько снегу навалило! — Женщина с беспокойством глядит в окно. — При таких сугробах машина не проедет... Точно не проедет, — сокрушенно повторяет она. — Ты бы, Серега, организовал мужиков дорогу почистить.
 — Сие от меня не зависит, Голуба. Федор — меньше чем за чекушку вывести грейдер не согласится. С пол-сотней, что у меня есть — вопрос неразрешим. Или договоримся в долг? — Мужчина вопросительно смотрит на Софью.
 — Не-а, - смеется та. - Не хочу с Марфой ссориться.
 - Не боись! Не заметит она такой малости, - уговаривает продавщицу Сергей. — Это какой же нюх надобно иметь...
 — Много вы, мужчины, понимаете в женской проницательности. От нас и каплю не утаишь. Нет! И не проси. С утра не продаю спиртное.
   Страдалец меняет тактику: Я все же подожду машину здесь?
 — Жди. Кто тебе не дает... — Софья неспешно протирает белой тряпкой прилавок и хлебный ларь. Без покупателей, без товара, без новостей — ей скучно.
 - Может, пока расскажешь, что на селе происходит? — просит она.
 — Это можно, - соглашается Сергей. - Наипервейшая новость с утра — тетка Дуня умом тронулась! С утра под снегом зеленую траву для своей козы ищет, — на полном серьезе говорит он.
 - Так, нет у Дуськи козы... Ой, брешишь ты!
 - Да-а-а? — изображает удивление мужчина. — Кто же тогда, недалече отсель, траву под снегом ищет? В белом тулупе, опять же... Ишо, воротник такой большой...лицо прикрывает? — Ошибиться запросто можно. Но, что баба в тулупе — видел точно.
  В это время в магазин входит уборщица школы Фрося в белом тулупе.— Ух, употела! Зато все дорожки у школы почистила. Вот, за хлебушком забежала...
 — Так вот — кого я видел, — обрадовался Серега. —А ты — «брешишь», — обижается он на Софью. — Отродясь за собой такого не припомню. — И, уже обращаясь к Фросе, говорит: — А свежий хлеб еще не привезли.
— Так я распарю хлебушек-то. Будет теплый и мягкий. Дай-ка мне, Софушка, что осталось от старого привоза. Времени на ожидание у меня нет.
  Серега подходит поближе к Фросе и почтительно говорит: — Уважаемая, одолжи сотенку до вторника. Отдам с конфетами...
  Выражение лица пожилой женщины меняется с приветливого на строгое.— Да что же тебе, с утра неймется! По соседям пошел на похмелье собирать... А как Марфа узнает! Иль ссориться с ней прикажешь? Нет уж, уволь от такого удовольствия — с твоей жинкой препираться. Лучше рассолу у нее попроси: верное средство от головной боли.
  Купив буханку хлеба, Фрося уходит, оставив Серегу ни с чем. Тот, как ни в чем не бывало, подвигается ближе к продавщице и продолжает разговор: Вчера бухгалтер сельсовета Нина Ивановна в город ездила. Документы на проверку возила. — И, переходя на шепот, сообщает: Снимают с должности нашего председателя-то…
 - Брешишь! — срывается Софья. — Не было тому никакого повода.
 — Во те крест, — двигая перед собой рукой, смеется Серега и про себя думает: «Будет о чем посудачить бабам!» - А вслух, так спокойно, говорит: Так, сама спроси секретаршу сельсовета... Тебе-то — она расскажет...
  Серега делает паузу, наблюдая за Софьей...
- А еще такой случай в нашем поселке приключился. Зинку Петрову знаешь? –Так вот, у нее ярка принесла ягнят с шестью ногами...
  Софья внимательно смотрит на Сергея. - Сам видел, али как?
 — Да разве она кому покажет такое. Узнал утром из телевизора. И скотинку ее уже увезли на изучение в институт... И про это — тоже из ящика сказали.
 - Путаешь ты все! Где наша скотинка, а где институт и телевизор, — возражает ему продавщица.
 - Не я путаю, а гены у ягнят перепутались. Так сказали эксперты. Вот, те крест! Все потому, что экология плохая...
 - Что ты все за крест цепляешься! Если бы у Зинаиды такое несчастье приключилось
 — знало бы все село.
 -А ты у баб поинтересуйся, коли мне не веришь, -на полном серьезе отвечает Серега. Теперь он уверен, что запустил программу обсуждений, пересудов и сплетен, не менее чем, на две недели. Скучно в поселке не будет!
 - А последняя новость лично тебя касается, - раздвигая улыбку до ушей, говорит неугомонный балагур. - Иду я, значит, сегодня мимо твоего огорода и вижу: В саду деревья погрызаны...
   Серега одним глазом наблюдает за реакцией Софьи и иронично замечает: Не уберегла ты, хозяюшка, сад от набегов зайчиков. Поленилась по осени молодые деревья обвязать. Хочешь, сейчас пойду и обмотаю?
  Софья расстроена и готова немедленно бежать и проверить слова Находки. Но в это время в магазин заходят грейдерщик Федор и его тень — механик Анатолий, а в подсобке нетерпеливо звонит телефон...
  Мужчины здороваются и начинают искать заначки в своих карманах. Теперь- то на троих сладится!
   Софья берет трубку: - Але? - На другом конце провода она слышит голос водителя продуктовой лавки: «Хозяйка, до поворота я доехал, а дальше пробиться никак. Высылай подмогу!»
 — Софья Марковна, коллектив в лечении нуждается. Просим обслужить, — важно говорит Федор и кладет на прилавок 150 рублей. Лица у мужчин сияют в предвкушении удовольствия.
  Софья накрывает ладонью деньги и перекладывает их в карман рабочего халатика.
 - А теперь, «больные», —строго говорит она, — живо заводите грейдер, берите лопаты и марш чистить дорогу! Сделаете работу — получите лечение.
 — А как же деньги? — возмущаются выпивохи.
 — Женам отдам.
  Мужчины растерянно переглядываются...- А ежели выполним работу, не выдашь?
 — Быстрей, быстрей. Шевелитесь! Машина с хлебом ждет. До развилки два километра. Тут работы на сорок минут.
   Раскрасневшиеся мужчины вернулись в магазин с опережением графика и принесли с собой запах ветра, снега и удовольствия от работы на улице. Они сняли шапки и рукавицы. — Наливай, Софьюшка...
  Хозяйка магазина достала из-под прилавка трехлитровую банку рассола и налила в большие кружки... — Пейте.
 — Не понял, — засопел Федор. — Ты же обещала полечить?
 — Обещала, — говорит Софья, — и свое слово держу.
 — Тогда наливай! — Мужчины в нетерпении.
 — Пейте, — двигает им женщина кружки с рассолом.- И идите чистить улицы и подходы к домам. Особо — к домам стариков. Сама проверю!
 - Это, что ты раскомандовалась, - зло отреагировал Федор.-  Мы тебе не солдаты. Работу нам определяет председатель сельсовета.
 — Так его сняли! Не верите, - спросите у Сергея. И пока в поселке нет председателя, командовать вами буду я. Вам понятно?!
   Мужчины в замешательстве. Хозяйка магазина, сузив глаза, выглядит суровой и властной. Ее вид убеждает их, что компромисса не будет и лучше не перечить. Быстро освободили кружки, надвинули шапки и двинулись на выход.
 — И чтоб с утра были, как стеклышко, — отдает вдогонку приказ Софья. - У меня своя программа лечения «больной» головы вашей компании. Трудовая терапия.
   
   29.12.2019 Москва. https://e-shirokova.ru/