Двойной праздник

Анна Ванян
25 января отметили Татьянин день счастливые студенты. После долгой и трудной сессии для них, наконец, наступила долгожданная пора отдыха и свободы – зимние каникулы! Суровые экзаменационные будни остались позади, можно расслабиться и выдохнуть, вспоминая добрым словом святую великомученицу Татиану, неизменную покровительницу наук и студенчества.

Добрым словом вспоминают молодые люди и многих своих преподавателей, которые со всей ответственностью подходят к работе, переживают, болеют и искренне радуются за каждого ученика.
Накануне Татьяниного дня корреспондент газеты «Трибуна ВПК» побеседовала с преподавателем, доцентом кафедры «Компьютерные системы и сети» (ИУ-6) МГТУ им. Н.Э. Баумана Т.Н. Ничушкиной.

25 января для Татьяны Николаевны – праздник двойной, особенный, который будто складывает в единый, законченный образ удивительные хитросплетения ее судьбы.
«Именем Татьяна меня назвали в честь бабушки, – рассказывает Татьяна Николаевна. – По гороскопу я Рыба. А Рыб, как известно, притягивает все тайное, непознанное, сверхъестественное. Хотя я в мистику не верю, но мне всегда было интересно, что написано о моем имени в Интернете, в гороскопах, в астрологических прогнозах, и кем я была в прошлой жизни. Мне было интересно узнать, насколько эта информация совпадает с моей личной историей. Так вот на одном сайте я прочитала, что якобы в прошлой жизни я была монашкой при каком-то храме. И везде, где бы я ни читала, сообщалось о том, что в прошлых жизнях я делилась с людьми своими знаниями».
Т.Н. Ничушкина родилась на Украине, в городе Золотоноша, Черкасской области, росла разносторонним и активным ребенком, буквально «лезла во все дыры»: пела в хоре, танцевала в ансамбле, училась в музыкальной школе по классу фортепьяно, играла в баскетбол, читала книги. В детские и юношеские годы Татьяна Николаевна особенно увлекалась фантастикой. Из любимых писателей называет Рэя Брэдбери, братьев Стругацких, Айзека Азимова. И, как многие советские дети, мечтала о космосе, о том, что когда-нибудь обязательно полетит к звездам.
Окончив с отличием среднюю школу, Татьяна направилась в Москву, чтобы поступать в МГТУ им. Н.Э. Баумана, ведь именно там должна была сбыться ее самая заветная мечта – мечта о полете в космос.
«Мечтать, надо мечтать детям орлиного племени!» – поется в одной из советских песен. Но не всегда, увы, сбываются детские мечты, и жизнь порой бурлит, как темная, таинственная река, расставляя на поворотах свои мистические знаки.
«В первый год в университет я не поступила. На экзамене по математике получила тройку и по баллам не прошла. Расстроилась. И вдруг подумала: не поступила, потому что некрещенная. Моя бабушка была верующая, но в церковь не ходила, считала, что Бог у каждого в душе. Но на ночь обязательно читала молитву и подушку крестила. И нас приучила, что перед сном обязательно надо молитву прочитать, – рассказывает Татьяна Николаевна. – Покрестилась я в 1972 году в Москве в Коломенской церкви. А на следующий год благополучно сдала вступительные экзамены. Когда была студенткой, перед экзаменами всегда молилась. И дома у меня, конечно, хранится иконка моей покровительницы – святой Татианы».
Училась Т.Н. Ничушкина на факультете приборостроения (П-6), осваивая непростые задачи программирования. К сожалению, мечты о космонавтике пришлось оставить. Ведь в космос летают не просто ученые, а крепкие, готовые к большим перегрузкам люди. Татьяна Николаевна стала реалистом и решила, что лучше будет здесь, на Земле, готовить будущих ученых и разработчиков космических ракет.
Уже в студенческие годы Татьяна Николаевна почувствовала в себе желание и стремление передавать опыт и знания другим людям.
«На экзаменах я всегда отвечала первой. Не любила «трястись» и стоять под дверью, – вспоминает Т.Н. Ничушкина. – А после экзаменов со спокойной душой выходила в коридор и объясняла студентам какие-нибудь вопросы, чему-то учила или что-то рассказывала».
МГТУ им. Н.Э. Баумана Т.Н. Ничушкина окончила в 1978 году. Три года по распределению работала в АО «НИТИ им. П.И. Снегирева» в городе Железнодорожном. С 1981 по 1984 годы училась в аспирантуре. В 1987-м перешла работать в АО «ВПК «НПО машиностроения». По совместительству на АКФ вела лабораторные, читала студентам лекции на кафедре «Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии» (ИУ-7). С 1997 года решила полностью переключиться на преподавательскую деятельность.
«Мне нравится работать со студентами. Каждый год приходят новые ребята, и каждый раз материал нужно давать по-новому, по-другому объяснять, искать какие-то другие педагогические подходы. Эта работа стимулирует мозг, заставляет преподавателя развиваться, двигаться вперед, – объясняет Татьяна Николаевна. – В советское время мы были другими студентами. У нас была отличная память, мы могли заучивать наизусть большие отрывки теста. У современной молодежи больше работает зрительное восприятие, очевидно, потому, что они слишком много времени проводят за смартфонами и Интернетом. Поэтому и учебу приходится перестраивать так, чтобы ребята могли воспринимать на лекциях необходимую для себя информацию».
Т.Н. Ничушкина преподает программирование уже более двадцати лет. Передавая свой опыт и знания молодому поколению, Татьяна Николаевна переживает за каждого ученика, и даже на экзаменах порой продолжает учить, что-то объясняет, рассказывает, разжевывает, давая ребятам еще один шанс узнать, понять и постичь непростые законы своего предмета.
«В Татьянин день, в день студента, я хочу пожелать всем ребятам, чтобы свою будущую профессию они выбирали по зову сердца, чтобы учились в университете не для мамы или папы, а, в первую очередь, для себя. Ведь если у студента горят глаза, если он рвется к знаниям, для нас, преподавателей, это истинная радость», –признается Т.Н. Ничушкина.
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna070220.htm?l=0