Ленинградская мадонна

Анна Ванян
16 мая исполняется 110 лет со дня рождения русской поэтессы Ольги Берггольц. Ее называли ленинградской Мадонной. Почти все 872 блокадных дня звучали, летели, как ласточки, по радиоволнам, сквозь грохот и гул снарядов, стихотворные строки Ольги Берггольц. Они вдохновляли измученных, истощенных людей. В те страшные блокадные дни радио для жителей Ленинграда было единственной связью с миром.

«Ленинградцы лежат в темных, промозглых углах, ослабшие, вялые, их кровати трясутся, и вот доходит в этот черный, отрезанный от мира угол, мой стих, и людям становится легче. Если мгновение отрады доставила я им – пусть мимолетной, пусть иллюзорной, – то значит, существование мое оправдано»,– писала в дневнике Ольга Федоровна.
День Победы и день рождения Ольги Берггольц – как близко стоят друг от друга эти знаковые для каждого русского человека даты, как будто они связаны нитями времени – вечной, монолитной памятью о тех людях, кто защищал в дни блокады многострадальный, гордый город – Ленинград. Тех, кто выстоял блокаду Ленинграда, по праву можно назвать людьми с большой буквы. Лучше всех об этом сказала Ольга Берггольц в стихотворении «Я говорю с тобой под свист снарядов»:
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей!
На одной из детских фотографий Ольге Берггольц 14 лет. На черно-белом снимке стоит перед нами хрупкая, еще совсем юная девушка – светловолосая русская красавица: нежные черты лица, пухлые щечки, тонкая, почти прозрачная кожа и улыбка – милая, детская, доверчивая. И кто бы мог подумать, что так скоро, так неожиданно вдруг на плечи этой улыбчивой девочки упадет вся тяжесть разрушительной судьбы.
Замуж Ольга Берггольц вышла рано – в 18 лет. Первый муж, молодой поэт Борис Корнилов сделал предложение Ольге у подножия Медного всадника – так романтично начиналась история любви двух талантливых поэтов. Но романтика на этом заканчивается, и далее начинается жестокая реальность.
От Бориса Корнилова Ольга родила дочь Иру. Но вместе супруги прожили недолго – не сошлись характерами – и развелись в 1932 году. В этом же году Ольга вышла замуж за своего однокурсника Николая Молчанова, от которого у нее появилась на свет дочь Майя. А далее, как в страшном сне… В возрасте 8 лет умирает старшая дочь Ирина: сердце хрупкой девочки не выдержало осложнений после затяжной ангины. А через год уходит из жизни годовалая дочь Майя.
Беды с завидным упорством преследуют Ольгу Берггольц. В начале 1937 году на поэтессу завели дело о покушении на высокопоставленного партийного чиновника Андрея Жданова. Следователь провел несколько допросов «с пристрастием». Во время пыток у женщины случился выкидыш: ребенок погиб в тюремной больнице, что окончательно добило мать. После выкидыша Ольга Федоровна уже больше не могла иметь детей.
В 1938 году расстреливают первого мужа поэтессы Бориса Корнилова, как участника антисоветской троцкистской организации. А в 1942 году в блокадном Ленинграде от голода умирает второй муж поэтессы Николай Молчанов. На его смерть поэтесса напишет эти строки:
«Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова?
Я тоже – ленинградская вдова.
Мы съели хлеб,что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде,
Один, стуча, трудился метроном».
После смерти Николая Молчанова поэтесса приняла решение остаться в осажденном городе. Ольга Берггольц пришла в Ленинградское отделение Союза писателей и оттуда получила направление в литературно-драматическую редакцию Ленинградского радио, где ей и суждено было стать легендой, музой блокадного города.
Трудно встретить в мировой литературе поэта, который мог бы сказать, что вошел в историю города по праву разделенного страдания. Свою лиру, свою музу, свою жизнь Ольга Берггольц посвятила блокадному Ленинграду. Она говорила: «То, что мы останемся в Ленинграде, как бы тяжело ни сложилась его судьба, – это мы решили твердо с первых дней войны. Я должна была встретить испытание лицом к лицу. Я поняла: наступило мое время, когда я могу отдать Родине все – свой труд, свою поэзию. Ведь жили же мы для чего-то все предшествующие годы».
Три с половиной года ее чистый голос, наполненный удивительной энергией, практически ежедневно звучал в эфире. Поразительные выступления Берггольц имели такую силу, что враги внесли ее в список советских людей, которые должны быть расстреляны сразу после взятия Ленинграда.
Со своими слушателями и читателями она умела говорить сердцем. И для потомков ее поэзия, ее стихотворные строки звучат, как камертон, как чистый звук сердца.
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna080520.htm?l=0