Ладога часть 2

Владимир Петропавловский
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ БАТАЛЬОН
Часть вторая.
Деревня Липки.

     Деревня Липки – небольшой населенный пункт, расположенный на южном берегу Ладожского озера, был занят немецкими войсками. Вблизи ее восточной окраины проходил передовой край Волховского фронта.
     Было начало января 1943 г. По едва уловимым признакам мы предугадывали о готовящихся событиях Ленинградского фронта. Обратили внимание на интенсивное ночное передвижение войск. Мимо нас по озеру, в сторону западного берега проходило большое количество военной техники и пехоты.
     В то время для командования батальона была построена хорошая землянка. В ней располагались командир 40 овждб подполковник Ефимов, его заместитель по политической части майор Иванов М.И. и по технической части инженер-капитан Незванов А.В., начальник штаба майор Никифоров И. и я. По окончании трудового дня все собирались в землянку поужинать. Мы делились полученными впечатлениями за день. Ежедневно проводились оперативки с командирами подразделений, на которых подводились итоги дня, и ставились задачи на следующий день.
     Как –то, поужинав, кто занялся своими делами, кто лег отдыхать. Разговор начал начальник штаба.
- Не спроста идет переброска техники и войск на западный берег озера. Я сейчас шел по дороге, и видел проходящие танки, артиллерию и пехоту.
- Верно, - подтвердил Михаил Иванович Иванов, - Должно быть готовится большое наступление наших войск. Уже полтора года Ленинград в блокаде. Наступило время освободить город от вражеского окружения.
- Точно, - поддержал я мнение собеседников, и задал вопрос, - когда, товарищи по вашему мнению кончится война?
- Война будет долгая, не менее четырех лет, - сказал свое мнение командир батальона Ефимов. Его прогноз оказался более верным.
- Вот мы более месяца ведем строительство на Ладоге, сегодня начался десятый километр, - сказал я, - На нашем участке я встретил члена Военного Совета фронта генерал-майора Соловьева. Он интересовался ходом работ, разъяснял значение строительства дороги для Ленинграда и пожелал нам успеха.
-  Далеко ушла укладка пути от берега, все труднее доставка материалов. Очень не хватает нам автомашин. Надо просить командование о помощи, - проговорил подполковник Ефимов, поправив огонь в фонаре «Летучая мышь», - Подай-ка  чайку, да покрепче, - попросил у ординарца Филимонова.
    Рядовой Филимонов, будучи ординарцем командира, свою службу знал отлично. Он не только охранял и оберегал командира, но и обеспечивал нашу землянку теплом, уютом и питанием. Чай он заваривать умел!
     Наш командир батальона подполковник Ефимов был умным, честным, преданным Родине и партии старшим офицером. Железнодорожное дело знал хорошо, имел большой опыт командования ж.д. частями. Было чему у него поучиться.  По возрасту он был старше нас всех, да и здоровьем был крепким. Мне он запомнился как коренастый, среднего роста, волевой, требовательный человек. Любил он попить наваристого чайку, а вот от спиртного отказывался, свои положенные «сто грамм» он  отдавал нам.
    Светлая память осталась у нас о комбате. В то время я был на должности заместителя командира части по общим вопросам, на которую был назначен в первых числах июля 1942 г. В этом году  батальон находился на строительстве ж.д. направления Неболчи – Любытино. Я был молод, почти год назад окончил Военно-Транспортную академию, и сразу попал в свою стихию. Батальон я полюбил сразу. Много мне помог в службе комбат Ефимов, я очень благодарен за это своему учителю.
     Уставшие за день мы быстро уснули. Вдруг на рассвете нас разбудила сильная артиллерийская канонада. Это было утро 12 января 1943 г. Быстро надев валенки и полушубки, мы вышли из землянки. Где стреляют? Определить было не трудно, стреляли из района деревни Липки. Такая стрельба могла означать только артиллерийскую подготовку. Вскоре нам сообщили из штаба бригады, что на Ленинградском фронте наши войска перешли в наступление.
     Это была и радость, и в то же время тревога, а не захлебнется ли наша атака войск? Командир 11 ождбр полковник Дебольский Г.П. предупредил нас по телефону, что работы на озере продолжать по прежнему, но быть готовым к переходу маршем к новому месту работ в район деревни Липки.
     Так мы ждали шесть дней. К исходу 17 января наш связной Петров доставил из штаба бригады пакет. В нем оказался приказ командира бригады, что 40 овждб совершить марш в район деревни Липки для выполнения нового задания, по строительству  ж.д. на суше.
     За семь дней боев, частям Ленинградского и Волховского фронтов удалось опрокинуть долговременную и сильно укрепленную оборону гитлеровцев.  Блокада Ленинграда была прорвана, 18 января об этом объявили по радио. Это был светлый праздник ленинградцев. Прорыв резко изменил положение на Ладожском озере. Автомобильные перевозки грузов по ледовой трассе продолжались, но строительство ж.д. через озеро потеряло свое значение. Через полтора года осажденный город получил возможность установить прямую сухопутную ж.д. связь с Большой землей.
     Военный Совет фронта решил перекинуть все силы строителей в район прорыва блокадного кольца Липки – Шлиссельбург.  Надо было в кратчайшие сроки проложить ж.д. сквозь отбитый нашими войсками коридор. Поэтому 40 овждб был направлен в деревню Липки.
     Батальон в походном порядке направился по дороге вдоль Ново-Ладожского канала. Предстояло преодолеть 30 км путь. Двигались ночью, колонны подразделений были не обычные. Автомашин было очень мало, 10 бортовых и 10 автосамосвалов. На них перевозили тяжелый инструмент, технику и продукты. Все остальное переносили люди. Солдаты для этих целей перевозили самодельные санки. На них укладывали инструмент, солдатские вещи и обязательные печурки.
     Часам к шести утра мы дошли до деревни Назия. Двадцать пять километров осталось позади. От прежнего места расположения батальона до д. Назия дорога была накатанная, так как в деревне стояли тыловые части стрелковой дивизии. Путь от Назии до Липок шел по бездорожью, скорость передвижения резко упала. Пройдя еще пять километров, мы подошли к переднему краю обороны Волховского фронта, и метров через двести его увидели.
     Было две полосы проволочных заграждений и минных полей. Нашим глазам предстала ужасная картина недавнего боя. Всюду были видны трупы как советских воинов, так и немецких вояк. Они успели замерзнуть, застыв в различных позах. Пока минеры проделывали проходы в минных полях, мы рассматривали этот участок боя. Видно было, что бои были жестокими, противник оказывал нашим войскам упорное сопротивление, немцы сильно укрепили свою оборону, и прорвать ее было не легко.
     Пройдя свой и вражеский передний край обороны, мы двинулись дальше, и дойдя до деревни Липки остановились. Населенный пункт значился только на карте. На местности стояли только дымовые трубы печей и три разрушенных деревянных сруба – это все, что осталось от деревни.
     Техническая разведка, возглавляемая капитаном Гончар, выступила заранее и должна была к нашему приходу дать исходные данные по принятию решения. Нужно было искать место для расположения личного состава, штаба и служб. Очень пригодились оставленные врагом землянки, которые были брошены в второпях. Они располагались вблизи деревни в откосах берегов Старо и Ново-Ладожского каналов. После проверки минерами их очистили, провели санобработку, подремонтировали и они были заняты.
     Вскоре прибыл начальник техразведки, доставивший данные об участке предстоящих работ. Нам предстояло построить по Синявинским  болотам три километра железнодорожного пути. Поскольку батальон находился на Ладоге не в полном составе – первая путевая рота, которой командовал капитан Попов, была откомандирована в распоряжении  8 омвб (? Ошибка в номере,  если это 8 омждб – мостовой батальон, то он был в составе 10 ождбр УВВР-7, если 8 овждб – восстановительный, то в составе 6 ождбр УВВР-7, но они никогда не входили в состав УВВР-2 Прим. ИМЗ) выполняя задачу по заграждению ж.д. участка Будогощь – Кириши. Для выполнения поставленной задачи комбат подполковник Ефимов разбил весь участок на два ротных. Эти участки по объему и длине равные, работы были поручены 2-й путевой и 3-й мостовой роте. Четвертая техническая рота обеспечивала подвоз на участки материалов верхнего строения пути.
     В соответствии с задачами и местом работ была определена дислокация подразделений, штаба и служб батальона. 2 и 3-я рота располагались поближе к месту работ. В землянках д. Липки разместились штаб, санчасть, комендантский взвод и техническая рота. Хозяйственную часть, склады и мастерские оставили в д. Назия, там размещение тыловых служб было более удобным и безопасным.
     Я не могу вспомнить, откуда в нашем батальоне взялись десятиместные брезентовые палатки. Но они постоянно нас выручали, зимой отапливались печурками, легко и в нужном месте устанавливались, размещая на отдых личный состав. Их очень берегли, своевременно ремонтировали, и они верно служили батальону до конца войны. Низкий поклон тому, кто достал их батальону.
      После получения приказа, каждый командир занялся своим делом. В этот день подразделения приступили к выполнению приказа по строительству ж.д., оставив людей на устройство жилья и бытовых нужд.
   Спустя некоторое время я с группой офицеров направился осмотреть места работ. В группу входили, кроме комбата, замполит части Иванов М.И., зампотех Незванов А.В., зам.по МТО капитан Лаптев, инженеры техчасти капитан Лебедев, Лактионов, Морозов, командир техроты капитан Куликов и другие.
     С собой мы взяли отделение минеров для обеспечения безопасности движения. Путь от Липок до трассы проходил по лесистой заболоченной местности, и по прямой был недалек, примерно два километра. Примерно через полчаса мы вышли к небольшим высотам, на которых до войны располагался рабочий поселок Синявских торфоразработок. Здесь и проходил центр батальонного участка, от построек на месте поселка не осталось ничего

Бывший командир 40 овждб подполковник Табарчук А.М.
Февраль 1968 г.
Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ сентябрь 2020 г. В.Петропавловский