Нечаянная радость глава 5

Андрей Терёхин-1
                *****
В эту ночь Лизи плохо спала.  В тревожных сновидениях перед ней вставали картины из воспоминаний Александры Григорьевны. Самоё чёткое и жуткое сновидение было связано с образом Фёдора Домогаева, протягивающего к ней свои длинные руки. Это было ужасно. Девушка мгновенно просыпалась, дрожа всем телом от охватывающего её страха. Измучившись, она встала и зажгла настольную лампу. В её свете стала видна икона Пресвятой Богородицы, стоящая на крышке старинного комода. Стараясь не производить лишнего шума, Елизавета тихонько приблизилась к комоду и, осенив себя крестным знамением, зашептала текст молитвы, когда-то заученной ею:
    - Днесь, вернии людие, духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианского, и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице: о, Премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехи и скорбьми многими, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
    Взгляд девушки был направлен на образ Божьей Матери, удерживающей на одной руке Богомладенца, а другой рукой, указывающей на Него. В тот момент ей казалось, что от этого образа исходит какое-то внутреннее тепло, наполняющее всё её существо
спокойствием и уверенностью в то, что её молитва услышана.
   С благодарностью она снова осенила себя крестным знамением и, погасив свет, легла в кровать. Заснула она практически сразу и проспала до девяти часов утра. Когда Лиза, наконец, проснулась, солнечные лучи, проникающие через оконное стекло, ярко освещали всё пространство комнаты.
   Девушка поспешно соскочила с кровати и, посмотрев на часы, с ужасом произнесла:
   - О, Боже, я проспала. Как же неудобно получилось. Наверно, Александра Григорьевна меня уже заждалась?
   Она быстро заправила постель и, набросив халат, поспешила выйти из комнаты.  Хозяйка дома встретила её в своём любимом кресле с книгой в руках.
   - Доброе утро, Лизонька, - поприветствовала она девушку. – Как спалось? Надеюсь, что на новом месте тебя ничего не беспокоило?
    Её дружелюбный тон говорил о том, что пожилая женщина не сердится на свою молодую спутницу, поэтому Елизавета широко улыбнулась:
   - Доброе утро! Спасибо, мне было очень удобно. Прошу извинить меня за столь долгий сон, сейчас я приведу себя в порядок и что-нибудь приготовлю на завтрак.
    - Можешь не извиняться, - с улыбкой ответила ей Александра Григорьевна. – Ты здесь не служанка и не обязана вставать раньше меня. Кроме того, я пока ещё в силах сама приготовить пищу, так что не переживай и приводи себя в порядок.
    Лизи благодарно кивнула головой и поспешила в ванную комнату. Вскоре она вернулась уже умытой и аккуратно причёсанной.
   - Хоть Вы и позволили мне не извиняться, - сказала она, обращаясь к хозяйке дома, - но я не могу иначе, поэтому ещё раз прошу меня извинить за сегодняшнюю утреннюю задержку и спешу заверить, что это больше не повториться.   
  - Уверяю тебя, что тебе не стоило беспокоиться, - услышала Елизавета голос пожилой женщины. – Я уже сказала, что ты не служанка и вольна поступать так, как считаешь нужным.
    - Простите, - удивлённо произнесла Лизи, - но я что-то не понимаю Вас. Насколько мне известно, Вы как раз и искали человека, способного помогать вести хозяйство и ухаживать за Вами. Разве это не так?   
   - Абсолютно точно, - ответила ей сестра Анастасия. – Только это вовсе не значит, что этот человек должен стать моим слугой. Мне хотелось бы, чтобы между нами были тёплые доверительные отношения. Жаль, что ты этого не поняла.
    - Извините, - смущённо произнесла девушка. – Я не хотела Вас расстраивать. Просто это для меня непривычно, но я очень рада Вашим словам и постараюсь оправдать оказанное доверие.
    - Вот и славно, - улыбнулась хозяйка дома. – И впредь, прошу тебя, не стесняясь, спрашивать обо всём, что тебя интересует или кажется непонятным.
   - Договорились, - улыбнулась ей в ответ Елизавета.
   - Я хотела бы показать тебе нашу обитель и навестить игуменью Феодору и сестёр, - сказала Александра Григорьевна. - По дороге я познакомлю тебя с нашей деревушкой, чтобы ты могла свободно ориентироваться в ней. А затем мы зайдём в храм. Надеюсь, ты согласна?
    Лиза кивнула головой и уже вскоре вместе со своей новой спутницей медленно шла по деревенской улице, слушая пояснения пожилой женщины. Они неспеша дошли до здания, в котором разместилась женская обитель. Устав от довольно продолжительной дороги, Александра Григорьевна не спешила войти в монастырское здание. Остановившись и переведя дух, она предложила Елизавете осмотреть владения женской обители.   При доме имелся небольшой участок земли, на котором трудами сестёр был разбит огород с грядками клубники и кустами малины. Чуть в стороне располагался загон с курами и сарай, в котором содержали коз. В тени плодовых деревьев девушка увидела несколько ульев, образующих небольшую пасеку. От неё узкая дорожка, вымощенная каменными плитками, вела к церкви.
    Осмотрев территорию монастыря, Лиза повернулась к своей пожилой спутнице, ожидая дальнейших её указаний. Та не заставила себя ждать.
   - Сейчас мы пройдём с тобой в церковь, - сказала Александра Григорьевна, - Постарайся соблюдать тишину и не мешать сестрам обители совершать молитвенную службу. К сожалению, мы сильно задержались и будем лишь на окончании службы.
    От этих слов лицо девушки залила краска стыда, и она виновато склонила голову. Не заметив этого, женщина продолжила:   
    - Здесь находится чудотворный образ Божией Матери «Леснинская». Эта икона обладает удивительной историей и особым даром исцелять людей.  Встреча с ней – истинная радость для верующего человека.
   - Я никогда не слышала об этой иконе, - ответила ей Елизавета. – Мне ещё никогда не доводилось видеть чудотворные иконы.
 - Каждая икона Пресвятой Богородицы обладает уникальными чудесными свойствами,
- объяснила Александра Григорьевна. - Православные верующие чаще всего обращаются с молитвенной просьбой именно к Божией Матери. Считается, что ее образы имеют невероятную силу и дар исцеления, поэтому каждый обращающийся за помощью обязательно будет услышан. Леснинская икона Матери Божией чудесным образом явилась в великий праздник Воздвижения Креста Господня. Благодаря ее чудотворным свойствам, люди до сих пор обращаются к ней с просьбами об исцелении от телесных и душевных болезней. Давай же и мы с тобой, наконец, увидим эту великую православную святыню и молитвенно попросим помощи Пресвятой Богородицы.
  Девушка кивнула головой и, поддерживая под руку свою спутницу, следом за ней пошла к церкви.
   - Сначала богослужение проходило в трапезной, - продолжила объяснение Александра Григорьевна - а потом хозяева этого имения предоставили монастырю вот эту церковь.
   Наконец, они вошли внутрь. Елизавета раньше практически не бывала на церковных службах, лишь в детстве несколько раз вместе с родителями посещала храм. Тех детских впечатлений практически не осталось в её памяти. И вот сейчас, переступив порог сельской церкви и услышав пение женского хора, девушке показалось, что её сердце на миг остановилось. Чудные звуки церковных песнопений обволакивали всё её существо, наполняя его внутренним спокойствием и необычайной лёгкостью. Лизе хотелось раствориться в этих звуках, позабыв обо всех проблемах и печалях. Со стен на неё взирали лики святых. Их очи, наполненные тихой радостью и глубокой мудростью, охватывали всех находящихся в храме. От взгляда этих очей девушке стало уютно и тепло. Казалось бы, святые хотят сказать, что они ждали её и рады встрече. Девушка прикрыла глаза и замерла, боясь пошевелиться. К реальности её вернул знакомый голос Александры Григорьевны, сообщивший, что служба закончилась.
   Вскоре их окружили сестры, а чуть позже подошла и матушка Феодора.
   - Рада видеть вас в стенах нашей скромной обители, - поприветствовала она свою духовную дочь и её молодую спутницу. – Как Ваше здоровье? Не нужна ли какая-нибудь помощь?
   - Спаси Господи, матушка, - ответила ей пожилая женщина, - всё хорошо! Теперь уж точно беспокоиться не о чем. Вместе с Лизонькой (она ласково посмотрела на девушку) я со всем справлюсь. Слава Богу за всё!
   - Рада это услышать, - с улыбкой произнесла настоятельница. – Может быть, у Вас есть ко мне какие-либо вопросы?
   - Мне хотелось бы показать Лизе нашу святыню, - услышала она в ответ, - а ещё - познакомить её с жизнью сестёр обители.
   - Не вижу никаких препятствий, - улыбнулась матушка Феодора. – Уверена, что познакомить Лизу с нашей святыней Вы сможете сами. Мы с сестрами оставим Вас в храме, а затем – милости просим, в нашу обитель.
   Получив благословение, Александра Григорьевна и её молодая спутница медленно подошли к чудодейственному образу Пресвятой Богородицы.
   - Как ты можешь видеть, Леснинская икона Божией Матери, представляет собой вырезанное рельефом на темно-красном овальном камне изображение Пресвятой Богородицы и Богомладенца, - указывая на святой образ, объяснила она девушке. - Обретена она была в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в конце XVII века.
  - А почему этот образ называется «Леснинским»? Это как-то связано с лесом? – задала вопрос девушка.
  - Такое имя образ получил по названию села Лесны, неподалёку от которого в ближайшую православную церковь деревни Буковичи была перенесена Святая икона после обретения, - ответила пожилая женщина. - А обретён этот образ был, как раз, в чаще леса, в ветвях грушевого дерева. Некий Александр Стельмашук, пастух села Лесны, отыскивая заблудившихся коров, увидел в ветвях грушевого дерева образ Божией Матери, излучавший яркий свет. Так что, как видишь, и с лесом это тоже связано.
   Она осенила себя крестным знамением и продолжила:
   - Эта икона обладает сильным даром исцеления и способна вылечить даже безнадежно больных людей. Если кого-то настигал тяжелый недуг, обращались к образу Леснинской Божией Матери и просили избавить от невыносимых мучений, и уже вскоре болезнь покидала их.
   Александра Григорьевна тяжело вздохнула и с горечью произнесла:
  - Конечно, происходит и так, что исцеление уже невозможно. Так случилось с моей прежней спутницей жизни. У Катрин был рак. К сожалению, когда это выяснилось, было слишком поздно. Жизнь ей спасти не удалось, но я рада, что с помощью святого образа смогла облегчить её страдания. Уверена, что такая чистая душа, какая была у Катрин, обитает теперь в раю.
   Она снова перекрестилась. Елизавета повторила за ней крестное знамение.  Женщина ещё раз перекрестилась и стала произносить текст молитвы. Её тихий голос звучал успокаивающе. Девушка встала рядом и, осенив себя крестным знамением, стала прислушиваться к тексту молитвы. Взгляд Лизы был обращён на святой образ, с которого на неё смотрели немного грустные очи Девы Марии и Богомладенца. Правой рукой Богоматерь прижимала к себе Божьего Младенца, а в левой - размещалась книга, над которой летал Святой Дух в образе белого голубя. Младенец Иисус, наоборот, держал книгу в правой руке, а пальцы его левой руки были сложены в двоеперстие - знак благословения.
   От звучащей рядом молитвы девушке стало так хорошо и спокойно, что она прикрыла глаза и попыталась полностью погрузиться в охватившее её блаженство.
   Когда же она вновь открыла глаза, Александра Григорьевна заканчивала своё моление:
   - Избранней Предвечным Царем Преславней Владычице нашей Богородице, явлением иконы Своея Червонную Русь просветившей, похвальная возсылаем пения. Ты же, яко имущая державу непобедимую и милость неизреченную, от всяких нас бед избави и спаси, да зовем Ти: Радуйся, премилосердая Мати, всех нас любовию Своею покрывающая.
   Сколько прошло времени, Елизавета не знала, да это и не имело значения. Казалось,
что в этот миг пред ней пронеслась целая вечность, но это ощущение не было обременительным. Наоборот, всё её существо ощущало необыкновенную лёгкость и прилив сил. Девушка благодарно улыбнулась своей спутнице и тихо произнесла:
    - Спасибо Вам! Мне ещё никогда не было так легко!
    - Не меня благодари, - улыбнулась в ответ Александра Григорьевна, - а Их (она указала рукой на икону), Пречистую Деву Марию и Богомладенца Иисуса.
    Она снова осенила себя крестным знамением, и Лиза с радостью повторила за ней.   
    - Нам пора идти, - произнесла пожилая женщина. – Матушка Феодора ждёт нас, так что не будем задерживаться.
    Следом за Александрой Григорьевной девушка вышла из храма. У входа их ждала
одна из сестер обители, которая попросила подождать её и прошла в церковь. Ждали её недолго, и уже вскоре она вышла обратно, закрыв за собой дверь на замок.   Все трое проследовали в здание женской обители.
    - Матушка Феодора просила показать вам, как мы живём, - приветливо произнесла
монахиня. – Прошу за мной, сейчас вы увидите наши мастерские.
    Они прошли по коридору и остановились у раскрытой двери. За ней сестры шили облачения. За другой дверью - плели четки, далее была иконописная мастерская, а ещё сестры делали свечи из воска, пекли просфоры и выполняли другие работы. 
    Лиза с восхищением наблюдала за трудом сестер обители. Её глаза горели неподдельным интересом.
   Потом состоялся разговор с матушкой Феодорой, в ходе которого игуменья поведала девушке и её пожилой спутнице о монастырских проблемах:
  - Владельцы дома предложили нам либо выкупить дом, либо покинуть его. Мы долгое время собирали средства и вели переговоры об условиях продажи, но, увы, дело кончилось тем, что хозяева отказались продавать нам дом. Пришлось срочно организовать поиски нового пристанища.  Уже долгий срок поиски ведутся безуспешно, но мы твердо верим, что Божия Матерь, сохранив нас от опасностей двух мировых войн и коммунистического гнёта, Сама укажет место, где пребывать.
   - Опять судьба готовит вам испытания, - сочувственно произнесла Александра Григорьевна.
   - Ничего, с Божьей помощью справимся, - ответила ей матушка Феодора. – Верю, что не оставит Она нас. В Белграде, сразу же по кончине матушки Нины мы уже были поставлены перед выбором между добровольным возвращением на родину, насильственной репатриацией и бегством за границу.
    В последние годы жизни матушка Нина очень желала вернуться домой, равно как и другие пожилые сестры. Пропагандисты из СССР сумели убедить их в том, что «товарищ Сталин» способствовал возрождению Русской Православной Церкви на родине, где после Второй мировой войны якобы царила полная свобода вероисповедания. Нам обещали предоставить Новодевичий монастырь в Москве, и на радостях игуменья Нина приняла решение вернуться.  Мы понимали все последствия этого шага, но должны были подчиниться в соответствии с монашеским принципом послушания.
   - Я не знала этого, - невольно перебила её рассказ пожилая слушательница. – Как же вам удалось избежать возвращения в СССР?
   - Матушка Нина скончалась, - услышала она в ответ, а я, заняв её место, приняла единственно верное решение об отъезде из Югославии не в СССР, а на Запад. Этому решению способствовала секретная встреча с советским пропагандистом, которая произошла по его инициативе. Он сообщил мне факты истинного положения дел на исторической родине. Когда я приняла решение не ехать в СССР, возникла реальная опасность насильственной репатриации: сербские коммунисты поссорились с советскими и изгоняли всех русских, независимо от политических взглядов. Что делать? Ведь жизнь Леснинской общины под последующим коммунистическим игом в «освободившейся» Югославии оказалась гораздо изнурительнее, нежели военная. Красные власти то и дело стремились выгнать нас из разбитого здания, в котором мы тогда обитали. Сестры молились перед чудотворной иконой, и очередная гроза проносилась мимо. Однажды местные коммунисты объявили, что назавтра обязательно приедут за нами на подводах, чтобы навсегда убрать нас из города. Мы понимали, чем всё это может закончиться, и смиренно молились. А с вечера начал падать густой снег, который намел к рассвету непроезжие высоченные сугробы. Далее с Божьей помощью мне всё же удалось вывезти всех сестер и духовенство монастыря из коммунистической Югославии, что было невероятно трудно в то время. В этом очень помогла поддержка Патриархата Сербской Православной церкви, который, несмотря
на угрозы коммунистов, дал монастырю каноническое право на отъезд из Сербии во
Францию.
Перед самым отъездом я разбирала бумаги покойной игумений Нины и обнаружила в них письмо святого праведного Иоанна Кронштадтского, датированное 1904 годом. В письме Батюшка писал о Леснинской обители: «Она моя питомица была и есть; я всегда помогал ей. Помогайте ей и Вы. Скоро все будем на суде у Бога». Эта посмертная поддержка праведника и чудотворца вдохновила меня.  Собрав сестер, мы отслужили панихиду по отцу Иоанну, и было принято решение об отъезде за границу. Монахиня Магдалина, дававшая уроки в семье французского консула, обратилась к нему за помощью - на этот раз нужно было вывезти около сорока человек: и сестер, и духовенство монастыря. Конечно, такое количество виз получить было очень непросто, и мы обратились за поддержкой во Францию, где нам помогали епископ Нафанаил, французское духовенство и другие влиятельные лица. В августе 1950 года монастырь выехал во Францию. В Париже мы поселились сначала у гостеприимных католических монахинь, а в декабре 1950 года — в этом доме, арендованном в местечке Фуркё. (1)
    Она прервала свою речь, осенила себя крестным знамением и продолжила:
   - Верю, что и в этот раз мы сможем найти выход из сложившейся ситуации.
   - Я хочу помочь вам, - неожиданно молвила Александра Григорьевна.
   Игуменья Феодора и Елизавета Гордеева с удивлением посмотрели на неё.
   - Спаси Господи за добрые намерения, но чем Вы можете нам помочь? – удивлённо произнесла настоятельница.
  - Как это не покажется странным, но мне есть, чем вам помочь, - загадочно ответила
ей пожилая женщина. – Надеюсь, Вы не забыли о ларце, оставленном мною на хранение прежним настоятельницам этой обители во времена её нахождения в Ново-Хопово?
   - Конечно, помню, - недоумённо произнесла матушка Феодора. После смерти матушки Нины я получила его под своё хранение.
    - Мне известно об этом, - сказала Александра Григорьевна, - ведь сравнительно недавно я просила Вас вернуть его мне на некоторое время.
    - Да я припоминаю этот факт, – всё ещё не понимая, произнесла игуменья. - Вы действительно брали этот ларец, когда поселились в доме у Катрин Буше.
    - Совершенно верно, - подтвердила пожилая женщина. – К сожалению, тогда я не смогла с его помощью помочь больной женщине. Надеюсь, что теперь будет иначе.
   - Вы действительно считаете, что этот ларец способен нам помочь? – задала свой вопрос настоятельница.
   - Сам ларец вряд ли, - услышала она в ответ, - а вот его содержимое, уверена, окажет вам существенную помощь.
   - Что же в нём такое хранится? – сгорая от любопытства, вмешалась в разговор Елизавета.
    - Давайте откроем его, и вы сами всё увидите, - с таинственной улыбкой произнесла Александра Григорьевна.
1. Использован материал из Википедии – свободной энциклопедии.