Обмани меня

Римма Ромашич
Всем известно из Библии, как благодаря обману произошло грехопадение человечества. Змей соблазнил Еву, она ему поверила и вкусила запретных плодов с древа познания добра и зла, потом дала Адаму, и он ел. И когда Бог узнал об этом, то проклял не только змея, но и землю, а Адама с Евой наказал так, что до сего дня люди не могут толком разобраться, что происходит и где Бог. Так что, к сведенью многих, Бог не счел Адама и Еву жертвами обмана и соблазна, а наказал всех участников этой истории.
 
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,  только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою.  Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей;  терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься…» (Быт.3:1-19).
 
Чему учит эта притча? Многому, но еще и тому, что тот, кто верит в обман и ловится на соблазн, тоже виновен, как и тот, кто обманул и соблазнил.
 
Почему люди верят лжи?

У каждого есть собственный ум, есть дух противоречия, есть личный опыт и множество различных примеров, позволяющих усомниться практически во всем, даже в завтрашнем дне. Тем не менее, люди часто обманывают и обманываются. Причем, те, кого обманули, признаются жертвами, а те, кто обманул злодеями. Но разве вера в ложь безобиднее самой лжи? Увы. Вера в ложь страшнее обыкновенного обмана, потому что сама по себе ложь – это лишь пустой звук, но этот звук становится грохочущей разрушающей силой, если лжи начинают верить.
 
С правдой происходит то же самое, сама по себе правда никому не приносит пользы, она пустой звук, если человек не привносит её в свою жизнь. И только тогда правда обретает огромную созидательную силу, когда человек начинает руководствоваться правдой в своей жизни. Ложь, напротив, всегда разрушает того, кто ей поверил. И способна не только задурманить рассудок, но и увлечь душу в погибель.
 
Люди верят лжи, потому что  хотят быть обманутыми.

Желание обманываться вовсе не такое безобидное, как многие полагают. Обманывать себя самого не всегда у всех получается, а если и получается, то совесть начинает требовать правды, тогда деться от самого себя некуда. Другое дело, если обман приходит со стороны. Тогда нет причин воевать с совестью и самим собой. К тому же, если обман вдруг раскроется, то никто не осудит. Ведь общественность зачастую признаёт виновным того, кто обманул, и это справедливо, но к сожалению, того, кто повёлся на обман, большинство склонны считать наивной жертвой обмана, заслуживающей оправдания, а это уже несправедливо. Человек, верующий лжи вовсе не так безобиден, и коварства в нём не меньше, чем в том, кто намеренно лжёт.
 
Те, кто без разбирательства верят всякой информации, заведомо надеются, что если, вдруг, окажется, что их обманули, то виноватыми станут не они, а те, кто их обманул. Следовательно,  на этих обманщиков можно будет повесить всех собак и списать все свои грехи. А их самих, как жертв обмана окружающие должны будут оправдать. Кажется логично, но на самом деле это всё равно, что, если бы Бог оправдал Адама и Еву, как пострадавших от обмана змея. Хотя в действительности, мудрая притча учит не оправдывать тех, кто верит в ложь, а предупреждает, что тот, кого обманули, виноват не меньше того, кто обманул. И это понимает всякий человек, кто честен перед самим собой.
 
Проверить себя на честность легко. Достаточно определить своё отношение к тому, кто тебя обманул. Если к обманщику есть претензии, значит, обманутый ещё сам рад обманываться, следовательно, винить некого, кроме себя. Если же к обманщику претензий нет, то все честно. За науку надо платить, а самому впредь быть умнее, внимательней и честнее. Но в качестве сатисфакции, обманщика следует обличить. Это одновременно и трудно и легко. Трудно, потому что тогда придется обличать себя и свою глупость, а легко, потому что обман раскрылся. Но, к сожалению, многие предпочитают обманщиков ненавидеть, оскорблять и осуждать, чем разоблачать.
 
Конечно, легче сказать, что ты наивная жертва обмана, чем признаться всем, что хотел быть обманутым, или же в том, что не думал своей головой и вел себя, как глупец. Кстати, иногда даже глупцом назваться легче, чем действительно признаться самому себе, что хотел быть обманутым, и надеялся на то, чтобы ложь оказалась правдой. Ведь суть лжи вовсе не в том, что один человек обманул другого, а в том, что человек хочет, чтобы обман стал правдой. Люди хотят, чтобы их мечты осуществлялись вопреки всем законам природы, всем законам добра и зла, даже наперекор справедливости, морали и нравственности. Как если бы в землю посадили зерно проса, а выросло денежное дерево. Но придет время, и любой обман раскроется.
 
Например, месть не всегда настигает человека сразу, и поэтому многие надеются убежать от возмездия. И так бежать хотят во всем. Бегут от старости, от скуки, от болезней, от своих же разочарований, даже от себя самого. Но от себя не убежишь, как и от Бога. Обман помогает создать иллюзию благополучия, также может нарисовать образ невинной жертвы, что, иногда помогает оправдаться перед собственной совестью. Обман способен даже устранить советь и стыд, как лишнее в человеке начало, которое постоянно мешает мечтать и удовлетворять свои безмерные непотребные желания.
 
Без стыда и совести живется легче, потому что временно пропадает страх и чувство долга. Подобно бывает и в пьяном угаре, когда человек мнит себя свободным от всех обязательств, морали и последствий, и ему кажется, что ему всё можно! Но это лишь иллюзия вседозволенности, которая обязательно пройдет и наступит страшное обличающее похмелье, иногда уже в виде последнего Суда. Ведь все осознают, чувствуют и понимают, что Божьего суда никому не избежать. И даже если все человечество единогласно проголосует против Божьих заповедей морали и справедливости, то это ничего не изменит. Божий суд всё равно состоится над каждым, и всякий человек внутренне осознаёт это, если в нём ещё осталась совесть.
 
Стыд, совесть и здравый смысл стоят на страже обмана; и горе человеку, если он откажется от этих защитников своей души и разума. Обманы и соблазны будут столько, сколько люди хотят им верить. Но нет ничего проще, чтобы защититься от всякой лжи. Достаточно перестать обманывать свою совесть и не стараться предстать перед другими в лучшем свете. Но и не надо всем показывать свои дурные стороны. Нужно реально становиться лучше, а не казаться. Тогда и лжи вокруг станет меньше, ведь нет смысла обманывать того, кто не хочет быть обманутым.
 
Честный человек это не тот, кто говорит всем правду и только правду и ничего, кроме правды, а тот, кто не ловится на чужую ложь. Всем известно, что без обмана, действительно, не проживешь. Ложь во спасение зачастую больше открывает правды, чем неуместные откровения. Кроме того, человеческое мышление целиком построено на образах и подобиях, без которых практически невозможно передать смысл.  Так, все притчи мира это ложь, которая учит правде жизни. И без этого обрести мудрость невозможно. Так что не каждая аллегория есть ложь, а только та, которая по смыслу противоречит истинной морали и справедливости. Во всём нужен такт и мера. Правдой можно и убить, но не об этом речь. Речь о том, чтобы не ловиться на ту ложь, которая может навредить и обратить жизнь человека в иллюзию, где стирается грань между реальностью и фантазией, между честью и бесчестием, между добром и злом.
 
Когда человек признается себе, что быть наивным при наличии разума, совести и чести эта также плохо, как и быть обманщиком, тогда и начнет думать своей головой. А пока люди хотят обманываться, будет и обман. Защита от обмана это не детектор лжи и не призывы говорить правду и только правду, а внутреннее желание каждого не ловиться на обман. Проще говоря, нельзя обмануть того, кто не хочет быть обманутым. Вера в обман, тоже вера. Но эта вера притягивает мракобесие, суеверие и невежество, сеет вражду, идолопоклонство и фанатизм. И лучшая защита от веры в ложь, это стремление к правде, прежде в самом себе.