Парусник Киликия - поход в прошлое

Ашот Левонян
По команде капитана «За борт!» двое ребят мигом бросаются в воду и начинают толкать севшее на мель судно водоизмещением 30 тысяч тонн. Остальная команда раскачивает парусник на палубе. Поначалу кажется, что сняться с мели таким образом невозможно, однако построенное по чертежам XIII века киликийское торговое судно длиной 19 метров медленно соскальзывает в глубокую воду и наконец полностью освобождается от песчаного плена.
Карен Балаян ещё со студенческих лет мечтал построить парусник средневековых киликийских армянских купцов. Основываясь на рисунках известного миниатюриста XIII века Тороса Рослина из Киликии, который с удивительной точностью изобразил торговое судно, Карен с друзьями за 11 лет не только построил этот парусник, но за три навигации с 2004 по 2006 годы прошёл на нём 15 тысяч морских миль (28 тыс.км), посетив 63 порта в 25 странах Европы и Азии.
Парусник был спущен на воду в озере Севан 25 мая 2002 года. Очень хотелось самому побывать на паруснике, поэтому с радостью принял приглашение пройти на нём по озеру.
С момента подъёма на палубу не покидает ощущение, что оказался на машине времени: деревянный корабль, парус, всевозможные шкоты, брассы, гиты, известные разве что из книг про пиратов. И капитан стоит не на нашпигованном навигационным оборудованием мостике, а тут же на палубе, держа большое деревянное весло-руль.
Все команды капитана выполняются не только беспрекословно, но и очень быстро – иначе невозможно управлять судном без двигателя. Именно от того, насколько быстро будет изменён угол паруса, зависит направление движения судна.
До ноября 2003 года капитан и экипаж учились управлять парусником на озере Севан, после чего его на специальном трейлере доставили на берег Чёрного моря в порт Поти.
- Как только мы вышли в открытое море, начался шторм, - рассказывает капитан судна Карен Балаян. – До этого у нас не было никакого опыта хождения в шторм, поэтому мы очень быстро сломали два боковых руля.
Команде пришлось учиться премудростям морского дела быстро и сразу. И когда «Киликия» прибыла в порт Сочи, бывалые морские волки никак не могли понять, как такое с виду хрупкое судно сумело преодолеть шторм.
По словам капитана, за 300 дней хождения по морям и океану было всего два (!) дня штиля.
В первую навигацию судно прошло по Чёрному морю, через пролив Босфор вышло в Средиземное море, и, дойдя до Венеции, стало на зимовку у причала острова Лазаря в Конгрегации Мхитаристов (армян-католиков).
Во вторую навигацию, посетив порты исторической Киликии, парусник через Гибралтар вышел в Атлантический океан, и стал на зимовку в Амстердаме.
В третью навигацию пришёл в Санкт-Петербург, и по рекам и каналам России спустился опять в Чёрное море.
Впервые в истории мирового мореплавания экипаж «Киликии» замкнул круг вокруг материковой Европы!
Сейчас парусник находится на берегу озера Севан на территории клуба морских исследований "Айас".
- Мы не планируем снова спускать судно на воду, - поделился К.Балаян, - оно портится из-за частых спусков. Ему пора уже на заслуженный отдых в музей, подобные из которых есть, к примеру, в Голландии и Норвегии.


На снимке: парусник "Киликия".
Фото автора.