Побежденное предрассуждение. Охота на слова

Александр Ерошкин
Я грешен, слово ПРЕДРАССУЖДЕНИЕ я всегда связывал с Пушкиным, с его стихотворением. В нашей жизни оно не упоминается почти никем, мы говорим обычно слово ПРЕДРАССУДОК. Но никак не думал до недавнего времени, что слова, вынесенные в заголовок, - это название балета. Но… всё по порядку.

Заглянем в словарь Владимира Даля.

ПРЕДРАССУЖДЕНЬЕ ср. или предрассудок м. предубежденье, твердое понятие, мненье, убежденье о деле, которое не довольно знаешь; мнение превратное или одностороннее, ложное; || поверье, суеверие. В нашем быту господствуют гибельные предрассудки светского приличия, а в народе — предрассудки суеверия. Мы — невольники общественных предрассудков. Толковый словарь живого великорусского языка

Одно уточнение необходимо. У Даля – предраЗсуждение, предраЗсудок. Оглушение приставок и появление сдвоенных СС – это результат реформы русского языка 1918 года.

Вспомним сначала пушкинское ПРЕДРАЗСУЖДЕНИЕ. Оно звучит в незаконченном стихотворении в честь лицейского друга. Стихотворение-послание состоит из двух частей. Одна часть отправлена Пущину, вторая сохранилась в черновиках.
И. И. ПУЩИНУ

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Написано поэтом 13 декабря 1826 года  в  Пскове. При жизни Пушкина не печаталось. Оно было отправлено Пущину в Сибирь на каторгу вместе с посланием декабристам «Во глубине сибирских руд». Пущин получил его только через два года в Чите.

По себе знаю, что многие школьники знали это стихотворение наизусть. Очень уж легко оно запоминается. Но у него есть и вторая часть, обнаруженная исследователями в архиве поэта. Она стояла после слов «Твой колокольчик огласил».   Вот там и встречается словосочетание «Ты победил предрассужденья».

Забытый кров, шалаш опальный
Ты вдруг отрадой оживил,
На стороне глухой и дальней
Ты день изгнанья, день печальный
С печальным другом разделил.
Скажи, куда девались годы,
Дни упований и свободы,
Скажи, что наши? что друзья?
Где ж эти липовые своды?
Где ж молодость? Где ты? Где я?
Судьба, судьба рукой железной
Разбила мирный наш лицей,
Но ты счастлив, о брат любезный,
На избранной чреде своей.
Ты победил предрассужденья
И от признательных граждан
Умел истребовать почтенья,
В глазах общественного мненья
Ты возвеличил темный сан.
В его смиренном основанье
Ты правосудие блюдешь,
Ты честь ...........

Неоконченное послание намекает на то, что Пущин во время приезда  в Михайловское рассказал опальному поэту о своём уходе из гвардии и работе в  должности судьи. Работа эта не была престижной, но Пущин сделал её честной. А это, как говорят, дорого стоит. Было это незадолго до событий 14 декабря 1825 года, после которых  Пущин оказался в числе обвиняемых декабристов и получил пожизненную каторгу. Возвращён Пущин из ссылки в 1856 году, то есть после смерти Николая Первого,  и в тот же год по просьбе Евгения Якушкина, сына своего лицейского друга-декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина, написал воспоминания о лицейских годах, есть в них и о Пушкине.

«Записки о дружеских связях с А. С. Пушкиным» выходили не раз отдельным изданием. Я был уверен, что эту небольшую книжечку Ивана Пущина привёз в Германию. Но,  увы. Отыскал книгу в сети, но она защищена от копирования. Нужный мне отрывок нашёл на проза.ру в публикации Валентины Томашевской (в её варианте и воспроизвожу его здесь):

«Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей, – писал И. И. Пущин. – Не то, чтобы он играл какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных, но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело к новым промахам, которые иногда не ускользают в школьных отношениях… В нем была смесь излишней смелости и застенчивости, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Бывало, вместе промахнемся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить. Главное, ему недоставало того, что называется тактом, это капитал, необходимый в товарищеском быту, где мудрено и почти невозможно, при совершенно бесцеремонном обращении, уберечься от некоторых столкновений повседневной жизни. Все это вместе было причиной, что вообще не вдруг отозвались ему на его привязанность к лицейскому кружку, которая с первой поры зародилась в нем… Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами как-то это скоро и незаметно устроилось».

При подготовке биографии поэта в восьмом классе я несколько раз хотел воспроизвести эти слова школьникам, но ни разу их не зачитывал из опасения, правильно ли они поймут, не даст ли это повод для унижения великого поэта.

Уверен, что строчка «Ты победил предрассужденья», став судьёй, заняв должность, к которой в России относятся не очень почтенно, с определённым недоверием, родилась под влиянием названия  балета, который был поставлен 29 ноября 1768 году в Петербурге.

В Российской энциклопедии читаем:

 «ПОБЕЖДЕННОЕ ПРЕДРАССУЖДЕНИЕ», балет. Сцен. и комп. (?) Г. Анджолини. 29.11.1768, Петербург, «по случаю счастливого выздоровления после привития оспы Ея Императорского Величества и Его Императорского Высочества». Балетм. Анджолини; Минерва - С. Обри, Рутения (Россия) - Бурнонвиль, Гений науки - Анджолини, Альцинд - Т. С. Бубликов, Суеверие - В. М. Михайлова, Невежество - А. Степанова. Г. Н. Добровольская.
(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

В растолковке «Оспа. Охота на слова» об этом факте я уже рассказывал.

Императрицу Екатерину Вторую пугала не только смерть от оспы, но и выздоровление после оспы, поскольку она часто видела вокруг себя обезображенные лица представителей европейской аристократии. Императрицу возмутило, что французский король Людовик XV не сделал прививку и умер 10 мая 1774 года от оспы.  Екатерина назвала это варварством. Она-то сама уже шесть лет жила в другом состоянии.

23 октября 1768 года специально выписанный из Англии доктор Томас Димсдейл взял оспу от больного 6-летнего дворового мальчишки Саши Маркова и привил ее императрице. Этот мальчишка за такие заслуги стал дворянином с гербом и фамилией Оспенный. После выздоровления от привитой оспы Ее Императорского Величества в Петербурге был поставлен балет «Побежденное предрассуждение», где действующими лицами были Минерва, Рутения, Гений науки, Суеверие и Невежество. Россия стала передовой страной в деле вакцинации.

Именно вакцинация позволила в сотни раз сократить смертность от, казалось бы, неизлечимых заболеваний.

Выздоровление после опасной болезни с помощью вакцинации и названо  ПОБЕЖДЁННЫМ ПРЕДРАЗСУЖДЕНИЕМ.

Несколько фактов  о постановщике столь необычного балета. Гаспаро Анджолини, итал. Gasparo Angiolini  (9 февраля 1731 года, Флоренция — 6 февраля 1803 года, Милан) — балетмейстер, хореограф и композитор, работал в театрах Италии,  Вены и Санкт-Петербурга, а начинал и совершенствовал мастерство в Венеции, Флоренции, Турине.

 Кроме хорошей хореографической подготовки, имел литературные способности и музыкальные навыки. Это позволило ему быть одновременно балетмейстером, композитором, либреттистом. Был  в Вене танцовщиком,  познакомился с Францем Хильдердингом, который развивал  жанр действенного балета, то есть хореографического спектакля с содержательным сюжетом. Анджолини стал сторонником и продолжателем Хильфердинга в этом направлении.

В 1758 году Франц Хильфердинг из Вены переехал в Санкт-Петербург, Анджолини занял его освободившуюся должность, возглавил  балетную труппу Императорского театра, тесно сотрудничал с композитором  Кристофом  Виллибальдом фон Глюком, а потом и сам сочинял музыку для балета.

 В 1765 году Анджолини поставил балет «Семирамида» в Вене и отправился в Санкт-Петербург, а в 1766 году заменил Хильфердинга на посту руководителя Императорского театра. Эти два балетмейстера возродили в России «балет действия» (Ballet d'action). На сцену  пришли мелодии русских песен, народных танцев и русской тематики в целом. Так, в 1767 году он поставил в Москве «Забавы в святках», полностью основанные на русском материале.

В России Анджолини поставил ряд аллегорических спектаклей, прославляющих российский императорский двор. После того, как по желанию Екатерины II ей самой и её сыну Павлу Петровичу были сделаны прививки от оспы, Анджолини поставил по поводу их выздоровления балет «Побеждённое предрассуждение». Случилось это 29 ноября 1768 года. Правда, императрице этот балет не понравился. И Анджолини ставил потом балеты в честь побед русского оружия:  «Новые аргонавты» и «Торжествующая Россия», первый героический балет (ballet h;ro;que) по трагедии А. П. Сумарокова «Семира» — на русском материале.

В 1772—1773 годах Анджолини был балетмейстером театра «Сан-Бенедетто» в Венеции. В 1778 году переехал в Милан, чтобы руководить театром «Ла Скала».