Не искушай

Золотое Крыльцо
     Рецензия на мюзикл "Демон Онегина", мультимедийный театр, ЛДМ

       Привычное «Евгений Онегин» на афише мультимедийного театра ЛДМ заменено на «Демон Онегина». Что такое? Пушкин не случайно выбрал имя своего персонажа и так озаглавил роман. В «Евгении Онегине» слышится «гений неги», что-то очень манящее, напрямую связанное с романтичным и изысканным девятнадцатым веком, когда «наука страсти нежной», которой так хорошо владел пушкинский персонаж, втягивала молодых людей в водоворот новых, захватывающих чувств. Торговля предлагала уйму изящных безделушек, умело спекулируя на желании казаться и модным, и успешным в любви: «всё, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный /…/ всё украшало кабинет философа в осьмнадцать лет…». Вроде бы этим и интересно нам произведение Александра Пушкина, как «гений неги» умело привлекал к себе дам. Не захотел ответить милой девушке, а потом, когда и она стала знатной дамой, горько пожалел об упущенном. Знаем со школьной скамьи. Впрочем, с Пушкиным не всегда так просто. Хоть и разделяет нас почти 200 лет, имя его не просто свято, мы заново открываем какие-то подробности его биографии и вчитываемся в строчки, порой с удивлением понимая, что писал он не столько для своих современников, сколько для нас, ныне живущих. И кажется, он незримо продолжает присутствовать среди нас. Уже стало привычным, что в течение года мы отмечает три пушкинских даты: День Рождения 6 июня, ставший Днём русского языка, Лицейский день 19 октября, и трагическую дату 10 февраля, День памяти, годовщину его ухода из жизни.
       Петроградская сторона в нашем сознании не так сильно связана с именем Александра Сергеевича, как Центральный район с его Музеем на Мойке, но известно, что летом вместе с семьёй Пушкин жил на Каменном острове, снимал дачу. Даже крестил своих детей в Храме Иоанна Предтечи, посещал Каменноостровский дворец, где жили Александр I, а потом Великий князь Михаил Павлович. За свои тридцать семь лет поэт многое видел, многое успел передумать, а «Евгения Онегина» писал долго, предлагая публике всего по одной главе в год. Так что появление пушкинского спектакля здесь, на этой сцене кажется закономерным.
       Перед началом, когда публика бродит по фойе, то и дело на глаза попадаются предупреждающие плакаты, что зрителей во время действия просят не аплодировать, так как это нарушает целостность спектакля. Это уже само по себе свидетельствует о серьёзности намерений постановщиков, а создателей у спектакля много. Музыкальный руководитель – доцент Санкт-Петербургской государственной Консерватории Антон Танонов. На афише рядом с именем композитора Петра Чайковского стоит имя Глеба Матвейчука. Режиссёры-постановщики – Софья Стрейзанд и Ирина Афанасьева. Роль Евгения играет лауреат премии «Золотая маска» Иван Ожогин или Василий Туркин. У большинства ролей несколько исполнителей.
     Когда зрители заполняют зал, они с самого начала видят Евгения, постаревшего, в инвалидном кресле. Действие разворачивается всё в том же девятнадцатом веке, но всё происходит как бы по второму разу в его больном сознании. Евгений состарился, попал в Дом престарелых, за ним ухаживают сёстры милосердия, а его мучают воспоминания о юности, где он молод, прекрасен и всё только начинается. Для любителей поэзии Пушкина в спектакле будет много неожиданного. То, что не менее важным персонажем окажется Демон, постоянно присутствующий на сцене (Сергей Худяков, Евгений Чесноков), это уже, судя по названию, ожидаемо. Но удивительным может показаться, что персонажи будут не только петь, но и иногда переходить на прозу. Какие-то акценты поменяются, если в романе главным должником был отец Евгения, то в мюзикле одна из самых выразительных сцен, когда юношу окружает множество похожих на пауков не знающих жалости к нему разгневанных кредиторов.
      Но впечатления, что создатели мюзикла, как сейчас принято во многих театрах, занимались переделкой сюжета, ради желания самовыражения и чтобы озадачить публику, не возникает. Напротив, перед нами вечная история молодой и неиспорченной девушки, способной на глубокое чувство. (Татьяна Макеева/Алина Атласова). Татьяна тянется к старшему по возрасту, загадочному приезжему из Петербурга и не всегда понимает, что за чувства владеют им. Ей одиноко, но, в отличие от Онегина, Татьяна способна оценить простой и сердечный мир вокруг себя, простые человеческие радости: катание на коньках, возможность поделиться с няней эмоциями. Няня (лауреат премии «Золотая маска» Манана Гогитидзе/ Наталия Грумад) – магнит, который притягивает к себе, полная и весёлая, очень добродушная, кажется няне легко, как в детстве, улыбкой и прикосновением избавить девушку от любого горя. Демон слышит и видит все разговоры. Невидимый для героев представления, он прекрасно заметен зрителям, мозолит собой глаза и иногда заставляет себе сочувствовать. Когда няня и Татьяна общаются, кажется, что Демон - это покинутый и обиженный миром ребёнок, которому в детстве просто не достало ласки и внимания. Но всё остальное время – это навязчивая галлюцинация Онегина, его проклятие. И в такой трактовке тоже много пушкинского.
      Демонизм – странное увлечение, пришедшее к нам с Запада в те времена, отражённое во многих произведениях искусства, захватил умы на рубеже веков. Совсем страшно было это увлечение в предреволюционную пору. Люди благородного звания, дворяне, деятели искусства занимались спиритизмом, ударялись в мистику, так что катастрофа, позже происшедшая в России кажется следствием не только большевистских учений, но и недалёкого ума, казалось бы образованных людей. В наше время, как знают многие родители, молодёжи через гаджеты вновь навязывают увлечения разными видами бесовщины: «Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны…», - писал Александр Сергеевич в стихотворении «Бесы».
В мюзикле «Демон Онегина» хотя бы для Татьяны закончится всё хорошо, а Евгения мы будем жалеть и сострадать ему. Что же ждёт наших детей, покажет будущее.

     Ольга Быкова, руководитель студии журналистики ДДТ Петроградского района