Какая дивная ночь!

Золотое Крыльцо
      Рецензия на спектакль "Акселераты". Первая постановка - Лев Лемке, Академический Государственный Театр им.Н.П.Акимова, вторая редакция - з.д.к. России Владимир Котов

      «А он меня не слушается!», «А она меня совсем не слушает!» - как часто от родителей можно слышать подобные слова о детях, которые и выросли то совсем ненамного, войдя в пору всего лишь подросткового, юношеского периода. Во все времена существовал конфликт «отцов и детей», но кажется, что никогда с такой категоричностью, с такой катастрофической непримиримостью как в наше время! Порой между поколениями глухая непробиваемая стена, пробить которую никто не в силах. Жесть, просто жесть, как принято сейчас говорить. В основе спектакля «Акселераты» лежит конфликт поколений. Звучит постановка очень современно, хотя действие происходит где-то в Ленинграде начала 80-х. Когда-то, готовясь поступать в театральный вуз, я читала о легендарной пьесе «Мышеловка» по произведению Агаты Кристи. Хорошо помню, как меня тогда поразило замечание, и театральный критик писал об этом факте с огромным восхищением, что этот спектакль англичан сорок лет подряд собирал публику. Подобное казалось вершиной сценического успеха, трудно достижимой мечтой для постановщиков. Кто бы мог подумать тогда, что много-много лет спустя смогу ещё раз посмотреть «Акселератов», впервые увиденных в Ленинграде ещё в 18 лет!
      Не знаю, как та «Мышеловка», а советская комедия по пьесе замечательного сценариста, искусствоведа и драматурга Семёна Борисовича Ласкина сегодня поражает верностью прекрасным человеческим принципам, транслируемым артистами в зал. Впервые «Акселераты» появились на сцене Акимовского театра Комедии в постановке  Льва Лемке и тогда уже они считались популярными и одним из лучших спектаклей театра, всегда собирали зал. Но на фоне многих громких премьер предперестроечного и перестроечного периода, конечно, не звучали как-то остро или громко. Просто история о просто людях. Что сейчас? Как и много лет назад, как и во времена Ленинграда, мы узнаем в сценических персонажах таких близких нам по духу людей, что кажется, будто это твои знакомые или даже родственники. И ценность встречи с ними вроде даже и повысилась. Нам нескучно провести с ними время. Признаемся честно, мы ведь порядком подустали от всевозможных «провокаций», «эпатажа», «шоковой терапии»? Ведь мы устали от всевозможной и разнообразной движухи «на грани фола», как шаблонно говорят  комментаторы, а на самом деле давным-давно уже за гранью всех граней? Мы ужасно устали от всего того, что наш сумбурный, либеральный, рыночно-всемогущий век несёт людям и через театр в том числе. Так много всего и везде одновременно шумного, новаторского, инновационного и постдраматического, что тянет просто собраться вместе за одним столом, спокойно попить чая и пообщаться на самые простые и человеческие темы. По душам.
Именно это и происходит в «Акселератах». Удивительная пьеса создана по классическим канонам «единства времени, места и действия». Просто потрясающе, как они выдержаны, при этом действие стремительно и энергично. Мы попадаем в семью учительницы русского и литературы (Галина Шмидт) под вечер, чтобы расстаться с её домом под утро. Бурная ночь. Разговоры, чаепития, гости, выяснение отношений. Влюблённости. Страсти. Расставания. Встречи. Сбыча мечт. Ужас разочарования. Узнаваемый мир, где педагог как на иголках, потому что в школе ЧП (любовное!), потому что её внезапно повзрослевший сын (совсем как в фильме «Золушка» по Шварцу) вдруг захотел жениться. И ещё много чего «потому что». Есть ли настоящая любовь? Кому можно доверять, а с кем лучше не пересекаться? Имеет ли право на личное счастье учительница литературы? Бывает ли так, что дети оказываются мудрее взрослых? А за окном прекрасная ленинградская ночь…
    Да, сейчас из далёкого 2020 года мы знаем, что впереди у наших героев «лихие 90-е», ставшие серьёзным испытанием на прочность, но в конце спектакля почему-то кажется, что с ними в эти годы всё-всё будет благополучно. Что судьба в этот вечер свела тебя с людьми, которые знают секрет простого человеческого счастья, неподвластного агрессии времени и каким-то глупым провокациям. И что простое, именно простое счастье важнее, чем все соблазны мира, а самое главное, что этим удивительным секретом они щедро поделились с тобой.
       Ольга Быкова