non NB. Первое письмо Лики Мизиновой-Чехову, 1891

Аристарх Обломов
5 марта 1890 г. Лика Мизинова впервые появилась в доме Чеховых [1]. Ее двоюродная бабка С. М. Иогансон записала в дневнике: «Лидюша <...> вечером в 8 часу ушла к Чеховым; вернулась в 3 часа утра, очень довольная, что туда попала, общество там было разнообразное, приятное, умное; сам, сын хозяина, поэт, много пишет, и так радушно ее приняли, у них и ужинала, меньшой сын ее до дома провожал»[2].
24 марта. «Лидюша <...> до 3 часу ночи пробыла у Чеховых, нет дня, чтобы она там не была, дружба новая завелась, надолго ли?»[3]

Чехов дарит  Мизиновой две свои книги с шутливыми надписями: «от ошеломленного автора» — на повести «Скучная история»; «на память об именинном пироге, которого он не ел» — на книге «Рассказы».

5 апреля. Согласно "Летописи жизни и творчества А.П. Чехова": Чехов впервые у Л. С. Мизиновой (Плющиха, Трубный пер., дом С. К. Джанумова). На ужине присутствуют М. П. Чехова, О. П. Кундасова, И. П. и М. П. Чеховы, А. И. Иваненко, М. Р. Семашко.
«Очень нам понравился Антон — он и врач и писатель, такая симпатичная личность, прост в обращении, внимателен, да и прочие братья дельные люди, также занимаются каждый своим делом. <...> Для препровождения времени гадали в карты, а мне Антон Павлович пасьянс показал, название “Пакеты”. <...> Дай Бог ему благополучно совершить странствование[4] и с успехом и славой. Читала его “Степь”, что за восхитительное описание всей той природы, где он был». Иогансон, с. 172.

21 апреля. «В 1 часу явился к нам Антон Павлович проститься <...> С полчаса у нас пробыл и отправился вместе с Лидюшей, она к товарке, а он с прощальными визитами к знакомым <...> Боюсь, не заинтересована ли моя Лидюша им? Что-то на это смахивает». Иогансон, с. 174.

9 января (1891). "Летопись" сообщает: Первое письмо Л. С. Мизиновой Чехову. Уведомляет о выполненном ею поручении - достать программы для сахалинских школ: Иронизирует о его невнимательности и своей второстепенности в его жизни. "Ответа от Вас, конечно, не жду, потому что я ведь только - Думский писец, а Вы - известный писатель Чехов, но все-таки будьте здоровы и не забывайте".

Уточню, что в это время Чехов уже в России (из сахалинской поездки он вернулся 1 декабря (1890) - согласно записи в вахтенном журнале корабля, на котором плыл Чехов [5]: "в 6 час. вечера «Петербург», не дойдя немного до Одессы, вынужден из-за непогоды стать на якорь около Малого Фонтана, «так как маяк <Большого> Фонтана скрылся в тумане, а входных огней видно не было», и находится в столице (Санкт-Петербурге), в гостях у Суворина.

Привожу упоминаемое выше письмо полностью [6].

Л. С. МИЗИНОВА - ЧЕХОВУ
 
Москва.                9 января 1891 г.

Вчера никак не могла достать Вам программу, Антон Павлович, а сегодня хотя и достала, но отправить до 4-х часов не могла. Сегодня в Думе написала Вам длинное письмо, и хорошо, что не могла отправить, сейчас прочла его и ужаснулась - сплошной плач. Пишу Вам вот почему (конечно, это только предлог!); программа, которую я Вам посылаю, годится только для начальных школ, т. е. для трехклассных; для четырехклассных училищ, которых всего четыре, только теперь вырабатывается проект программы, и если выйдет удачно, то будет напечатан, поэтому я Вам достала все, что только в настоящее время есть. Как-то Вы добрались? Вероятно, уже успели 5 раз пообедать, поужинать и вообще отлично проводите время. Хандру свою, или попросту кислоту, Вы оставили в Москве и теперь чувствуете себя совсем "числивым", и как я Вам завидую; если бы я могла уехать хоть на Алеутские острова, то я тоже была бы щислива. Холод смертный; я простудилась страшно; 3 ночи не сплю сама и не даю спать другим из-за кашля, вчера опять кашляла с кровью (как раз на другой день Вашего отъезда). Бабушка сердится, что я выхожу и не берегусь, пророчит мне чахотку - я так и представляю себе, как вы смеетесь над этим. Вообще все очень скверно, но вместе с тем и хорошо. По приезде своем в Москву не забудьте съездить на Ваганьково, поклониться моему праху. Вчера была от 5 до 11 часов вечера у Ваших, все здоровы, Михаил Павлович вчера уехал, а мы с Машей сегодня смотрели "Новое дело"I, и вот я пишу Вам, вернувшись из театра, потому что спать не хочется, а также и потому, что знаю, что досажу Вам этим, придется читать столь нелитературное произведение, а досадить Вам мне очень приятно. Пиеса ничего себе, но другой раз я ее смотреть не буду. Отчего это такое, Антон Павлович, что утром я могла написать такое мрачное письмо, а теперь мне кажется, что все это вздор, что я писала.
  Ну, очень я Вам уже надоела, простите, но раз я уж соберусь писать и пишу, то не могу сразу бросить. Ответа от Вас я, конечно, не жду, потому что я ведь только - Думский писец, а вы - известный писатель Чехов, но все-таки будьте здоровы и не забывайте

Л. Мизинову.


А ведь совестно посылать такое письмо!

I "Новое дело", комедия Вл. И. Немировича-Данченко в постановке Московского Малого театра.



_______________________________

1  Чехов и Мизинова познакомились, по мнению литературоведов, осенью 1889 г. Мизинова работала (преподавала) в той же гимназии, что и Мария Чехова.
2  Сборник "Из истории рукописных и старопечатных собраний". Л., 1979 (далее - Иогансон), с. 167
3  Там же, с. 169
4  Чехов готовился к поездке на Сахалин
5  Дорогу назад Чехов избрал южными морями: Японское море, Владивосток, Гонконг, Южно-Китайское море, Сингапур,  Цейлон, Суэцкий канал, Средиземное море.
6  Переписка А. П. Чехова. В двух томах. Том второй. М., "Художественная литература", 1984, c. 16-17