Народ, утомлённый величием зверя

Анатолий Апостолов
               
                НАРОД, УТОМЛЁННЫЙ  ВЕЛИЧИЕМ  ЗВЕРЯ 

           «Родиться дураком не позор.
                А  вот умереть дураком стыдно»
               
                Эрих Мария РЕМАРК

      
      В XX веке многим учёным-просветителям  стало ясно,  что  "новый человек" эпохи электричества и атома, лазера и квантовой механики, человек эпохи стремительного  развития неорганической химии, физики микро и макромира  стал весьма  ОПАСНЫМ  ИСТОРИЧЕСКИМ ВИДОМ.  Не только антропологам-психологам и социологам, но и этологам стало ясно,   что  за  100 тысяч лет по характеру и по поведению  Homo scientia ничуть не изменился к лучшему, и мало чем отличается  от «прогрессивных неандертальцев» раннекаменного века.
       Научно-технический прогресс и урбанизация, коммунальное жильё и общественное питание не сделали  его жизнь  лучше    — те же самые страхи, одно и то же НЕУЁМНОЕ возбуждение, объединяют современных людей  в горниле толпы, где убийство и грабёж, становятся законными и похвальными.
       То же самое право  сильного  на лучший кусок мяса и на сырую печень убитого врага, и та же самая  пещерная традиция слабых и  беззащитных—  подъедать остатки пищи после пира могучих и сильных «хозяев жизни» краевого  масштаба.
       Те же самые воины-копейщики и меченосцы, те же  самые «хранители огня» и света тайных знаний, и те же социальные  «золотые сны»  и сны лихого разума, порождающего чудовищ и  новый ад земной  под видом  Красного города-сада.
        И те же самые арсеналы стрел и луков и провиантские военные запасы в виде ракетных  шахт и баз, с космическим  и федеральным  компьютерным центром в глубоком  бункере под  Лубянкой. А рядом та же дикость и запустение, что и  триста лет назад. Всё  те же «покорители (грабители) природы», всё те же землекопы  и лесорубы, всё те же собиратели земных даров.   
        Всё те же, кто не сеет и не пашет, но имеет всё, чтобы жить в   полном довольстве и блаженстве.   И рядом с ними  — новые  когорты  бледных и юных  мечтателей, демократов-идеалистов,  обитателей холодных  чердаков и тёмных подвалов,  страстно жаждущих "долину смерти"  быстрее превратить в долину вечного блаженства,  а Монстра власти в доброго слугу, защитника и благостроителя,  а  тоталитарный режим  —   в государство   гуманистического  типа. И те  же самые лукавые рабы, согласные продать своё первородство за право  первым облизать миску и ложку своего  господина. (Анатолий Апостолов. Человек как земное  божество. – ПРОЗА.РУ)   
      И то же самое людское стадо, готовое поверить  злому пастуху и готовое идти за ним  куда угодно  за сто грамм спирта    и ласковые речи:
      
                Людское стадо, твоя услада —
                Дурман словесный и злая ложь.
                Едва успеет упасть преграда,
                Уже иную   ты создаёшь.
                Людское стадо, людское стадо,
                Куда тебя погонят,
                Туда ты и пойдёшь!
                (Федор Сологуб,1915)

        Из века в век идут  заре навстречу по Черной дороге народы, наивно веря в старые сказки-обманы, которые  снова и снова выдаются им за новые и требуют  от них всё новых  и новых немыслимых  жертвоприношений. Одни,  уже  не раз обманутые людские стада, сменяются другими.  Новые  стада и толпы, желают  вновь  поверить в очередную сказку о земном Эдеме, чтобы потом  разочароваться в своем кумире и во всём человечестве, устать смертельно от его величия и  впасть  в социальный паралич и гражданское оцепенение.
        Уже почти два  столетия "крутой маршрут" западной цивилизации   идёт по этому пути,  по нисходящей социально-общественной  траектории — от   просвещённых монархов  и романтичных императоров  к "мудрым" вождям-генсекам, фюрерам и дуче, к  президентам-демократам;  от ДЕМОКРАТИИ   — к ФИНИНТЕРНУ и ОБСЕ. 
       Скорбный русский  путь (Via delorosa)   привел   наследников славян-гиперборейцев к "народным массам", к новой общности людей  — «гомо советикусу». (Александр Зиновьев).  Развитие, ведущее к деградации и распаду?  Движение вперёд спиною к будущему?  Крутой маршрут по «светлому пути» навстречу «сумеркам богов»?
         В эпоху кромешной третьей Смуты 90-х  «светлый путь» замордованных большевизмом  народных масс пролёг  от «профсоюзов – школы коммунизма»  до супермаркета  для   «образованных  потребителей», от «горизонтального»  абстрактного  гражданина СССР    к вершине  социальной абстракции  политического казино —  к ЭЛЕКТОРАТУ.
       Скорбный и позорный путь от вековой, глубинной  обрядности и   вечевых традиций — к избирательным УРНАМ, от надежды быть услышанным — к  шелесту вбрасываемых тайком избирательных бюллетеней,  к бездушному,  виртуальному электронному голосованию, где ты  — давно уже  не человек, а ТОЛЬКО ЦИФРА, обязанная  довольствоваться   выбором  между обманом и ложью. 
       Такое положение вещей  и жалкое состояние человеческой личности в мире стало  общим проклятием всех переходных времён Новой и Новейшей истории. Оно  каждый раз заключается в том, что прежнего великого народа уже нет, а новому великому народу, как и «четвертому  Риму ещё долго не бывати». Народа уже нет, он изведен большевиками,   а есть слепая "народная масса".  И нет ещё  в стране    грамотного, мыслящего  электората, а есть толпа, неукротимая слепая сила, которая нуждается  в Вожде-кормильце, в Кормчем, в Наставнике  и в Пастухе.
       И опять (в который раз?)   слепая отчаянная биомасса гоминидов, от  вопиющего гласа которой зависит исторический выбор, снова готова поднять знамя нового пророка-спасителя и  Кормчего, готова  вместе с ним сходить   с ума, стать  коллективным  вместилищем бесов и в едином порыве низвергуться в море и утонуть вместе с ним.
        Народа  в стране  нет, а есть  «разноплеменная масса», подогретая огнем страданий и обид, тотальных унижений и обманов, весьма восприимчивая к Слову Мясника и Демиурга-Воителя, способного навевать "золотые сны",  менять ход времени, вселять в  смиренные  умы народных масс   несбыточные надежды и мечты. Проходит некоторое время, к прежним  девизам и  лозунгам "героев-демиургов и покорителей вселенной" добавляются призывы переустроить завоёванный  мир в лучшую сторону   и сделать его раем на земле. Момент  тревожной неопределённости  и неустойчивости сменяется покоем, накопленная масса и энергия подпитывает ощущение ложной благодати, обнуляя достижения прошлого. Возникают новые нелепые, безумные   Затеи,а с ними непредвиденные жертвы.      
     Именно  в  эпоху  такого «стабильного («благодатного») застоя», у  большинства  людей нет  никаких  шансов услышать предостережения мудрого меньшинства. 
     В Евангелии от Марка   всё так и происходит (Мк.5:11-13) , но в  реальной  жизни империи   всё обстоит      несколько иначе. Бодрящее утро победного парада сменяется, минуя полдень, безотрадными "сумерками богов". Великие вожди и генсеки уходят в  свою Кровавую Хронику, а  их  "великие народы", как правило,  остаются  сидящими у разбитого корыта среди развалин и смердящих трупов.  Прежние победы оказываются поражением, позором и стыдом, и всё приходится начинать заново. Сначала следуют одна за другой блистательные победы, и  территория царства-империи  увеличивается на глазах одного поколения до гигантских размеров, а потом в один день великая империя распадается на куски и осколки, шумерская нация — на племена, народности и тейпы.  И потом  оказывается, что Иисусу Навину не надо было  останавливать  Солнце и уничтожать  другие народы, а Сталину строить  советскую Империю и уничтожать для этого  собственный народ. 
      Вожди уходят и приходят, а  народ и отечество остаются.  Народу приходится  все  начинать сначала. Но, увы,  уже в начале восстановительного периода под маской прораба-реформатора  снова возникает новый  самонадеянный, «великий и непогрешимый  повелитель» и разрушитель мира, и роковые ошибки и заблуждения прошлого снова и снова  возникают  на новом витке коллективного безумия. 
      Как всегда не учитываются при построении новой великой Империи  роковые  уроки третьего ("Тысячелетнего") Рейха, советского «третьего Рима» и  нынешнего советско-буржуазного, глобально-монетарного  «четвёртого Рима». 
      Как всегда не учитывается "человеческий фактор", психологическая антропология, а также и другие факторы   — смертельная «усталость металла»,  тонкой,  весьма ранимой человеческой  психики от гнетущего величия вождей. Как всегда вовремя  не замечается та грань, где  гипнотическое  очарование народных масс  культом    личности диктаторов  вдруг переходит в глубокое разочарование и пессимизм.  Как слепое обожание кумира-императора   сменяется  неверием в благодать и  в  гуманизм очередной Вселенской империи, с её  иллюзорной, культурной проекцией  режима  анонимной диктатуры под маской «управляемой демократии». (Владислав Сурков) 
        Современный трезвомыслящий и психически нормальный гражданин  в величии и в могуществе своей империи ничего хорошего для себя и своего народа  не видит. Военное и геополитическое  преимущество его державы перед другими  странами его волнуют   меньше, чем   её экономическое прозябание, низкий (нищий) уровень и качество жизни её рядовых граждан. Нормальному, трудоспособному русскому человеку в первую очередь надо, чтобы «родная»  власть   уважала  его гражданские  права и обязанности,  считалась с ним.  Для него не  столь важно,  боится  ли Большой Запад  угроз главы (экзарха) Белорусской православной церкви, митрополита Рязанского и Михайловского Павла,  открыть «чернобыльский краник», или не боится. Нормальному и рассудительному  гражданину  чужд плебейский патриотизм и военно-патриотическая истерия относительно злых  намерений идеологических врагов – погубить могучую  советско-буржуазную  Россию.  Он, как и многие  демократы-идеалисты,  прожив в России  значительную часть сознательной жизни, наконец, осознал, кто, на самом деле нами,  свыше века управляет,    КТО  ЕСТЬ КТО. 
     Ему чужда бесплодная политическая футурология, гадания на кофейной гуще –   хочет ли  Большой Запад отгородиться от России  новой железной стеной,  или   снова готов  за любые деньги взять в долгосрочную аренду эту великую «империю зла» со всеми её природными и  трудовыми ресурсами.
     На свою страну новый русский человек  стал смотреть с точки зрения  достойного  и комфортного в ней  проживания. Русский человек за сто лет  устал  от дутого величия своей  советской деспотической державы и  от мании величия её вождей. Он больше не желает  считать за норму процесс своего выживания, а подлые способы существования в этой  стране  за  главный смысл  своей жизни.      
      Надо признать, что   разные народы устают от мании  величия Монстров  власти по-разному. Всё зависит от формы и вида тирании и диктатуры, от психического и физического здоровья правителя страны, от нравов, обычаев  и традиций народа. Ещё  в   ХХ веке китайцы, корейцы, монголы и японцы не представляли свою  жизнь  без "божественной власти" императора и хана (председателя), а русские без  "царя в голове" и без "генсека в душе".
       Для одних народов тирания была неотъемлемым и привычным  образом жизни, для других — одним из способов  самоутверждения и процветания  за счёт страданий (уничтожения)  других народов. Один народ быстро устаёт  от внутренней политики тиранов, другой — наоборот, предпочитает долго находиться в состоянии эйфории под гипнозом "железной воли" своего великого вождя. В каждую эпоху гражданская усталость народа проявляется в разной форме,  чаще всего в политическом нигилизме и во  всеобщем недоверии  к правящему режиму.
      Иногда усталость проявляется, как    социальный паралич и снулость (советский идиотизм, дофенизм и пофигизм). А  порой –  в обширной, бурной  невротизации образованных слоёв общества.     Сегодня эта усталость  выражается в «точечном» либеральном вялотекущем протестном движении в авторитарной РФ и в массовых митингах  и женских шествиях    диктаторской Республики  Беларусь.
      Социальные катастрофы — дворцовые перевороты, революции и смуты —  обнажают архаичную природу  людской сообщности, и каждый раз порождает  особый слой людей  с изменённым, деформированным  сознанием.
       Длительное,  интенсивное и мощное  тотальное насилие правящего режима  над людьми иногда кардинально меняет их повадки, нравы и  психологию поведения, сказываются,  на физическом,  нравственном и психическом здоровье новых поколений.
      Усталость народа от величия его вождей  проявляется не только в социальной спячке и  плебейском нигилизме, но и в массовых психозах на грани крайнего социально-психологического  отчаяния, когда в стране наступает очередная смута и острый экономический духовно-нравственный  кризис, когда невыносима мерзость бытия, его гнусное  неизменное  лицемерие и фарисейство. Почти все «цветные» и «бархатные» революции, как правило,  происходят на волне крайнего  гражданского отчаяния, когда     свой  авторитарный  правящий режим воспринимается как режим аморальный, враждебный, оккупационный.
       Невыносимое тотальное насилие убивает  интеллект, моральные принципы   и душу человека –  невозможно  ставить и решать моральные проблемы внутри  аморальной, кривой, уродливой  системы, где душа теоретически отсутствует, а этика формально подчинена интересам кланов и правящей элите.  Почти любой массовый протест и «мирный бунт» отражает и сигнализирует миру о глубочайшем социально-экономическом неблагополучии в стране, о глубокой нравственной кривизне и уродстве самой не совсем здоровой психически правящей системы. 
        Тревожно-депрессивная (алармистская) студёная, угрюмая  страна, оккупированная собственным единоначалием, в которой  защита, возведённого в достоинство,  суверенного рабства, называется  жертвенным патриотизмом и гражданской обязанностью. Страна, которая в нынешней мировой ситуации  окончательно стала абсолютной, безусловной и окончательной архаикой, старомодной, нелепой и абсурдной со стороны, и почти во всём абсолютно проигравшей.
     Её вожди, мелкого и среднего калибра, продолжают неумело  подражать тиранам прошлого, их дутому величию и  лютой, ничем неограниченной  власти над людьми. Дети переродившейся партийной номенклатуры и  перевёртышей-чекистов, «дворян арбатского двора» и грязных  криминальных   подворотен в надежде  взять реванш,  задумали опять создать свою империю по старым лекалам русского абсолютизма, чтобы по мафиозным правилам, понятиям и установкам исподволь влиять на мировую историю, быть новым «Сотрясателем Вселенной», стоять   во главе Соединённых  Штатов Мира.
        Тоталитаризм одинаково опасен всегда и всюду. Тоталитарные режимы одинаково опасны для нравственного  и душевного здоровья   всех народов  и психофизического здоровья потомства.
       Большевистский бесчеловечный и жестокий социальный эксперимент  и евгенические опыты  над  многочисленным  и самым  неприхотливым (русским)  народом не прошли бесследно. Один большой советский и могучий народ распался на несколько отдельных групп —   малый русский (пост-русский) народ,  на малую  еврейско-русскую народность и на большой  советский («совковый») народ, у которого   русскость определяется только русским языком, которому грозит судьба распасться на несколько подвидов и наречий — московитский, верхне-русский,   северокавказский, средне-сибирский. Из всех национальных традиций и тенденций, профессиональных и культурных  специализаций  сегодня не осталось ничего, кроме  языка, на котором всегда  происходило осмысление всего чужого иноземного, плохого и хорошего. Большевистский социально-антропологический эксперимент над русским народом оказался в XX веке исчерпывающим ответом на  вопрос, заданный английским  поэтом-философом  всему человечеству в  начале   XIX века:
               
                Кто скрутил и для чего
                Нервы сердца твоего?
                Чьею страшною рукой
                Ты был выкован — такой?

                Чей был молот, цепи чьи,
                Чтоб скрепить мечты твои?
                Кто взметнул твой быстрый взмах,
                Ухватил смертельный страх? 
                Уильям  Блейк. Пророческие книги.   

       Сегодня при низкой рождаемости и из рук вон плохой социальной политики продолжает стремительно расти  численность  никчемных, неумелых, дефективных, психически нездоровых  и БЕССМЫСЛЕННЫХ  ЛЮДЕЙ, не пригодных даже в роли  биоматериала и "пушечного мяса".  Им не доступен высокий и логический интеллект,  радость познания, они не способны  изменить  себя и мир вокруг себя в лучшую сторону, им не дано иметь свой  программно   обусловленный и правильный маршрут — по  своей Черной дороге они идут к смерти по навигатору очередного Зверя из Бездны.
Они смертельно устали от   культа  личности  своих генсеков и президентов, от  их разорительных и унизительных реформ, и в итоге  из  великого народа превратились в бессмысленный,  недееспособный    электорат.

     Сегодняшняя Россия – это страна-наследница  пыточного государства, от величия правителей которого, наш  русско-советский народ   порядком утомился, и кроме покоя, от этой кромешной  власти  уже  не просит ничего. Государство,  убившее само себя, власть, сожравшая собственный народ, страна напрасных ожиданий и надежд,  напрасно  совершённых дел. Чудовищно затратная, неэффективная и преступно убыточная  система управления. Больное общество, больной, измученный  народ Если после очередного великого политического  и государственного деятеля не остаётся ничего, что морально и творчески поддерживает  и укрепляет человека, то такое правление  нужно и даже обязательно считать пустым, напрасным, исторически, политически и экономически нерентабельным, убыточным для народа и страны. Считать в итоге можно всё, в том числе и острый дефицит рассудка и человечности, но согласиться   с чудовищно огромными  невозвратными потерями  будет  весьма трудно.
      Террор и репрессии –  развлечение  для стран, утративших будущее и смысл истории. Тотальное насилие властей над простолюдинами вынуждает их люто  ненавидеть  всех и видеть врага  друг в друге, клеветать и доносить,  не уважать и презирать  себя и даже не пытаться  приобретать и сохранять своё человеческое достоинство. Чем бесправней и раболепней народ, тем больше он делегирует прав на  насилие  и окончательное зверство своим правителям.      
       Страстное стремление к всемогуществу, основанному  только на  силе и на насилии, затмевает разум и рассудок многих диктаторов. Злодею везёт, пока он бездумно жесток, пока он не задумывается и не начинает  рефлексировать. Кто  насилует, тот не сострадает со слезами на глазах жертве насилия и не читает вслух  ей любовных мадригалов. Кому велено мурлыкать – не  чирикает. Эти порядком выцветшие от времени постулаты применимы почти ко всем диктатурам, включая, например, наполеоновскую, сталинскую, маоистскую и самую омерзительную и ужасную –  полпотовскую, диктатуру «красных кхмеров». Каждый диктатор и завоеватель – человек своей эпохи. Весьма трудно и почти невозможно,  представить себе сегодня  эгоистичного, тщеславного и авторитарного правителя, при всех его воинских и государственных добродетелях, способного действовать ради общего блага в ущерб себе вне всяких эгоистичных побуждений.
       Насилие, наказания и казни – это оружие, которым легче всего пользоваться человеку  у власти.  Хорошо и сладко обладать абсолютной  властью над всем живым на свете, но не всем хочется быть рабами великой империи под неограниченной властью одного  вполне заурядного человека. Трудно оставаться человеком в лагерном бараке,  ограничивать себя и побеждать  пещерные инстинкты, призывать к милосердию, проповедовать терпимость к инакомыслию, исправлять  пошатнувшиеся нравы. К сожалению,  стойкое неверие  людей в благодать и в справедливое  общество  остаётся прежним. К  социальному неонигилизму прибавился антиутопический пессимизм, имперский дух порождает острый дефицит человечности, неуверенность человека в себе и глубокое отвращение к человеческому  роду. И это весьма печально. Не хочется после всех  ужасов XX века  лишний раз разочаровываться в человечестве и терять веру в просвещённого, мудрого и человечного царя, в психически нормального диктатора.  Легче всего  махнуть на мир рукой, сослаться на дурную природу человека, на трагически неразрешимую проблему пещерного насилия, и подчиниться  всесильному земному божеству. Признать человека  не слишком удачным проектом Создателя мира? Согласиться с тем, что никакой социальный строй не улучшит его природу, что без тотального насилия и страха  тут никак не обойтись?
      Признать всем сердцем и умом, что стать идеальным властителем практически  невозможно? Признать,  что  человечная и справедливая власть несовместима  не только со счастьем  невежественного  плебса, но и с жизнью самого правителя и его семейства?
      Признать и  согласиться со всеми, что самая надёжная и самая лучшая в мире власть —  единодержавная  тоталитарная власть, автократия, абсолютизм? Признать всё это,  и больше никогда не мучиться вполне прагматической  проблемой: как  минимизировать страдания в мире, не превращать его в свалку  для падали и радиоактивных отходов, не загрязнять Байкал канализационными нечистотами?  Признать можно  всё, что  угодно, а согласиться  с этими постулатами   очень трудно. Не так легко человеку согласиться с миром  зла  и признать своё  духовно-нравственное  поражение перед Зверем, утратить веру в силу всепобеждающей любви и человеческого духа.
        Каждое крушение очередного правящего режима  и проведение  новым вождём  реформ обходится народу  большими жертвами и потерями. Например, крушение такой коммунистической империи как СССР оказался для всего советского народа трагедией всемирного масштаба, гибелью русской цивилизации, утратой всех своих немыслимых трудов и  достижений в течение веков, всепланетной Бедой. Развал  советской империи оказался равнозначным разорению  огромного лесного муравейника для муравьёв, он  породил у русско-советских людей самый сакраментальный в мире, самый  жгучий и страшный для всех людей вопрос: «НЕУЖЕЛИ ВСЁ  НАПРАСНО?»
     Вопрос  для всех людей и всех народов убийственно универсальный. С одной стороны он морально убивает, он убивает волю  и всякие надежды и иллюзии, заставляет  опустить руки и безвольно плыть по течению,  а с другой стороны, — он отрезвляет и заставляет думать, мыслить и анализировать всё  пережитое и прожитое.  Не всякий человек спешит признать своё поражение, смириться с обстоятельствами, перестать искать более щадящие формы управления людским сообществом. Не всякий человек готов признать, что жизнь его была  напрасной, ничтожной и никчемной. Никто не хотел и не хочет  умирать. Никто не хочет  оставаться  в дураках, ибо    «умереть дураком стыдно» (Эрих Мария Ремарк)
      От вопроса «Неужели всё напрасно?» зависит высшее предназначение и величие   человека, весь его  созидательный, творческий потенциал и вектор развития.                Он помогает нам понять, почему кажущаяся незыблемость коммунистического строя и «тысячелетнего рейха», построенных на крови, и на  величии их вождей так  недолговечны, и порой нежданно и легко  рушатся даже изнутри, как карточные домики. Этот вопрос отрезвляет сегодня всех, и заставляет нас признать, что все наши труды и вся жизнь  трёх поколений превратилась в прах. Признать всем миром, что мы все  смертельно больны по вине тоталитаризма и глобализма –  чумы и тифа XX-XXI веков.  (Анатолий Апостолов. Человек как земное божество. – ПРОЗА.РУ)
      Этот вопрос помогает нам сегодня понять, по чьей вине наши светлые надежды превращаются в кошмар повседневной жизни, в тошнотворный «голимый реал». Почему задуманные реформы оборачиваются   террором, а социальные иллюзии усталостью, патологией, деградацией и социальным параличом. Этот вопрос породил  генеральную  национальную проблему архиважную и актуальную,   в том числе и для  нашего  будущего, а не только для истории гибели советской Атлантиды.


      13.09.2020