Народ, утомлённый величием зверя
НАРОД, УТОМЛЁННЫЙ ВЕЛИЧИЕМ ЗВЕРЯ
«Родиться дураком не позор.
А вот умереть дураком стыдно»
Эрих Мария РЕМАРК
В XX веке многим учёным-просветителям стало ясно, что "новый человек" эпохи электричества и атома, лазера и квантовой механики, человек эпохи стремительного развития неорганической химии, физики микро и макромира стал весьма ОПАСНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ ВИДОМ. Не только антропологам-психологам и социологам, но и этологам стало ясно, что за 100 тысяч лет по характеру и по поведению Homo scientia ничуть не изменился к лучшему, и мало чем отличается от «прогрессивных неандертальцев» раннекаменного века.
Научно-технический прогресс и урбанизация, коммунальное жильё и общественное питание не сделали его жизнь лучше — те же самые страхи, одно и то же НЕУЁМНОЕ возбуждение, объединяют современных людей в горниле толпы, где убийство и грабёж, становятся законными и похвальными.
То же самое право сильного на лучший кусок мяса и на сырую печень убитого врага, и та же самая пещерная традиция слабых и беззащитных— подъедать остатки пищи после пира могучих и сильных «хозяев жизни» краевого масштаба.
Те же самые воины-копейщики и меченосцы, те же самые «хранители огня» и света тайных знаний, и те же социальные «золотые сны» и сны лихого разума, порождающего чудовищ и новый ад земной под видом Красного города-сада.
И те же самые арсеналы стрел и луков и провиантские военные запасы в виде ракетных шахт и баз, с космическим и федеральным компьютерным центром в глубоком бункере под Лубянкой. А рядом та же дикость и запустение, что и триста лет назад. Всё те же «покорители (грабители) природы», всё те же землекопы и лесорубы, всё те же собиратели земных даров.
Всё те же, кто не сеет и не пашет, но имеет всё, чтобы жить в полном довольстве и блаженстве. И рядом с ними — новые когорты бледных и юных мечтателей, демократов-идеалистов, обитателей холодных чердаков и тёмных подвалов, страстно жаждущих "долину смерти" быстрее превратить в долину вечного блаженства, а Монстра власти в доброго слугу, защитника и благостроителя, а тоталитарный режим — в государство гуманистического типа. И те же самые лукавые рабы, согласные продать своё первородство за право первым облизать миску и ложку своего господина. (Анатолий Апостолов. Человек как земное божество. – ПРОЗА.РУ)
И то же самое людское стадо, готовое поверить злому пастуху и готовое идти за ним куда угодно за сто грамм спирта и ласковые речи:
Людское стадо, твоя услада —
Дурман словесный и злая ложь.
Едва успеет упасть преграда,
Уже иную ты создаёшь.
Людское стадо, людское стадо,
Куда тебя погонят,
Туда ты и пойдёшь!
(Федор Сологуб,1915)
Из века в век идут заре навстречу по Черной дороге народы, наивно веря в старые сказки-обманы, которые снова и снова выдаются им за новые и требуют от них всё новых и новых немыслимых жертвоприношений. Одни, уже не раз обманутые людские стада, сменяются другими. Новые стада и толпы, желают вновь поверить в очередную сказку о земном Эдеме, чтобы потом разочароваться в своем кумире и во всём человечестве, устать смертельно от его величия и впасть в социальный паралич и гражданское оцепенение.
Уже почти два столетия "крутой маршрут" западной цивилизации идёт по этому пути, по нисходящей социально-общественной траектории — от просвещённых монархов и романтичных императоров к "мудрым" вождям-генсекам, фюрерам и дуче, к президентам-демократам; от ДЕМОКРАТИИ — к ФИНИНТЕРНУ и ОБСЕ.
Скорбный русский путь (Via delorosa) привел наследников славян-гиперборейцев к "народным массам", к новой общности людей — «гомо советикусу». (Александр Зиновьев). Развитие, ведущее к деградации и распаду? Движение вперёд спиною к будущему? Крутой маршрут по «светлому пути» навстречу «сумеркам богов»?
В эпоху кромешной третьей Смуты 90-х «светлый путь» замордованных большевизмом народных масс пролёг от «профсоюзов – школы коммунизма» до супермаркета для «образованных потребителей», от «горизонтального» абстрактного гражданина СССР к вершине социальной абстракции политического казино — к ЭЛЕКТОРАТУ.
Скорбный и позорный путь от вековой, глубинной обрядности и вечевых традиций — к избирательным УРНАМ, от надежды быть услышанным — к шелесту вбрасываемых тайком избирательных бюллетеней, к бездушному, виртуальному электронному голосованию, где ты — давно уже не человек, а ТОЛЬКО ЦИФРА, обязанная довольствоваться выбором между обманом и ложью.
Такое положение вещей и жалкое состояние человеческой личности в мире стало общим проклятием всех переходных времён Новой и Новейшей истории. Оно каждый раз заключается в том, что прежнего великого народа уже нет, а новому великому народу, как и «четвертому Риму ещё долго не бывати». Народа уже нет, он изведен большевиками, а есть слепая "народная масса". И нет ещё в стране грамотного, мыслящего электората, а есть толпа, неукротимая слепая сила, которая нуждается в Вожде-кормильце, в Кормчем, в Наставнике и в Пастухе.
И опять (в который раз?) слепая отчаянная биомасса гоминидов, от вопиющего гласа которой зависит исторический выбор, снова готова поднять знамя нового пророка-спасителя и Кормчего, готова вместе с ним сходить с ума, стать коллективным вместилищем бесов и в едином порыве низвергуться в море и утонуть вместе с ним.
Народа в стране нет, а есть «разноплеменная масса», подогретая огнем страданий и обид, тотальных унижений и обманов, весьма восприимчивая к Слову Мясника и Демиурга-Воителя, способного навевать "золотые сны", менять ход времени, вселять в смиренные умы народных масс несбыточные надежды и мечты. Проходит некоторое время, к прежним девизам и лозунгам "героев-демиургов и покорителей вселенной" добавляются призывы переустроить завоёванный мир в лучшую сторону и сделать его раем на земле. Момент тревожной неопределённости и неустойчивости сменяется покоем, накопленная масса и энергия подпитывает ощущение ложной благодати, обнуляя достижения прошлого. Возникают новые нелепые, безумные Затеи,а с ними непредвиденные жертвы.
Именно в эпоху такого «стабильного («благодатного») застоя», у большинства людей нет никаких шансов услышать предостережения мудрого меньшинства.
В Евангелии от Марка всё так и происходит (Мк.5:11-13) , но в реальной жизни империи всё обстоит несколько иначе. Бодрящее утро победного парада сменяется, минуя полдень, безотрадными "сумерками богов". Великие вожди и генсеки уходят в свою Кровавую Хронику, а их "великие народы", как правило, остаются сидящими у разбитого корыта среди развалин и смердящих трупов. Прежние победы оказываются поражением, позором и стыдом, и всё приходится начинать заново. Сначала следуют одна за другой блистательные победы, и территория царства-империи увеличивается на глазах одного поколения до гигантских размеров, а потом в один день великая империя распадается на куски и осколки, шумерская нация — на племена, народности и тейпы. И потом оказывается, что Иисусу Навину не надо было останавливать Солнце и уничтожать другие народы, а Сталину строить советскую Империю и уничтожать для этого собственный народ.
Вожди уходят и приходят, а народ и отечество остаются. Народу приходится все начинать сначала. Но, увы, уже в начале восстановительного периода под маской прораба-реформатора снова возникает новый самонадеянный, «великий и непогрешимый повелитель» и разрушитель мира, и роковые ошибки и заблуждения прошлого снова и снова возникают на новом витке коллективного безумия.
Как всегда не учитываются при построении новой великой Империи роковые уроки третьего ("Тысячелетнего") Рейха, советского «третьего Рима» и нынешнего советско-буржуазного, глобально-монетарного «четвёртого Рима».
Как всегда не учитывается "человеческий фактор", психологическая антропология, а также и другие факторы — смертельная «усталость металла», тонкой, весьма ранимой человеческой психики от гнетущего величия вождей. Как всегда вовремя не замечается та грань, где гипнотическое очарование народных масс культом личности диктаторов вдруг переходит в глубокое разочарование и пессимизм. Как слепое обожание кумира-императора сменяется неверием в благодать и в гуманизм очередной Вселенской империи, с её иллюзорной, культурной проекцией режима анонимной диктатуры под маской «управляемой демократии». (Владислав Сурков)
Современный трезвомыслящий и психически нормальный гражданин в величии и в могуществе своей империи ничего хорошего для себя и своего народа не видит. Военное и геополитическое преимущество его державы перед другими странами его волнуют меньше, чем её экономическое прозябание, низкий (нищий) уровень и качество жизни её рядовых граждан. Нормальному, трудоспособному русскому человеку в первую очередь надо, чтобы «родная» власть уважала его гражданские права и обязанности, считалась с ним. Для него не столь важно, боится ли Большой Запад угроз главы (экзарха) Белорусской православной церкви, митрополита Рязанского и Михайловского Павла, открыть «чернобыльский краник», или не боится. Нормальному и рассудительному гражданину чужд плебейский патриотизм и военно-патриотическая истерия относительно злых намерений идеологических врагов – погубить могучую советско-буржуазную Россию. Он, как и многие демократы-идеалисты, прожив в России значительную часть сознательной жизни, наконец, осознал, кто, на самом деле нами, свыше века управляет, КТО ЕСТЬ КТО.
Ему чужда бесплодная политическая футурология, гадания на кофейной гуще – хочет ли Большой Запад отгородиться от России новой железной стеной, или снова готов за любые деньги взять в долгосрочную аренду эту великую «империю зла» со всеми её природными и трудовыми ресурсами.
На свою страну новый русский человек стал смотреть с точки зрения достойного и комфортного в ней проживания. Русский человек за сто лет устал от дутого величия своей советской деспотической державы и от мании величия её вождей. Он больше не желает считать за норму процесс своего выживания, а подлые способы существования в этой стране за главный смысл своей жизни.
Надо признать, что разные народы устают от мании величия Монстров власти по-разному. Всё зависит от формы и вида тирании и диктатуры, от психического и физического здоровья правителя страны, от нравов, обычаев и традиций народа. Ещё в ХХ веке китайцы, корейцы, монголы и японцы не представляли свою жизнь без "божественной власти" императора и хана (председателя), а русские без "царя в голове" и без "генсека в душе".
Для одних народов тирания была неотъемлемым и привычным образом жизни, для других — одним из способов самоутверждения и процветания за счёт страданий (уничтожения) других народов. Один народ быстро устаёт от внутренней политики тиранов, другой — наоборот, предпочитает долго находиться в состоянии эйфории под гипнозом "железной воли" своего великого вождя. В каждую эпоху гражданская усталость народа проявляется в разной форме, чаще всего в политическом нигилизме и во всеобщем недоверии к правящему режиму.
Иногда усталость проявляется, как социальный паралич и снулость (советский идиотизм, дофенизм и пофигизм). А порой – в обширной, бурной невротизации образованных слоёв общества. Сегодня эта усталость выражается в «точечном» либеральном вялотекущем протестном движении в авторитарной РФ и в массовых митингах и женских шествиях диктаторской Республики Беларусь.
Социальные катастрофы — дворцовые перевороты, революции и смуты — обнажают архаичную природу людской сообщности, и каждый раз порождает особый слой людей с изменённым, деформированным сознанием.
Длительное, интенсивное и мощное тотальное насилие правящего режима над людьми иногда кардинально меняет их повадки, нравы и психологию поведения, сказываются, на физическом, нравственном и психическом здоровье новых поколений.
Усталость народа от величия его вождей проявляется не только в социальной спячке и плебейском нигилизме, но и в массовых психозах на грани крайнего социально-психологического отчаяния, когда в стране наступает очередная смута и острый экономический духовно-нравственный кризис, когда невыносима мерзость бытия, его гнусное неизменное лицемерие и фарисейство. Почти все «цветные» и «бархатные» революции, как правило, происходят на волне крайнего гражданского отчаяния, когда свой авторитарный правящий режим воспринимается как режим аморальный, враждебный, оккупационный.
Невыносимое тотальное насилие убивает интеллект, моральные принципы и душу человека – невозможно ставить и решать моральные проблемы внутри аморальной, кривой, уродливой системы, где душа теоретически отсутствует, а этика формально подчинена интересам кланов и правящей элите. Почти любой массовый протест и «мирный бунт» отражает и сигнализирует миру о глубочайшем социально-экономическом неблагополучии в стране, о глубокой нравственной кривизне и уродстве самой не совсем здоровой психически правящей системы.
Тревожно-депрессивная (алармистская) студёная, угрюмая страна, оккупированная собственным единоначалием, в которой защита, возведённого в достоинство, суверенного рабства, называется жертвенным патриотизмом и гражданской обязанностью. Страна, которая в нынешней мировой ситуации окончательно стала абсолютной, безусловной и окончательной архаикой, старомодной, нелепой и абсурдной со стороны, и почти во всём абсолютно проигравшей.
Её вожди, мелкого и среднего калибра, продолжают неумело подражать тиранам прошлого, их дутому величию и лютой, ничем неограниченной власти над людьми. Дети переродившейся партийной номенклатуры и перевёртышей-чекистов, «дворян арбатского двора» и грязных криминальных подворотен в надежде взять реванш, задумали опять создать свою империю по старым лекалам русского абсолютизма, чтобы по мафиозным правилам, понятиям и установкам исподволь влиять на мировую историю, быть новым «Сотрясателем Вселенной», стоять во главе Соединённых Штатов Мира.
Тоталитаризм одинаково опасен всегда и всюду. Тоталитарные режимы одинаково опасны для нравственного и душевного здоровья всех народов и психофизического здоровья потомства.
Большевистский бесчеловечный и жестокий социальный эксперимент и евгенические опыты над многочисленным и самым неприхотливым (русским) народом не прошли бесследно. Один большой советский и могучий народ распался на несколько отдельных групп — малый русский (пост-русский) народ, на малую еврейско-русскую народность и на большой советский («совковый») народ, у которого русскость определяется только русским языком, которому грозит судьба распасться на несколько подвидов и наречий — московитский, верхне-русский, северокавказский, средне-сибирский. Из всех национальных традиций и тенденций, профессиональных и культурных специализаций сегодня не осталось ничего, кроме языка, на котором всегда происходило осмысление всего чужого иноземного, плохого и хорошего. Большевистский социально-антропологический эксперимент над русским народом оказался в XX веке исчерпывающим ответом на вопрос, заданный английским поэтом-философом всему человечеству в начале XIX века:
Кто скрутил и для чего
Нервы сердца твоего?
Чьею страшною рукой
Ты был выкован — такой?
Чей был молот, цепи чьи,
Чтоб скрепить мечты твои?
Кто взметнул твой быстрый взмах,
Ухватил смертельный страх?
Уильям Блейк. Пророческие книги.
Сегодня при низкой рождаемости и из рук вон плохой социальной политики продолжает стремительно расти численность никчемных, неумелых, дефективных, психически нездоровых и БЕССМЫСЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ, не пригодных даже в роли биоматериала и "пушечного мяса". Им не доступен высокий и логический интеллект, радость познания, они не способны изменить себя и мир вокруг себя в лучшую сторону, им не дано иметь свой программно обусловленный и правильный маршрут — по своей Черной дороге они идут к смерти по навигатору очередного Зверя из Бездны.
Они смертельно устали от культа личности своих генсеков и президентов, от их разорительных и унизительных реформ, и в итоге из великого народа превратились в бессмысленный, недееспособный электорат.
Сегодняшняя Россия – это страна-наследница пыточного государства, от величия правителей которого, наш русско-советский народ порядком утомился, и кроме покоя, от этой кромешной власти уже не просит ничего. Государство, убившее само себя, власть, сожравшая собственный народ, страна напрасных ожиданий и надежд, напрасно совершённых дел. Чудовищно затратная, неэффективная и преступно убыточная система управления. Больное общество, больной, измученный народ Если после очередного великого политического и государственного деятеля не остаётся ничего, что морально и творчески поддерживает и укрепляет человека, то такое правление нужно и даже обязательно считать пустым, напрасным, исторически, политически и экономически нерентабельным, убыточным для народа и страны. Считать в итоге можно всё, в том числе и острый дефицит рассудка и человечности, но согласиться с чудовищно огромными невозвратными потерями будет весьма трудно.
Террор и репрессии – развлечение для стран, утративших будущее и смысл истории. Тотальное насилие властей над простолюдинами вынуждает их люто ненавидеть всех и видеть врага друг в друге, клеветать и доносить, не уважать и презирать себя и даже не пытаться приобретать и сохранять своё человеческое достоинство. Чем бесправней и раболепней народ, тем больше он делегирует прав на насилие и окончательное зверство своим правителям.
Страстное стремление к всемогуществу, основанному только на силе и на насилии, затмевает разум и рассудок многих диктаторов. Злодею везёт, пока он бездумно жесток, пока он не задумывается и не начинает рефлексировать. Кто насилует, тот не сострадает со слезами на глазах жертве насилия и не читает вслух ей любовных мадригалов. Кому велено мурлыкать – не чирикает. Эти порядком выцветшие от времени постулаты применимы почти ко всем диктатурам, включая, например, наполеоновскую, сталинскую, маоистскую и самую омерзительную и ужасную – полпотовскую, диктатуру «красных кхмеров». Каждый диктатор и завоеватель – человек своей эпохи. Весьма трудно и почти невозможно, представить себе сегодня эгоистичного, тщеславного и авторитарного правителя, при всех его воинских и государственных добродетелях, способного действовать ради общего блага в ущерб себе вне всяких эгоистичных побуждений.
Насилие, наказания и казни – это оружие, которым легче всего пользоваться человеку у власти. Хорошо и сладко обладать абсолютной властью над всем живым на свете, но не всем хочется быть рабами великой империи под неограниченной властью одного вполне заурядного человека. Трудно оставаться человеком в лагерном бараке, ограничивать себя и побеждать пещерные инстинкты, призывать к милосердию, проповедовать терпимость к инакомыслию, исправлять пошатнувшиеся нравы. К сожалению, стойкое неверие людей в благодать и в справедливое общество остаётся прежним. К социальному неонигилизму прибавился антиутопический пессимизм, имперский дух порождает острый дефицит человечности, неуверенность человека в себе и глубокое отвращение к человеческому роду. И это весьма печально. Не хочется после всех ужасов XX века лишний раз разочаровываться в человечестве и терять веру в просвещённого, мудрого и человечного царя, в психически нормального диктатора. Легче всего махнуть на мир рукой, сослаться на дурную природу человека, на трагически неразрешимую проблему пещерного насилия, и подчиниться всесильному земному божеству. Признать человека не слишком удачным проектом Создателя мира? Согласиться с тем, что никакой социальный строй не улучшит его природу, что без тотального насилия и страха тут никак не обойтись?
Признать всем сердцем и умом, что стать идеальным властителем практически невозможно? Признать, что человечная и справедливая власть несовместима не только со счастьем невежественного плебса, но и с жизнью самого правителя и его семейства?
Признать и согласиться со всеми, что самая надёжная и самая лучшая в мире власть — единодержавная тоталитарная власть, автократия, абсолютизм? Признать всё это, и больше никогда не мучиться вполне прагматической проблемой: как минимизировать страдания в мире, не превращать его в свалку для падали и радиоактивных отходов, не загрязнять Байкал канализационными нечистотами? Признать можно всё, что угодно, а согласиться с этими постулатами очень трудно. Не так легко человеку согласиться с миром зла и признать своё духовно-нравственное поражение перед Зверем, утратить веру в силу всепобеждающей любви и человеческого духа.
Каждое крушение очередного правящего режима и проведение новым вождём реформ обходится народу большими жертвами и потерями. Например, крушение такой коммунистической империи как СССР оказался для всего советского народа трагедией всемирного масштаба, гибелью русской цивилизации, утратой всех своих немыслимых трудов и достижений в течение веков, всепланетной Бедой. Развал советской империи оказался равнозначным разорению огромного лесного муравейника для муравьёв, он породил у русско-советских людей самый сакраментальный в мире, самый жгучий и страшный для всех людей вопрос: «НЕУЖЕЛИ ВСЁ НАПРАСНО?»
Вопрос для всех людей и всех народов убийственно универсальный. С одной стороны он морально убивает, он убивает волю и всякие надежды и иллюзии, заставляет опустить руки и безвольно плыть по течению, а с другой стороны, — он отрезвляет и заставляет думать, мыслить и анализировать всё пережитое и прожитое. Не всякий человек спешит признать своё поражение, смириться с обстоятельствами, перестать искать более щадящие формы управления людским сообществом. Не всякий человек готов признать, что жизнь его была напрасной, ничтожной и никчемной. Никто не хотел и не хочет умирать. Никто не хочет оставаться в дураках, ибо «умереть дураком стыдно» (Эрих Мария Ремарк)
От вопроса «Неужели всё напрасно?» зависит высшее предназначение и величие человека, весь его созидательный, творческий потенциал и вектор развития. Он помогает нам понять, почему кажущаяся незыблемость коммунистического строя и «тысячелетнего рейха», построенных на крови, и на величии их вождей так недолговечны, и порой нежданно и легко рушатся даже изнутри, как карточные домики. Этот вопрос отрезвляет сегодня всех, и заставляет нас признать, что все наши труды и вся жизнь трёх поколений превратилась в прах. Признать всем миром, что мы все смертельно больны по вине тоталитаризма и глобализма – чумы и тифа XX-XXI веков. (Анатолий Апостолов. Человек как земное божество. – ПРОЗА.РУ)
Этот вопрос помогает нам сегодня понять, по чьей вине наши светлые надежды превращаются в кошмар повседневной жизни, в тошнотворный «голимый реал». Почему задуманные реформы оборачиваются террором, а социальные иллюзии усталостью, патологией, деградацией и социальным параличом. Этот вопрос породил генеральную национальную проблему архиважную и актуальную, в том числе и для нашего будущего, а не только для истории гибели советской Атлантиды.
13.09.2020