ОНИ ВСЕ ЖИВЫ, ПОКА ИХ ПОМНЯТ.
В ноябре 1974года мы вернулись с Всероссийского конкурса чтецов «Пушкинские чтения», посвященного 175-ой годовщине со дня рождения Александра Пушкина. Мы - это Александр Гейзик, Валерий Бардин и я.. Конкурс проходил в Москве, в Доме актера. Председателем жюри был Народный артист СССР Михаил Иванович Царев. Но почти все время комиссию возглавлял Народный артист РСФСР Сурен Акимович Кочерян. Мы выступали при Кочеряне. Я читала мемуары Анны Керн о Пушкине и композицию по роману «Евгений Онегин».
Все чтецы в филармонии работали с нашим штатным режиссером, лауреатом Всероссийских конкурсов чтецов, Андреем Петровичем Ширяевым.
Наши конкурсные программы перед выездом мы показывали в большом зале филармонии. Зал был полон и нашими актерами и гостями. После выступления ко мне подошел артист театра Советской Армии Народный артист РСФСР Петр Ильич Вишняков. Театр, как раз, был у нас на гастролях. Петр Ильич очень высоко отозвался о наших работах. С этой встречи и мы подружились. Он поделился кое – какими пожеланиями и рекомендациями по моей программе, что оказалось для меня весьма полезно.
Александр Гейзик и Валерий Бардин показывали «Сказку о царе Салтане» с балалайкой. Когда-то это сказка была сделана для нашего ТЮЗа режиссером Юрием Жигульским, а в филармонии она получила новое рождение, как концертное исполнение. В Москве эта сказка была принята публикой на «УРА». Успех был не случаен. Оба исполнителя, Александр Гейзик и Валерий Бардин, были удостоены звания лауреатов. Мы все получили высокое признание Москвы.
Вернувшись домой, мы сразу попали в объятия СМИ. Это и статьи, и репортажи, и выступления на радио и телевидении. Это признание вдохновляло нас на дальнейший рост. И мы трудились.
Прежде всего, мы все работали в литературном лектории с нашими замечательными лекторами. Это Заслуженный работник культуры Нина Николаевна Шубина, Софья Ивановна Воробьева, Николай Александрович Щеголев. Это были высоко профессиональные ГУМАНИТАРИИ. Они очень крепко держали нас в руках, тщательно работали каждый в своей теме. Работа в сезоне выстраивалась циклами: «Проза 19 века», «Поэзия 20 века», «Зарубежная литература», «Советская литература», «Военная литератур» и т.д. Все эти программы делали с глубоким проникновением в тему, они нас обогащали и поднимали на высокую исполнительскую планку. Параллельно еще шла работа с режиссером филармонии Андреем Петровичем Ширяевым. Много прекрасных литературных программ включалось в гастрольные графики РОСКОНЦЕРТА и СОЮЗКОНЦЕРТА.. Александр Гейзик, Валерий Бардин объехали с Ниной Николаевной всю Россию, да нет, весь Советский Союз с блестящей программой «Сказки Пушкина». Они делали имя, славу нашей филармонии, которая по праву была третьей по значимости после Московской и Ленинградской.
Были и у меня с Александром и Валерием общие темы в лектории. Мы с Сашей ездили с темой «Декабристы», он читал композицию по книге «Декабристы» из серии ЖЗЛ, а я из поэмы «Русские женщины» Некрасова. Читал он эмоционально, и я у него вытащила самую громкую, самую «накальную» фразу- «Брось свой аксельбант…»,и при случае , ему ее копировала, правда, еще добавляла звук- РРРР. Это было смешно, а, главное, в его характере. Он тоже выудил из моей программы Анна Керн о Пушкине ее фразу о поэте - «Гений добра». И тоже ее раскрасил, он сопровождал ее тиком на лице. Это означало: «дочиталась до тика…»
Одна из программ с Валерием Бардиным была «Женитьба Бальзаминова». Он, естественно, жених, а я все женские роли. Эту программу с нами сделал режиссер Александр Волик. Отрепетировали, сдали, поехали. И тут начались проделки Валерия. То он заблудится в каких-то фикусах, а я его не вижу, а он, вдруг, вылезает на четвереньках ногами назад. То кидается на колени, когда я « маменька», и начинается импровизация, зал трясется от хохота, а я тоже не могу ничего выговорить, смеюсь, и тоже начинаю нести несусветное, Софья Ивановна за кулисами хохочет. Ну мы, все- таки, как-то выруливаем и отыгрываем, как надо. ЗАЛ в конвульсиях, мы в УСПЕХЕ. Мастерство летчика в полете, мастерство актера на сцене.
Во время наших гастролей, Саша всегда брал на себя роль бригадира. Он выдавал суточные, покупал билеты, заказывал такси, в общем «бригадирил». Мы в Нижнем Тагиле. Звонок, снимаю трубку:
-Да..
-Вы где? - голос Саши
-Тихо, Саша, мы еще спим.
- Как спите ? Я на вокзале.
-Тихо, Саша, Софья Ивановна спит..
-Как спит?- кричит Саша -Мы едем в Баранчу, я уже купил билеты.
После этого мы вскакиваем, натягиваем на себя, что есть, выскакиваем из гостиницы, хватаем такси и мчимся на вокзал.
Потом, когда мы уже получили право отделения, а потом право и сольного концерта, обрастали разными, интересными программами и сольными концертами в филармонической рубрике «Театр Чтеца». У Саши был и блестящий Гоголь «Мертвые души». А какой у него был великолепный «Выстрел» Пушкина, сцены из драмы «Борис Годунов», Рождественский, Вознесенский, Евтушенко,Гамзатов,Искандер….
Очень репертуарный чтец-мастер художественного слова, Заслуженный артист России Александр Фридрихович Гейзик, коллега по цеху…
Как-то недавно внезапно оставил этот мир….
Народная артистка России Тамара Никитична Воронина
12 сентября 2020г.
Г. Екатеринбург.