Они все живы, пока их помнят

Тамара Воронина 2
                ОНИ  ВСЕ ЖИВЫ, ПОКА ИХ ПОМНЯТ.
        В ноябре 1974года    мы вернулись с Всероссийского конкурса чтецов «Пушкинские чтения»,  посвященного 175-ой  годовщине со дня рождения Александра Пушкина. Мы - это   Александр Гейзик, Валерий Бардин и я.. Конкурс проходил в Москве,  в Доме актера. Председателем  жюри был  Народный артист СССР  Михаил Иванович Царев. Но почти все время  комиссию возглавлял Народный артист РСФСР Сурен Акимович Кочерян. Мы  выступали при Кочеряне. Я читала мемуары Анны Керн о Пушкине и  композицию по роману «Евгений Онегин».
 Все  чтецы в  филармонии работали с нашим штатным режиссером,  лауреатом Всероссийских конкурсов  чтецов, Андреем Петровичем Ширяевым.

      Наши конкурсные программы перед выездом  мы показывали в большом зале филармонии. Зал был полон  и нашими актерами и гостями. После выступления ко мне подошел артист театра Советской Армии Народный артист РСФСР Петр Ильич Вишняков. Театр, как раз, был у нас на гастролях. Петр Ильич очень высоко отозвался о наших работах. С этой встречи  и мы  подружились. Он поделился кое – какими пожеланиями и рекомендациями по моей программе, что оказалось  для меня  весьма полезно.
Александр Гейзик и Валерий Бардин показывали «Сказку о царе Салтане» с балалайкой. Когда-то это  сказка  была сделана для нашего ТЮЗа режиссером Юрием Жигульским, а в филармонии она получила  новое рождение, как концертное исполнение. В Москве эта сказка была принята  публикой на «УРА». Успех был не случаен. Оба исполнителя, Александр Гейзик и Валерий Бардин,  были удостоены  звания лауреатов.  Мы все получили высокое признание Москвы.
 
     Вернувшись домой, мы сразу попали в объятия  СМИ. Это и статьи, и репортажи, и выступления на радио и телевидении. Это  признание вдохновляло нас на дальнейший рост. И мы трудились.
      Прежде всего, мы все работали в литературном лектории с нашими замечательными лекторами. Это Заслуженный работник культуры Нина Николаевна Шубина, Софья Ивановна Воробьева, Николай Александрович Щеголев. Это были высоко профессиональные ГУМАНИТАРИИ. Они  очень  крепко держали нас в руках, тщательно работали каждый  в своей теме. Работа в сезоне выстраивалась  циклами: «Проза 19 века», «Поэзия 20 века», «Зарубежная литература», «Советская литература», «Военная литератур»  и т.д. Все эти программы делали  с глубоким проникновением в тему, они нас   обогащали и поднимали на высокую исполнительскую планку. Параллельно еще  шла работа с режиссером филармонии Андреем Петровичем Ширяевым. Много   прекрасных литературных программ включалось в гастрольные графики  РОСКОНЦЕРТА и СОЮЗКОНЦЕРТА.. Александр Гейзик, Валерий Бардин объехали с Ниной Николаевной всю Россию, да нет,  весь Советский Союз с блестящей программой «Сказки Пушкина». Они делали имя, славу нашей филармонии, которая по праву  была  третьей по значимости после Московской и Ленинградской.

  Были  и у меня  с Александром и Валерием общие темы в лектории. Мы с Сашей ездили с темой «Декабристы», он читал композицию по книге «Декабристы» из серии ЖЗЛ, а я из поэмы «Русские женщины» Некрасова. Читал он эмоционально, и я у него вытащила самую громкую, самую  «накальную» фразу- «Брось свой аксельбант…»,и при случае , ему ее копировала, правда, еще  добавляла  звук- РРРР. Это было смешно, а, главное, в его характере. Он тоже выудил из моей программы  Анна Керн о Пушкине   ее фразу о поэте - «Гений добра». И тоже ее раскрасил, он сопровождал ее тиком на лице. Это означало: «дочиталась до тика…»
      Одна из программ с Валерием Бардиным была  «Женитьба  Бальзаминова». Он, естественно, жених, а я все женские роли. Эту программу с нами сделал режиссер Александр Волик. Отрепетировали, сдали, поехали. И тут начались проделки Валерия. То он заблудится в каких-то фикусах, а я его не вижу, а он, вдруг, вылезает на четвереньках ногами назад. То кидается на колени, когда я « маменька», и начинается импровизация, зал трясется от хохота, а я тоже не могу ничего выговорить, смеюсь, и тоже начинаю нести несусветное, Софья Ивановна за кулисами хохочет.  Ну мы, все- таки, как-то выруливаем и отыгрываем, как надо. ЗАЛ в конвульсиях, мы в УСПЕХЕ. Мастерство летчика в полете, мастерство  актера на сцене.

    Во время наших гастролей, Саша всегда брал на себя роль бригадира. Он выдавал суточные, покупал билеты, заказывал такси, в общем «бригадирил». Мы в   Нижнем  Тагиле. Звонок, снимаю трубку:
-Да..
-Вы где? - голос Саши
-Тихо, Саша, мы еще спим.
- Как спите ? Я на вокзале.
-Тихо, Саша, Софья Ивановна спит..
 -Как спит?- кричит Саша -Мы едем в Баранчу, я уже купил билеты.
 
         После этого мы вскакиваем, натягиваем на себя, что есть, выскакиваем из гостиницы, хватаем такси и мчимся на вокзал.
Потом, когда мы уже получили право  отделения, а потом право и  сольного концерта,  обрастали  разными, интересными программами и  сольными концертами в филармонической рубрике «Театр Чтеца». У Саши был и блестящий Гоголь «Мертвые души». А какой у него был великолепный «Выстрел»  Пушкина, сцены из драмы «Борис Годунов», Рождественский, Вознесенский, Евтушенко,Гамзатов,Искандер….
    Очень репертуарный чтец-мастер художественного слова, Заслуженный артист России Александр Фридрихович Гейзик, коллега по цеху…
 Как-то недавно внезапно оставил этот мир….

Народная артистка России Тамара Никитична Воронина
12 сентября 2020г.
Г. Екатеринбург.