Художник Анатолий Куршин

Сергей Груздев Валаамский
Несколько слов о талантливом художнике,нашем современнике,
Анатолии Васильевиче Куршине.
                ***
Одним из почитателей нашего острова, воспевшим красоту Валаамской земли был Анатолий Куршин. Начинал свою деятельность  живописца-художника Анатолий ещё до Валаама. Здесь, на острове  он утвердился, как настоящий художник-творец. Остров послужил ему прекрасным натурным  природным классом, где он постигал и оттачивал своё мастерство. Валааму он посвятил множество своих неподражаемых картин. Полотна прекрасные, звучащие гимном  нашему родному архипелагу.
Появился на Валааме Анатолий в 1985 году. Был очарован островом, его природой, архитектурой и потом в течении многих лет, особенно в летние месяцы, каждодневно впитывал  его
божественную благодать и неповторимую красоту.
Несколько лет он работал экскурсоводом в музее-заповеднике, потом, когда оного не стало, водил, некоторое время,  экскурсии при монастыре. Но проработал недолго - ушел с головой в живопись. Уж очень его раздражали всевозможные  "установки-табу" для экскурсовода монастыря. Он был личностью свободолюбивой  и непосредственной и не терпел условных  или  действительных ограничительных рамок.  Ведь он считал себя художником  гениальным, да таковым и был в сущности...
В последствии его картины получат мировое признание и будут храниться в частных собраниях и галереях России, США, Швейцарии, Финляндии, Франции и Германии.
Познакомились  с Анатолием мы через мою супругу, Елену, она тоже в то время несколько сезонов работала экскурсоводом на Валааме. А экскурсоводы наши всегда жили,  да и сейчас живут,как одна семья. Особенная дружба на протяжении ряда лет у Анатолия была с московским художником, тоже Валаамским экскурсоводом,
Сергеем Бусахиным. Некоторое время они вместе жили на острове , пользуясь одним "натурным классом." Вместе работали-вместе творили. Сергей написал о их взаимоотношениях прекрасные, теплые воспоминания, опубликованные в Сортавальском альманахе "Сердоболь". Сергея я тоже знал давно, на протяжении многих лет, но как-то сблизиться не пришлось, только здоровались при встрече. Его очень почитал и любил наш общий знакомый и мой старший друг и наставник, Николай Александрович Костяшкин - личность очень известная в конце прошлого века на Валааме.
Так случилось, что "келья", которую выделил музей-заповедник  для самобытного художника, находилась на третьем этаже Зимней гостиницы напротив нашей квартиры.  Там мы и познакомились  с Куршиным.  Анатолий иногда вечерком забегал к нам, чтобы позвонить домой, в Петербург.(тогда мобильников ещё не было, а у нас  был стационарный телефон.) Однажды он позвал меня в своё "холостяцкое" жилище, познакомить  со своим творчеством. Что меня сразу поразило: вся его  комната была заставлена полотнами картин, набросков, этюдов. Картины висели на стенах, стояли на полу, на кровати, на столе. Везде разбросаны кисти и тюбики с краской - "творческий беспорядок" в натуре...
Я как-будто очутился в необыкновенном царстве красоты, где пахло  свежими красками, нагретыми летними скалами, цветами и травой, лесом и озёрной гладью, папоротниками и мхами ... Эти запахи, как бы источали его полотна.
Со всех сторон в глаза бросались прекрасные виды Валаама. Стоял я так в некотором  оцепенении   с открытым ртом, от удивления, а Толя с довольным видом глядя на меня курил свою "беломорину" и будто спрашивал: "Ну, как?.."
"Потрясающе! Толя да ты гений!"..
В этот момент Анатолий напоминал мне взрослого ребенка - так распирала его радость и гордость за свой необыкновенный талант  - знай мол наших...Толя, всем своим видом просто подтвердил мои слова: "А что - разве не гениально?!."
В последний период его нахождения на Валааме,  я  особенно сдружился с ним, был в приятельских отношениях. Часто вечерами мы беседовали с ним  за чашкой чая в  "Красном уголке" нашей электростанции, где я работал( замещал тогда  начальника), и временно жил в тот период.
Заходил  ко мне он всегда вечером после многочасовых праведных трудов на природе. Иногда  прямо с работы с мольбертом - этюдником на плече  в неизменном своём берете, испить чаю и перекурить...
У Анатолия была привычка носить  на голове цветной,  аляпистый на мой взгляд, берет, который выделял его, и за версту было видно - идёт художник Куршин.
Содержание наших бесед в моей памяти почти не отложилось. Толя  ничего не рассказывал о своей жизни, лишь делился  творческими планами на ближайшее время, да обсуждали мы с ним местные события, смотрели новости по телеку.  Несколько раз я пытался прочитать ему что-то из своих стихов, но они Толю не заинтересовали.  Он жил только своим творчеством.
А потом он уехал  с острова.
 Осталась в память о нем висеть на стене картина-этюд Валаамской  часовни "Всех  скорбящих - радость".
Умер Анатолий   в декабре  2009 года, вне Валаама. Душа его живет в его прекрасных песнях-картина