Улица роз

Кристина Заяц
               
                Посвящается всем забытым женщинам

           Заканчивалось лето, последнее тепло ласкало и создавало иллюзию, что впереди не предстоит прохладной осени и холодной зимы. Солнце светило смело и ярко, обманывая всё живое. Прекрасной Марлен исполнилось сорок, и она ещё купалась в лучах молодости, притягивая к себе восхищённые взгляды. Будучи актрисой, делала это умело и ловко. Она просто не представляла себе жизни без этого блеска искусственных огней. Марлен была больше чем красавицей, с детства она умела нравиться и быть в центре внимания. У неё была царственная осанка, лёгкая, играющая походка и взгляд, который трудно описать и ещё сложнее забыть. Её глаза цвета морской волны словно обещали что-то волнующее и прекрасное. Тонкая фигура всегда была облачена со вкусом и изяществом. У Марлен был свой неповторимый стиль. Она никогда не жалела денег на дорогие наряды. Красивые, светлые волосы укладывала безукоризненно. Это была женщина, созданная для любви. Но не той любви, которая посылается Богом и живёт века, а любви земной, мужской, похотливой. Только Марлен, видимо не знала разницы между первой и второй и думала, что живёт полной, глубокой жизнью, не замечая её пустоты.

          Эрих впервые увидел Марлен на сцене и был покорён. Длинное, светлое, мерцающее платье обтягивало её прекрасный стан. Она исполняла песню о любви и страсти. И была так убедительна, что Эрих не мог оторвать от неё свой восторженный взгляд. Это был интересный и ещё молодой мужчина. Харизматичное лицо и мужественный, уверенный в себе взгляд кружили женщинам голову. Он привык к лёгким победам, предпочитал женское общество и крепкие напитки. Известный писатель, Эрих любил эту жизнь и всё время искал в ней источники вдохновения. Вот и глядя на Марлен ему уже хотелось сделать её героиней одного из своих романов. Он внимательно наблюдал за ней и чувствовал, что жаждет познакомиться поближе. Эрих стал посещать выступления прекрасной актрисы, дарить ей цветы и подарки. Марлен, привыкшая к вниманию, воспринимала всё это как само собой разумеющееся. Ей был симпатичен этот галантный мужчина, и вскоре она согласилась с ним поужинать в ресторане.  Женщина позволяла любоваться собой, однако, вблизи была не так эффектна как на сцене. Её волшебные чары действовали на Эриха пьяняще. Он пил свой любимый напиток кальвадос, а Марлен шампанское. Женщина не скрывала, что она замужем и при этом не лишала своего спутника надежды на более близкое знакомство. Ей было интересно и легко с Эрихом, он был прост и откровенен. Холостяк, живущий творчеством, он искренне рассказал, что много раз увлекался, но ни разу не любил.
- Возможно, Вы ещё не встретили свою женщину? – коварно спросила Марлен.
Эрих, лукаво улыбнулся и ответил:
- Не знаю.

            В эти минуты ему и в голову не приходило ничего более очередной увлекательной интрижки, к которым он привык. Марлен хорошо знала мужчин и чувствовала, что не завоюет его сердце, если станет лёгкой добычей. Они просидели в ресторане до закрытия, а потом всю оставшуюся ночь гуляли по Парижу и беседовали. Эрих с удовольствием отметил для себя, что Марлен не только обворожительна, а и умна. С ней было интересно. Они много рассуждали о жизни и творчестве. Марлен была начитанна и знакома с несколькими романами писателя. Теперь она пообещала, что прочтёт и остальные. И в этом обещании не было лицемерия или желания польстить, за ним стоял искренний интерес. Она спрашивала, как рождаются его творения, и Эрих откровенно рассказывал, что это целое таинство. И навряд ли его можно описать словами или вызвать искусственно. Вдохновение посещает душу и начинается кропотливая и очень интересная работа, поглощающая автора с головой и затмевая собой всё вокруг. Творчество - это счастье и мука, это подарок и наказание. Его обладатель раб и господин.

            Когда начинало светать, Эрих признался своей спутнице, что ему ещё никогда не было так интересно с женщиной. И не соврал. Они договорились созвониться, и на протяжение дня мужчина с удивлением для себя замечал, что навязчиво думает о своей новой знакомой. Работать он не мог. Начатый роман пришлось оставить, так как все мысли путались в воспоминаниях о проведенной ночи. Что касается Марлен, то она была спокойна. У неё была возможность выспаться, привести себя в порядок и заниматься делами. Когда вечером ей позвонил Эрих, и предложил встретиться, актриса отказалась, честно сказав, что у неё другие планы.

            Эрих не привык к отказам и решил, что не будет больше звонить, но уже на следующий день опять набирал номер актрисы. Она снова была занята. На этот раз писатель терпел три дня, а на четвёртый, проклиная себя, посетил вечеринку, где выступала Марлен. Вокруг неё было много поклонников, и Эрих почувствовал себя всего лишь одним из них. Как же ему хотелось забыть эту женщину, но он не мог. «Я получу её, чего бы мне это не стоило. А потом охладею», - думал писатель. После выступления Эрих преподнёс актрисе букет белых роз и предложил провести оставшийся вечер вместе. На этот раз она согласилась. В эти минуты Марлен была близка и далека одновременно, и Эриху трудно было понять, на что можно рассчитывать. Он смотрел на её губы, и мгновениями ему казалось, что они зовут и манят, но когда он хотел поцеловать её, женщина отстранилась. Марлен стала для него загадкой.

             Когда они расставались, Эрих предложил спутнице проводить это тёплое, уходящее лето и провести выходные на юге Франции. Она согласилась. Мужчина ликовал.

             Тридцать первого августа стояла жара 32 градуса. Однако утром и вечером уже чувствовалось дыхание осени. Несмотря на яркое, тёплое солнце, лето ускользало. Это хорошее время для того, чтобы подводить итоги. Заканчивается один этап, начинается другой. Перемены волнуют и важно верить в то, что они будут к лучшему.

            Эрих снял яхту, и они с Марлен наслаждались стихией и обществом друг друга. Яхта плыла вдоль скал, море искрилось и переливалось, проплывали стаи дельфинов, в небе парили чайки. Они ели мороженое, пили прохладительные напитки.
- Я бы хотела, чтобы лето не заканчивалось, - призналась Марлен.
- А я люблю осень и жду встречи с ней. Мне нравятся её краски, прохлада и настроение.
- Какое?
- Задумчивое, трепетное. Немного печальное. Всему своё время. Время наслаждаться жизнью, набираться ярких впечатлений, а время страдать и вспоминать.
- Ты ещё молод, а рассуждаешь как старик. К чему страдания? К чему осень и холода? Пусть жизнь будет вечным праздником.
- Если б это стало возможным, люди бы деградировали.
- Неужели ты считаешь, что в печали и страданиях есть польза?
- Конечно. Они заставляют человека бороться и расти. Закаляют и тренируют дух.
- Я никогда об этом не думала. У меня есть практически всё, что мне нужно. Зачем же мне  эта закалка?
- Возможно, ты поймешь это позже, когда наступить осень. Не у природы, а у жизни.
Марлен задумалась, и потом спросила:
- А ты боишься старости?
- Нет, мне кажется, что я готов к ней.
- А я стараюсь не думать об этом. Я не смогу жить без красоты, успеха, внимания. Этот разговор навевает на меня тоску, давай сменим тему.
- Скажи, а твой муж знает где ты?
- У нас свободные отношения и я не обязана отчитываться перед ним.
- Ты изменяешь ему?
- Наверное, мне стоило бы солгать, но мне нравится быть откровенной с тобой, поэтому я признаюсь, что никогда никому не была верна. Даже когда любила. Я понимаю, что это низко, но ничего не могу с собой поделать. Я так устроена. Мне нужны новые впечатления и перспективы.   
- И ты не боишься упустить что то важное в этой погоне за впечатлениями?
- Например что?
- Так можно потерять себя.
- Глупости.
- Давай выпьем и постараемся проще смотреть на наши разногласия.
- Сколько тебе лет?
- Сорок пять.
- Ты меня старше всего на пять лет. Но после твоих слов у меня создаётся впечатление, словно я ребёнок, а ты старик.
- Возможно, я просто надломленный человек. Я прошел войну, видел много горя и бессмысленных страданий. Я выжил. С начала мне это казалось чудом. Но есть моменты, когда я жалею об этом. Я завидую своим погибшим товарищам. К счастью такие мгновения проходят, и мне снова хочется жить. Я полюбил природу, музыку и конечно творчество. Последнее – это увлекательный разговор с собственной душой. Оно помогает мне выжить. Мои любимые герои - тоже надломленные люди. И они вместе со мной ищут спасения от собственных мыслей, страхов и депрессии. Бывают случаи, когда мне ничего не помогает, тогда я топлю свою безысходность в алкоголе. Понимаю, что это не лучший выход, но ничего не могу поделать с собой.

             Марлен внимательно слушала и молчала. Эриху казалось, что она его понимает и был признателен ей за это. Он продолжал рассказывать о себе, Эрих ещё ни с кем не был так откровенен. Мужчина словно сорвал с себя маску внешне успешного, респектабельного мужчины и показал свое лицо без прикрас. Ему это было нужно, и в конце своих откровений он испытал облегчение.

            Когда второй день отдыха подходил к концу, и нужно было возвращаться в Париж, Эрих предложил своей спутнице продлить его и провести здесь ещё неделю.
- Я бы с удовольствием, но меня ждёт работа. Мне предстоит турне по Европе.
- Я не знаю как сложатся наши дальнейшие отношения, но знай, что эти два дня я никогда не забуду, - признался мужчина.

           Они вернулись в Париж. Лето словно покинуло город. Шел дождь, дул северный ветер. И Эрих не мог понять во сне или наяву были эти два дня солнца, жары и страсти. Он не выспался и долго лежал в постели, размышляя о своих чувствах к Марлен. Ситуация вышла из под контроля.  Всё пошло совсем не так, как он ожидал. Эрих получил, то чего хотел, но вопреки своим ожиданиям не только не остыл, а наоборот. Его чувства зашкаливали и пугали всегда холодного и рассудительного мужчину. Он не знал, что делать. Мгновениями ему казалось, что вот - вот они оставят его, и он снова насладится свободой. Но эти надежды не осуществлялись, и чем дольше, тем дальше его затягивало в эту трясину.

             К десяти часам Эрих встал, привёл себя в порядок и пошел в ближайшую кофейню. Сел у окна, заказал чашку крепкого, ароматного кофе и круасан. Он наблюдал за дождём и размышлял о том, как вести себя дальше. Моментами ему хотелось бежать от своих чувств, но это было невозможно.  Когда он позвонил и предложил встретиться, она ответила, что уезжает на гастроли на целый месяц.
- Мы можем созваниваться и переписываться? – спросил огорченный писатель.
- Конечно.

           Так начался их роман в письмах. Эрих жил этими письмами. Впервые в жизни  признался в любви в первом письме, чем удивил и поразил самого себя. С начала он зачеркнул строку, а потом порвал листок. Но это ему не помогло. Эрих понял, что влюблён. Так вот она какая любовь, - думал писатель. Сколько книг написано о ней, сколько спектаклей, фильмов, разговоров. Но всё это ничто в сравнении с самим чувством, посетившем душу. «У меня словно выросли крылья, и я впервые взлетел над грешной землёй», - писал Эрих и снова рвал и выбрасывал бумагу.  Он решил пока не говорить о любви и только на десятый раз запечатал письмо в конверт и с волнением отправил его Марлен. Прочитав письмо, она поняла что победила. Там не было слов о любви, но они были между строк. Женщина долго не отвечала, ссылаясь на занятость. А потом написала краткое, и довольно сухое и сдержанное письмо. Но для Эриха это было целое событие. Он зачитывал его до дыр, искал там что то сокровенное и не находил. И всё равно был счастлив.

            Марлен блистала, у неё появлялись новые поклонники, и она не скрывала этого от Эриха. Он по прежнему был одним из многих. А она для него - единственной и неповторимой. «Ты для меня интересный собеседник и верный друг» - писала женщина в одном из писем. Эрих был возмущён этими словами. Ему хотелось стать для неё любимым и единственным мужчиной. Но его мечта оставалась не исполненной. Тем не менее, он был благодарен за откровенность. Между ними не было фальши и пустых слов.

           Короткие встречи и долгие разлуки не охлаждали чувств Эриха. Это было большое счастье и мука одновременно. Марлен же позволяла себя любить и делала это так изящно, что её трудно было в чём то упрекнуть. Не напрасно говорят, что запретный плод сладок. Эрих набирался терпения и ждал, что со временем ситуация изменится, но всё напрасно. В одном из своих писем он называет свою возлюбленную «Снежной королевой». Холодная и рассудительная женщина не спорила с тем, что ей подходит это прозвище.

            Их роман длился довольно долго. Однако у Марлен были другие любовники. Как правило, ими становились обеспеченные, успешные мужчины из мира кино и театра. Эрих мучительно ревновал, изо всех сил пытаясь скрыть свою ревность. Он боролся с ней. Пытался вступать в отношения с другими женщинами, но всё напрасно. Его сердце было занято и принадлежало «Снежной королеве».

           Когда начиналось следующее лето, Марлен предложила Эриху провести его вместе с её семьёй на юге Франции. Муж актрисы взял с собой любовницу, так же с ними ехала их дочь. Удивлённый писатель спрашивал:
- А твой муж не будет ревновать?
Марлен рассмеялась и ответила:
- Нет. У нас формальные отношения, мы друг для друга скорее друзья, чем муж и жена.
- Почему же вы не разведётесь?
- Зачем? Нас обоих всё устраивает.

             Небольшая компания остановилась в уютном отеле на берегу моря. Сначала Эрих был счастлив. Он каждый день видел свою возлюбленную. Дарил ей розы, они посещали рестораны и вечеринки, плавали в тёплом море и загорали. Но Марлен и там умудрилась найти нового любовника. На одной из вечеринок познакомилась с известным режиссёром. Он говорил, что для главной роли в фильме ему нужна именно она. Это был молодой, интересный мужчина и Марлен с лёгкостью увлеклась. Эрих знал об этом и  мучительно страдал. Когда Марлен исчезала по ночам, писатель пил кальвадос и метался в сомнениях. Однажды он понял, что пропадает. Нужно что-то менять. Писатель принимает радикальное решение и говорит своей возлюбленной:
- Ты знаешь, что я люблю тебя. Выходи за меня замуж, и я сделаю тебя счастливой. Если ты откажешь мне, и будешь продолжать свою распутную жизнь, мы расстанемся на всегда. Мне очень трудно произносить последние слова. Но я пришел к этому. Теперь твоя очередь делать выбор.

           Марлен находилась в радостном, легкомысленном настроении и не почувствовала всей серьёзности этого разговора. Она рассмеялась и ответила:
- На днях я сделала аборт от Джона. Мне кажется, что я влюблена. Ты мне предлагаешь невозможное, я не способна принадлежать одному мужчине. Мой муж понимает и принимает это и я благодарна ему. Я не могу дать тебе большее, чем я даю.

           Эрих испытал острую боль, обиду и горечь после этих слов. Он ничего не ответил и ушел. В этот раз навсегда. Не попрощавшись, писатель быстро собрал вещи и уехал. У него была небольшая вилла в Швейцарии, именно там он решил спрятаться ото всех и зализывать свои раны. Это было правильное решение. Несмотря на ноющую боль и бессонные ночи, Эрих почувствовал облегчение. Только теперь он смог посмотреть на ситуацию со стороны, и пожалел о том, что не ушел раньше. На этот раз его лучшим другом стала природа. Именно она его поддержала, пожалела, утешила, приласкала. Ещё одним спутником был кальвадос. Каждый вечер писатель топил в нём свою боль. Так продолжалось неделю, а потом он нашел спасение в творчестве. На протяжение романа с Марлен Эрих практически ничего не писал кроме писем. Теперь же он испытывал острый творческий голод. Писатель с жадностью набросился на бумагу, испытывая редкое вдохновение. Мощная энергия и невостребованные, нереализованные чувства  находили свой выход на страницах. Эрих заваривал себе крепкий кофе, садился в беседке, увитой виноградом и творил. Прототипом его главной героини стала Марлен. Роман под названием «Улица роз» начинался с того как он впервые увидел актрису. Далее писатель повествует о жизни этой женщины. Что то списывает с жизни, что то придумывает. Он описывает их роман и другие отношения с мужчинами Марлен. Она словно бабочка, летящая на искусственный  свет, покоряет новых и новых мужчин. История знает не одну такую женщину. Эрих проанализировал судьбы подобных дам – мотыльков. И сделал кульминацию своего романа на предстоящей старости Марлен. Для неё наступила поздняя осень. Опала красочная листва, редкое солнце уже не согревало, дул холодный ветер и часто шли косые дожди. А Марлен встретила её в лёгком летнем платьице и босоножках. Ей было холодно и страшно. Она не подготовилась к этому времени года. Не запаслась тёплой одеждой и обувью. Впереди зима. Замёрзшая женщина скитается, стучит в двери тёплых домов, но её никто не впускает погреться.

             Несмотря на то, что актриса всю жизнь тщательно следила за собой и уделяла большое значение внешности, возраст брал своё. Морщины стали заметны, фигура уже была не так безукоризненна, волосы потускнели. Более того, распутный образ жизни тоже оставил свой след на лице Марлен. Она стала поблекшая, помятая и не побоюсь этого слова потасканная. Женщина начала использовать больше косметики, надеясь закрасить эти изъяны. Но добивалась противоположного эффекта. Только подчёркивала недостатки и становилась похожей на клоуна.

            На протяжении жизни Марлен выбирала себе в любовники лучших мужчин среди своих поклонников. Но теперь у неё не стало этого выбора. На неё прекратили обращать внимание и искать с ней знакомства. Ей больше не восхищались и не любовались. На карьере это тоже отобразилось, актрису уже не приглашали на главные роли, она теперь довольствовалась редкими съёмками в эпизодах. Выступать на элитных вечеринках ей тоже больше не предлагали. Всё меньше и меньше интереса было к её персоне.

             Марлен восприняла это явление как трагедию. Она не могла жить без внимания. Долго и бессмысленно пыталась вернуть былое. Женщина не представляла жизни без мужчин. Это привело к тому, что она стала вступать в отношения с пропащими бабниками, альфонсами и другими сомнительными личностями. Шло время, и даже такая категория мужчин потеряла к ней интерес. Работы Марлен тоже полностью лишилась. Её место заняли новые, молодые и блистательные актрисы. Долго  она не хотела осознавать, что её время ушло. А когда поняла, то не смогла смириться. Актриса впала в депрессию и закрылась в своей шикарной квартире в центре Парижа. Ей хотелось, чтобы равнодушный мир запомнил её блистательной, обворожительной и молодой. Старая и потерянная женщина осталась наедине с собой и своими проблемами. Она была никому не нужна. Всю жизнь разрывающийся  телефон предательски молчал, письма не приходили. И с каждым новым днём Марлен с горечью убеждалась в том, что о ней забыли.

           Актриса убрала все зеркала. Развесила по квартире свои фото, где она неотразима, а также портреты своих любовников. Марлен жила прошлым. Вписаться в настоящее ей не удавалось. Она начала вести дневник, который стал её единственным собеседником. Актриса дожила до глубокой старости, пережила практически всех своих мужчин и перед смертью написала в дневнике: «Улица роз, спрячь свой обман улица слёз…».

           Так заканчивается роман Эриха. Когда писатель поставил последнюю точку, он испытал чувство освобождения от наваждения по имени Марлен. Поблекли чувства, отступили боль и обида. Эрих чувствовал себя свободным. «Улица роз» имела успех, была переведена на многие языки и стала одним из лучших романов писателя. Вскоре он начал работу над новым произведением. Его жизнь продолжалась. Спустя год Эрих женился на успешной актрисе Полет и был счастлив в браке. На этот раз он позволял себя любить. Никто не знает вспоминал ли он Марлен, но писатель ни разу не поинтересовался её судьбой, не поздравил с праздником и не написал письма. Он поставил точку.

          Роман «Улица роз» стал пророческим, и актриса заканчивала свой жизненный путь именно так, как написал Эрих.