Гиены

Олег Виноградов 2
   Лет примерно 15 назад в нашей области упал пассажирский самолет. Следственная группа отправилась к месту происшествия глубокой ночью и  часам к 5 утра прибыла к месту падения. Дорога была сплошной гололед, и ехать было трудно и опасно. Каково же было мое изумление, когда на внешнем контуре оцепления я обнаружил съемочную группу НТВ, проделавшую путь вдвое длиннее, но оказавшуюся на месте значительно раньше нас. Понятно, что информацию о происшедшем они получили от дежурной части МВД, понятно, что времени на сборы им потребовалось меньше. Но какова оперативность! И ради чего? Ведь ничего кроме деталей самолета и фрагментов человеческих тел, разбросанных на площади в несколько гектаров, там не было. О причинах падения на тот момент никто не мог рассуждать даже в форме предположений. Но именно эти   разбросанные детали и тела и были предметом жадного интереса телевизионщиков. Им крайне важно было пустить это в эфир и, желательно, крупным планом.
    Я был неприятно удивлен таким подходом к освещению трагического события, но тогда был слишком занят другим, чтобы концентрироваться на этой мысли.

   Потребовалось время чтобы понять, что это и есть вектор информационной политики. Как можно больше негатива, как можно больше скандалов и грязи. И обязательно крупным планом.

   Я был воспитан на советской журналистике, которая, конечно, жила в строгих идеологических рамках. Но чего у нее было не отнять так это размыслительности, глубины, сопереживания. Акцентировать внимание на скандалах и грязи в ее среде считалось дурновкусием.

   Не то теперь. Все,что вы видите, слышите и читаете пропитано грубостью, пошлостью и журналистской бесцеремонностью. Толпы журналистов с микрофонами, которые они суют людям в лицо, всегда там, где горе, кровь и скандалы. Им плевать на уважение к личности. Крупный план- вот их идол. Чем отвратительнее и кровавее зрелище тем ценнее  кадр.
 
   Надо обладать крепкой нервной системой, чтобы в течение дня не сойти с ума от новостных программ, которые на всех радио и телеканалах в течение каждого часа уныло повторяют одно и тоже. Как правило сообщения о несчастьях и катастрофах, а также о каких-то пустяках из жизни политиков и звезд. Неужели это все чем живет страна?   Неужели это все, что в ней происходит? Если так, то тоска. А если и так, то хотя бы не превращайте этот унылый событийный ряд в зазубривание. Лучше помолчите.

  Примером журналистской поверхностности, переходящей в самолюбование, является освещение судебного процесса над М.Ефремовым. Позволю себе очертить рамки события, которым, на мой взгляд, надо было следовать, не забывая о трагизме.
 
  Этот трагизм столкнул на месте аварии двух прямо противоположных по своей человеческой сути людей. Один, это погибший Захаров, старался содержать свою семью, трудился много и упорно. Не лгал, не пил, не употреблял наркотиков.
  Другой, возомнивший себя величиной, лицедей. Не совершивший в своей жизни ничего, что давало основание для уважения. Да, изображал чужие жизни, возможно талантливо изображал, но в своей-то единственной проявил себя как абсолютное ничтожество, возомнившее, что ему позволено все. Он просто банально спился до потери своего "я". Если, конечно, оно у него изначально было. И вот эта мелкая, трусливая натура, приведя себя в бессознательное сознание водкой и наркотиками, села за руль своей машины и погнала ее на по Москве на высокой скорости. Попался на пути Захаров. Царство небесное, этому светлому человеку! Мог попасться ребенок. Ефремову это без разницы. Что ему чужие изломанные им судьбы?

  Что же было в центре освещения этого события? А ничего, пустая надоедливая трескотня о чем угодно, только не о главном нравственном уроке происшедшего. О взаимоотношениях Ефремова и адвоката Пашаева, о поведении самого Ефремова во время судебного следствия ( кстати до отвращения мелком), о том какой срок ему назначат и назначат ли вообще. Даже после вынесения приговора этот пустой треп не прекратился. Теперь активно обсуждают возможность снижения срока наказания и отказ Ефремова от услуг Пашаева, причем так подробно как в свое время не обсуждали полет Ю.Гагарина. В этой безмозглой трескотне вольно или невольно на первый план вышел сам осужденный. О Захарове больше не вспоминают. Один из круга знакомых Ефремова не постеснялся заявить о несопоставимости масштабов личностей потерпевшего и Ефремова. Да что же это за добродетель такая у нас окрепла как известность?  Разве она сама по себе делает человека умнее, добрее, нравственнее?

  Лично мне, как гражданину своей страны, наплевать на переживания Ефремова и сложности его отношений с адвокатом. Все, что меня интересует, это справедливость приговора, исключение возможности вывода Ефремова из сферы правосудия в закулисные сделки. А главное, что делается для того, чтобы исключить подобное в дальнейшем? Ведь этих, надутых воздухом, "сверхчеловеков" развелось хоть пруд пруди. Не в партизаны же обычным людям уходить.

  Хотелось бы и трезвой оценки информационной политики. Нынешняя растит больных людей и моральных уродов. Можно сколько угодно говорить о том, что у каждого есть право смотреть или не смотреть телевизор, читать или не читать газеты, слушать или не слушать радио. В реальности все будут смотреть, читать и слушать. По иному просто не может быть. Как человек без глаз и ушей, отрезанный от информации, потеряет рассудок, так и общество не может существовать без притока информации. Она все равно к нему будет поступать. Если у вас нет иных каналов связи с жизнью, а их по определению нет, то вы будете пользоваться тем, что есть.
 
  Повторяться не буду, но то, что нам дают, медленно убивающий яд.