Девочка моя.. Беспокойная юность

Алексей Ульянищев
 К тому же, я уверен, что Танечка нашла тетради Зины со студенческими стихами и дневниками. Все эти шесть тетрадей лежали в шкафу под женским бельем мамы. А от подростка ничего спрятать невозможно.
  Я хорошо помню, как я пацаном часами искал похоронку мамы кускового сахара и всегда находил. Целых три часа пытался открыть замок без ключа в шифоньерке и все же открыл. Отколол небольшой кусочек, чтобы мама не заметила, и все спрятал как было.
   Конечно, стихи и дневники с невероятно горячей любовью взволновали Татьяну. И зависть возросла. Она хотела быть похожей на маму во всем. В дальнейшем в своих стихах, нередко проскальзывали фрагменты, похожие на эпизоды из стихов и дневников  мамы.
  А как Танечка танцевала цыганочку с выходом! Это было на каникулах после 9 класса. Сама сшила цыганское платье ярко красного цвета. Распустив прекрасные волосы, а они у нее были ниже пояса светло-каштанового цвета, Татьяна выплывали из коридорчика и начиналось представление. Она с таким азартом, с интригующим взглядом, вытанцовывала разные колена все быстрее, и быстрее ускоряя темп. Прогибалась назад до такого состояния, что я удивлялся,  как так можно? Цыганочку всегда танцевала босиком. Мы ей подарили магнитофон с редкими записями танцевальной музыки, и в том числе для танца цыганки. В таких эпизодах дочь была сама собой, без комплексов и неудовлетворенности собой. Ведь она считала себя некрасивой, неполноценной.
    А ведь цыганкой была в студенческие годы ее мама на субботних вечерах. Все это описано в дневниках Зины.
  Дочь очень любила танцевать перед нами. Одевалась в разные костюмы, сама изобретала на скорую руку, то выходила ковбоем, то амазонкой, но никогда не оголялась перед нами. А как она заразительно танцевала! Искала подходящую музыку и с азартом, с деревянными ложками под кастаньеты, в туфлях с жесткими каблуками выбивала чечетку. В то время она была очень модная. А народные танцы начинались в медленном темпе, плыла как лебедушка, а заканчивала кружением или вприсядку с гиканьем и уханьем. Это были целые концерты и мы их всегда с женой вспоминали. А на школьные вечера или в городской сад никогда не ходила.
   Танечка все школьные годы училась хорошо и с большим  желанием, поэтому  никаких проблем за 10 лет обучения не было. Но вот что странно. Она ничего не рассказывала о школе. Были у нее подруги из класса или нет — не знаю. Но никогда у нас в доме не было девочек из школы, кроме Любы. Эта девочка была не симпатичной, немного полноватой и с таким простым и наивным лицом. Она со мной и Зиной была откровенной. Именно от нее мы немного узнавали о скрытой жизни нашей дочери. Нет, мы ее не расспрашивали, она сама нам рассказывала. Но эта ее подружка училась в другой школе и жила даже не в городе, а в Громушке. Где Таня с ней познакомилась, мы не спросили.
   Весной 1975 года, когда дочь заканчивала 10 класс, произошел эпизод, который оставил негативный след в душах Тани и нас. Она после школы часто куда-то уходила и приходила поздно. Зина спрашивает
      - В чем дело? Где ты бываешь и почему приходишь поздно? У тебя выпускные экзамены на носу, а ты не готовишься и проводишь время неизвестно где -
В ответ — молчание.
     - Ты не хочешь со мной разговаривать? - спрашивает Зина
    - Да, не хочу. Я уже взрослая и не волнуйся, со мной ничего не случится и я сдам все экзамены -
Буквально через 2- 3 дня утром перед школой дочь заявляет
    - Я дружу с мальчиком и сегодня вечером пойду к нему на день рождения. Но у меня нет нового платья, поэтому одену белое платье, которое ты сшила к выпускному балу -
 Зина в резкой форме сказала как отрезала
    - Я не разрешу тебе одеть бальное платье и закрою платяной шкаф на замок. Ты посадишь на платье пятна от еды и вина -
    - Тогда я не пойду на выпускной бал и можешь свое платье даже сжечь, я его никогда не надену -
  Зина закрыла шкаф и мы убежали в институт, опаздывали. Приходим на обед где-то около 2 часов, а дочь сидит на диване, лохматая, не одетая и, видимо, не ходила в школу. Почти все книги из шкафа разбросаны на койке, на полу. А в середине комнаты изорванная в мелкие клочки любимая картина Зины «Неизвестная» Крамского. Эта загадочная женщина с картины чем то была похожа на Зину. Так дочь отомстила маме за запрет одеть новое платье. Зина не стала ее ругать и сказала
     - Прибери все в комнате и запомни. Я для тебя делаю все возможное, чтобы тебе интересней жилось. У тебя есть все самое необходимое. Ты же единственная дочь у нас и мы тебя все любим -
  Нам еще зимой дали новую трехкомнатную квартиру. Все свободное время я доделывал, а точнее, делал ремонт во всех комнатах. Постелил на полы деревоплиту, увеличил количество секций на батареях отопления, сделал встроенные шкафы и полки в кухне, коридоре, заменили газовую плиту и купили новую мебель, люстры. Где-то к маю месяцу мы переехали в новую квартиру. Дочери выделили отдельную комнату с новой мебелью.
   Выпускные экзамены сдала хорошо, в аттестате было только 4 четверки, остальные все пятерки. Мы ей купили магнитофон и подарили кассеты с записями 70 песен Высоцкого, современной  музыки. Все эти кассеты я привез из Москвы и они были записаны на студии центрального телевидения. Некоторые песни Высоцкого и сейчас никогда не исполнялись.
  А дружба с мальчиком продолжалась. Однажды Танечка пришла к нам вместе с этим пацаном. Почему он ей понравился? Маленький, на голову меньше дочери, щупленький, глава прищурены и «бегают», личико маленькое и белобрысый. Зачем он ей нужен? Мы были поражены его видом. Такая красавица дочь и безобразный мальчишка. Поразительно. В чем его достоинство, что в нем привлекательного для дочери? Мы ничего не понимали. Они закрылись в комнате Тани, включили магнитофон на полную громкость и просидели больше 2 часов. Мы волновались, но в дверь не стучали. Вечером мама спросила у Тани
   - Зачем вы закрывались? -
   - Чтобы вы нам не мешали слушать музыку и не стучали — был ответ.
 На другой день пришла подруга Тани Люба. Дочери не было дома и вот что она нам рассказала
   - Я сама удивляюсь выбору Тани. Этот Витек отпетый хулиган с «Ям»(в этом районе города всегда процветали бандитизм и хулиганье), к тому же сам возглавляет шайку хулиганов. Но самое удивительное в том, что он беспрекословно подчиняется желаниям Тани, выполняет все ее просьбы -
  Когда они выходили из комнаты, то я заметил как этот пацан подобострастно смотрел на дочь, видимо, Танечка ему нравилась. Вот теперь мы стали понимать эту странную дружбу с этим мальчиком. Дочь хотела самоутвердиться, показать нам, что она все может, даже покорить отъявленного хулигана. Да! Не простой характер сложился у дочери. Детство еще не закончилось и от нее можно ожидать любых сюрпризов. Конечно, этот «заморыш» ей совершенно не нравился и вскоре Таня его бросила и забыла о нем. Нам она ничего не говорила о том, как они разошлись. А ведь он мог и отомстить ей, но не стал.
  Прошло половина месяца после окончания школы, а дочь молчит и не заводит разговор о дальнейшей своей судьбе. До этого мы ни разу  от нее не слышали о желании в какой ВУЗ она хочет поступать. Как-то вечером жена начала разговор
 - Доченька? Ты собираешься поступать в ВУЗ и в какой из наших двух институтов?-
Молчит.
  -Тогда поступай в наш ВУЗ на любой факультет, мы тебе всегда поможем -
В ответ слышим
  - В Ваш «вонючий» институт? Ни за что на свете!-
Нам было очень обидно слышать такие слова и от родной дочери, но промолчали.
  - Тогда иди в педагогический- сказала Зина-
  - А какая разница? Они оба одинаковые -
  - Что же ты будешь делать? Чем заниматься? -
В ответ странное заявление
  -Не знаю-
На этом и закончился наш диалог.
 Среди недели я случайно познакомился с директором тамбовского филиала московского института культуры Барановым В.П. Разговорились и я попросил его рабочий телефон на случай поступления дочери на библиотечный факультет. Вечером сообщили дочери об этом предложении. Таня с радостью согласилась. Недавно, я узнал, что дочь была готова уехать в любой город, чтобы только не оставаться с нами, ей надоела наша опека, наши замечания, а, главное, реже видеться с мамой.
 Поступила легко, не напрягаясь. Я попросил директора посодействовать при зачислении и не знаю помогал или нет. Но я его отблагодарил и отвез 10 ящиков яблок.
  Все пять лет учебы дочь жила в общежитии. Домой приезжала раз в месяц и только затем, чтобы взять денег. Даже на зимние каникулы осталась в Тамбове. Приезжала вечером, а рано утром возвращалась. Ничего не рассказывала о своей жизни в институте. Только один раз рассказала мне о том, что она посещала все храмы, ходила по воскресеньям на утренние службы. Интересовалась разными религиозными сектами и даже посещала одно время секту «Свидетели Иеговы». Я с удивлением спросил
  -Танюш! А зачем тебе все это нужно? Ты искренно веришь в Бога? Или тебе это нужно по учебной программе? -
  -Пап! Кто тебе искренне ответит на такой вопрос, это сугубо личное. Но мне нравиться находиться в храме, я отдыхаю душой, забываю обо всех житейский неурядицах, об обидах и мне становиться легко и просто. А в учебной программе религии нет и не может быть -
  А сейчас я думаю, как это у ней сочеталось религия с активной работой в Комсомоле. В ее документах нашел свидетельство об окончании курской зональной школы по подготовке секретарей средних учебных заведений (техникумов), где все предметы сданы на отлично. Значит с интересом занималась.
  Как рассказала мне Танина дочь, моя внучка Катя, Танечка все годы учебы вела активный образ жизни в институте. Посещала музеи, различные выставки, ходила на премьеры спектаклей в театре, старалась не пропускать студенческие вечера отдыха.
   Я с дочерью был в более доверительных отношений, чем жена, поэтому как-то  спросил
   - Тань! А ты дружишь с парнем в институте? -
   - Пап! У нас в институте один сплошной "девишник". Есть несколько парней в танцевальном отделении, но за ними такая очередь девчонок, что и близко подступиться нельзя. Были на танцах ребята из других вузов, но у меня не было желаний с ними дружить. А с чего ты спрашиваешь? Ты раньше никогда мне подобных вопросов не задавал -
  - Раньше ты была подросток и дружила со странным мальчишкой. А теперь ты стала красавицей и взрослой девушкой и естественно у тебя должно быть желание дружить с парнем - промолчала.
   Закончила институт с красным дипломом со свободным распределением на работу. Приехала домой, работу не искала и, по-моему, не собиралась работать. Пошла на курсы машинисток и стенографисток и с успехам закончила. Мы купили ей пишущую машинку, но стучала на ней недолго. Быстро надоело и закончила курсы кройки и шитья. Вечерами что-то шила и тоже все забросила. Она буквально металась, искала свое место в жизни — и не находила. Мама нашла ей место в библиотеке при дворце «Авангард». Съездила, посмотрела, поговорила и заявляет
  - С бабами я работать не буду -
  - Где ты видела мужиков в библиотеке? В городе у нас таких нет — сказала Зина.
  - Все равно не пойду в эту библиотеку -
 Так и закончились поиски работы.