Хихишка

Галина Курова
Какой-то странный звук – то ли струна звенит, то ли кто-то заплакал, скрипнув металлическим голосом… Но Сказочница поняла – кто-то что-то явно хочет сказать, жалуется… Главное, непонятны источник и природа звука, где-то совсем рядом. А необъяснимое пугает – что это такое? Вот опять: «Хи-хи-хи!» Хихишка какой-то. Точно, возле подушки нащупала что-то твёрдое, подвижное, шероховатое… Да это же игрушка, которую её покойная мама лет тридцать назад подарила своей внучке, племяннице Сказочницы. Смешная весёлая игрушка-голова пластмассовая в полшара с нарисованной яркой жёлтой банданой, огромные глаза, широкая усмешечка намалёванного рта. Цилиндрическое тельце соединяется с головой подвижной пружиной. Это она и скрипела – плакала. А, может, смеялась?
 
Ненужной оказалась дешёвая игрушка племяннице. Привезла её как-то после смерти Мамы и оставила у Сказочницы (забыла?). А Бабушка так трогательно относилась к Хихишке, восхищалась его видом, его откровенной весёлостью… Только за 30 лет постарел Хихишка, тельце перекрутилось, нарисованные на нём ручки оказались – одна спереди, другая – сзади, ну, никак не на месте. Ступни тоже повёрнуты в противоположные стороны, одна – наполовину отколота. А в целом – оригинальная весёлая яркая игрушка – этакий пустячок. Что Бабушка хотела сказать этим подарком внучке? Наверное, хотела, чтобы та хранила её после смерти Бабушки и почаще улыбалась, вспоминая её. Но дешёвая ширпотребная поделка не заинтересовала деловую внучку, да и обида у неё с её Мамой осталась на Бабушку, которая перед смертью приватизировала квартиру на её старшую дочку – Сказочницу. Та оставалась совсем одинокой тридцатилетней женщиной, были неприятности на работе, в общем, ещё не хватало остаться без крыши над головой после смерти Бабушки. Запомнилось, как она всё повторяла дочке: «Не бойся, в доме всё есть, найдёшь, чем заняться». Конечно, надо было разделить всё пополам, но Бабушка пожалела неустроенную старшую дочку. У младшенькой ведь была семья с двумя ребятишками и квартира в Калуге. Так что приехала Сестра с Мужем без внуков на похороны, забрала все облигации и деньги, кое-что из вещей. Племяннице выбрала самые дорогие и красивые украшения и увезла с собой. Сестра посмотрела на прощанье на Сказочницу белыми от ненависти глазами и сказала: «Живи теперь. Так тебе и надо, «Курица – помада».
Изо всех этих тяжких дней похорон и прощания с Бабушкой, Сказочнице особенно запомнилось, как их с Сестрой и Зятем везли на кладбище на грузовой машине, а они стояли рядом с гробом на коленях всю дорогу. Над могилой втроём обнялись. Зять прошептал ей на ухо: «Ты молодая ещё, держись, тебе жить да жить». А Сказочницу трясло всю мелкой дрожью. Казалось, Мама не хочет отпускать её одну на этой неприветливой земле, с собой забрать хочет.

 Через год Сказочница вышла замуж, через три – родила сына, которого назвала по имени Матери, Виталием (Виталиной звали Бабушку), чем сын впоследствии был очень недоволен (девчачье имя!). С сестрой и племянниками отношения впоследствии наладились, стали ездить в гости друг к другу. Только вот всё с горечью вспоминались Бабушкины предсмертные слова: «Не хочу, чтобы моя могила забытая, заброшенная стояла». А ведь так и получилось в итоге. Виталий Бабушку знал только по рассказам и не любил. Любил он своего покойного деда с отцовской стороны, которого хорошо помнил. Муж считал, что мёртвым всё равно, приходит ли кто к ним или нет.

И вот пришло лето, когда шли сплошные ливни, и могилки Бабушки и Свёкра остались неухоженными до зимы. А в следующую весну Сказочница заболела артрозом и стала плохо ходить, хотя ей не было и 60 лет. Опять забыты дорогие. А в третий год пришёл коронавирус, и их просто не пускали на кладбище.
 
Вот и упал Хихишка Сказочнице на подушку, трясётся, плачет, что там на кладбище третье лето творится, Бог ведает… Плачет и Сказочница. Ведь сентябрь уже. Надо что-то делать. Муж недавно на новую работу устроился, бывают и ночные смены, как сегодня. Сын – за компьютером. А вечер хоть осенний, но тёплый, так и манит на улицу.  «Виталик! – позвала Сказочница сына, - А где твой школьный друг Ваньша сейчас, вы, помнится раньше часто с ним на мотоцикле с коляской катались?»  В общем, связались они, и через час Ваньша на мотоцикле приехал к ним. А Сказочница успела собраться: взяла лопату, грабельки, кусачки, мешки, давно приготовленный раствор для сорняков, цветы искусственные. А на улице уже стемнело. Отец на работе. Собрались они и поехали на кладбище. И Хихишка у Сказочницы в кармане довольно позвякивает, радуется.
 
На  запущенные могилки без слёз смотреть нельзя было.  Ну с сорняками они быстро управились, перекопали их и в мешках выбросили. Прошкурили оградку, да втроём быстро покрасили в белый цвет. Побрызгали ядовитым раствором на землю, чтобы сорняки будущей весной не росли. Вроде бы всё. А уже полночь. И вдруг видит Сказочница, к могиле мужская фигура приближается, полупрозрачная (из-за тумана, что ли?). Пастух с кнутом. Страшновато стало, а мальчишки у дедовой могилы остались. Пригляделась, а это – Лёша, любимый внук Бабушки. Навеки 24-летний. Он в тот же год погиб, когда и дедушка умер. После смерти Бабушки это уже было. Закружилась голова. А она уже целует его в холодную щёку, обнимает, как живого. Поговорили много о чём, вспомнили счастливое прошлое. Не было племянника на похоронах, не привозили их на похороны. И венка «От любимых внучат» на похоронах Бабушки не было. Совсем Сестру квартирный вопрос испортил. А Лёша полупрозрачным кнутом щёлкнул, и возле памятника кленовый росточек появился. Начал расти. «Клён ты мой опавший…» - любимая песня Бабушки была. А у Сказочницы голова закружилась и очнулась она на кровати, а в руке Хихишка зажат. К сыну бросилась, а он давно спит в кровати и компьютер забыл выключить. Посмотрела Сказочница на монитор, а там видно кладбище и две могилки ухоженные. К зиме подготовлены. Сразу на сердце легче стало. Выключила компьютер, да сразу спать легла.

А через неделю взяла такси, к дорогим своим съездила. Посмотреть: не приснилось ли всё. Или вправду Хихишка – волшебник? Всё на месте. Всё прибрано. Спасибо тебе, Хихишка!