М. К. Нейгаузен

Изабелла Глиноецкая
Каждое найденное метрическое свидетельство сулит новое открытие. В этом убедилась многократно. Когда читала свидетельство о рождении и крещении Миши Глиноецкого, родившегося у Александра и Каролины 21 июля 1861 года, с трудом разобрала, что восприемниками младенца были Архитектор Михаил Нейгаус и Анна Миллер.

Мою прабабушку звали – Каролина Карловна Глиноецкая, урожденная  Нейгаузен, так записано в свидетельстве о рождении старшей дочери Марии. Это, как я считаю,
самое верное написание её фамилии до замужества. Не удалось найти свидетельства
о венчании Александра и Каролины, из которого мы бы могли узнать о родителях Каролины. Но, я подумала, что Архитектор Михаил является её братом.

Задав интернету вопрос об Архитекторе Михаиле Нейгаус, я получила ответ – был Архитектор Михаил Карлович Нейгаузен и фото домов в С.-Петербурге, которые он построил.

Наиболее достоверная следующая информация с фотографией 1960 года:
«Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СанктПетербурга
Шифр: Гр 76128
Аннотация: Общий вид углового фасада дома №9/32 на пересечении улицы Дегтярной и улицы 4-й Советской (архитектор М.К. Нейгаузен, 1869 г.). Дата съёмки: 1960 г.»

Дом С.Н. Худякова (Худекова) с очень сложной историей его владельцев.
6-я Советская ул., 23, 5-я Советская ул., 28, Красноборский пер., 1.
Архитекторы: воен. инж. Егоров К. Е., Нейгаузен М. К. Год постройки: 1859, 1870.

По Стремянной ул., 10, год постройки – 1828 (автор не установлен),                1863 – арх. Нейгаузен Михаил Карлович – надстройка надворной части;                1900 – гражд. инж. Зонн Борис Яковлевич – надстройка лицевой части, оформление интерьеров; 2005 – здание снесено. Построен «новодел» - много написано об этом.

По электронному каталогу РГИА выяснила, что есть Личное дело М.К. Нейгаузена в Академии Художеств Министерства Императорского Двора: Ф. 789. Оп. 14. Д. 35(Н).

И вот кадры микрофильма передо мной. Спасибо внучке Вере, сделавшей эти фото.

                ДЕЛО правления ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Художеств
                Нейгаузен, Михаил Карлович.
                Начато:                Окончено:

Но, даты не проставлены.

«СВИДЕТЕЛЬСТВО.

Дано сие умершего Вольмарского уезда Буртенекского прихода Мызы Штернгоф свободного состояния Карла Нейгаузена сыну его Михаилу Константину Нейгаузену в том, что он может свободно поступить, на основании существующих постановлений - узаконений - по учебной части, и что со стороны общества никаких препятствий не имеется, также имеет право приписаться к какому-либо городу и сословию, в чем дано сие свидетельство с приложением печати. Декабря 28 дня 1843 года. Мыза Штернгоф.
 
М. П.   Подлинно с подписем: Помещик Подполковник Смолиан.
 
Штернгофский общественный судья - Ян Берзин.
                ххх - Петр Лепин.
                ххх - Ян Аузин.
 
М. П.        Верно. Производитель дел. Подпись.
 
Подлинное свидетельство и метрическое получила Анна Миллер.»

Из двух документов, которые пропускаю, ясно – постоянно нужно было получать от Академии билет на жительство в С.-Петербурге. Полиция это контролировала.

«В Совет Императорской Академии Художеств
Вольноприходящего ученика её
Михаила Нейгаузена

ПРОШЕНИЕ.

Обучаясь в Академии Художеству по части Архитектуры с 1847 года и желая ныне окончить курс учения, я имею честь представить при сем исполненные мною в классах Академии Архитектурные программы, также свидетельство, выданное мне Г. Профессором Р.А. Желязевичем об окончании курса теории строительного искусства, покорнейше прошу Совет Императорской Академии Художеств об удостоении меня звания Художника по Архитектуре. Документ о моем звании имею честь при сем представить. Ученик Академии Михаил Нейгаузен. 16 февраля 1853 года.»

Профессор Р. А. Железявич:
«Сим свидетельствую, что вольноприходящий ученик Императорской Академии Художеств Михаил Нейгаузен постоянно посещал класс теории строительного искусства и имеет достаточные сведения в теории … для удостоения его звания Художника. 2 февраля 1853 года.»

Выписка из журнала Совета Академии Художеств. 24 февраля 1853 года.
«Ст. 9. По прошению вольноприходящего ученика Академии Михаила Нейгаузена (№ 317) определено: ученику Нейгаузену задать для получения звания на классного художника программу, определенную на сей предмет по журналу Совета Академии 10 числа января сего года.»

 «АТТЕСТАТ. № 732.

Из Императорской Академии Художеств вольноприходящему ученику её Михаилу Нейгаузену в том, что он, во внимании к отмеченным успехам его в Архитектур. Художестве, за которые награжден от Академии двумя серебряными медалями 1-го и 2-го достоинства, Акад. Советом 16-го Октября 1856 г. удостоен звания Художника с правом на получение чина 14 класса по вступлении на службу, в каковом звании и утвержден Общим Собранием Академии 17 числа марта сего 1857 года бывшим, с правом производить строения и пользоваться преимуществами - Всемилостивейше дарованную Академии Привилегиею предоставленными художникам. В уверении чего и дан ему сей Аттестат с приложением Академической печати.
С.Петербург Мая 24 дня 1857 года.
 
Вице Президент Граф Феодор Толстой.
 
М.П.       Конференцсекретарь (подлись)»

Ещё один документ без названия.
Разбираю: «Внесенный в сем Аттестате Художник Архитектор Михаил Карлов Нейгаузен 1867 года Августа 20 дня в церкви Мариинской больницы для бедных был повенчан законным браком с дочерью умершего Дьячка Ямбургского Уезда Села Сайкино девицей Ндеждою Ивановою Ласточкиною.  - Священник Александр Преображенский.»
На печати вижу - "СПБ, Мариинск., больница..."»

О Мариинской больнице для бедных в Санкт-Петербурге и о порядках, царящих в ней 200 лет назад (очень интересно – рассказ итальянца Федерико Фаньяни о том, что он увидел в больнице в 1810-1811 гг.)

«Больница для бедных на Литейном проспекте была построена по проекту Кваренги в 1803-1805 гг. Основана она императрицей Марией Федоровной (поэтому и получила название Мариинской) в честь 100-летия основания Санкт-Петербурга и в память императора Павла I (поэтому храм в ней посвящен апостолам Петру и Павлу).»

Вслед за известием о венчании читаю свидетельство о смерти:

«Означенный в сем аттестате Михаил Нейгаузен архитектор скончался волею Божию 10-го Июня 1874 г., тело его преданно земле 13 Июня того же года. В чем свидетельствую  Александр (неразборчиво).
 
Царское Село 1 Июля 1874 г.   № 67.»

Такое впечатление, что Аттестат из Академии Художеств служил ему паспортом.

«Свидетельство получила. Надежда Нейгаузен.
 
СВИДЕТЕЛЬСТВО № 1317.

Дано сие из Императорской Академии Художеств вдове после первого брака с Классным Художником Михаилом Нейгаузеном Надежде Ивановне Нейгаузен для проживания во всей Российской Империи. При ней находится малолетняя дочь её Вера, родившаяся 9 марта 1873 г. К сему свидетельству прилагается печать Академии.
С.-Петербург. Июля 4 дня 1874 года. Конференц-Секретарь (подпись)...»
 
Вот и конец истории.

Но, может быть, найдутся внуки или правнуки Веры Михайловны Нейгаузен, дочери архитектора, где-нибудь в Латвии? А вдруг?

От Михаила Юльевича: «География такая. Сегодня это Латвия. На гугл-картах Вольмар теперь Валмиера. Буртенекский приход - сегодня на гугл-карте город Буртниеки на берегу озера Буртниеку. На месте мызы Штернгоф сегодня селение Берзайне (на юг от озера 12 км).

Прилагаю кусочек карты Шуберта, где эта мыза указана.»