Мать Агни-Йоги в Транс-Гималайской Экспедиции

Яхья Мустафаоглу
Став гражданами Америки Николай, Елена и старший сын Юрий стали готовиться к Центрально-Азиатской Экспедици. Официальной целью экспедиции было - Культурно-Историческое и Художественно-Этногравическое исследование Центральной Азии и Транс-Гималаев.

Эта необыкновенная экспедиция была уникальной практически во всем. И самым уникальным было то, что сердцем этой экспедиции была женщина – первая и единственная в мире женщина, которая не только прошла весь труднейший путь от начала и до конца, но одновременно проходила еще более трудную огненную трансформацию духа, сознания и тела! И вместе с этим она продолжала работу над написанием книг Агни Йоги!..

Этой женщиной и была – Елена Ивановна Рерих. Она прошла по всему маршруту, протяженностью свыше 25 000 километров, как подлинный Воин Света!.. Она вместе с закаленными в походах мужчинами преодолела в горах Гималаев, Какокорума, Тянь-Шаня, Тибета и других - 35 перевалов высотой от 11000 до 21000 футов (т.е. высотой от 3.600 до 6.890 метров).  Она прошла по территории 5 Азиатских государств. Подобной экспедиции история современного человечества не знает. Так же не было еще в истории человечества такого подвига женщины!..

Центрально-Азиатская экспедиция проходила с 1923 по 1928 год. Николай Рерих с супругой Еленой и старшим сыном - Юрием составляли основу экспедиции. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (Москва, Сибирь, Алтай), Монголию, Тибет, Сикким и Индию.

Вместе с мужем Николаем Рерихом Елена Ивановна провела более пяти лет в Транс-Гималайской экспедиции и прошла более 25 000 километров на лошадях,  верблюдах, яках или пешком по трудным высокогорным снежным перевалам, ледникам, по тропам над бездонными пропастями и каменистым горным дорогам Сиккима, Китая, Тибета, Монголии, Алтая, Гималаев, Индии…

Чтобы показать какие трудности приходилось преодолевать экспедиции, приведем три примера. Эти примеры наглядно показывают всю мощь духовных сил человека!

Первый: В августе 1925 года экспедиция вышла из Шринагара и направилась в Ладакх. Через перевал Зоджи Ла экспедиция перешла Западные Гималаи и спустились в столицу Ладакха - Лех. 19 сентября 1925 года экспедиция покинула Лех и прошла по горным цепям Каракорума через 8 или более горных перевалов, находящихся на высотах до 5500 м. На перевалах Сасир и Сугет жестокие снежные бури практически остановили продвижение отряда. В Хотане губернатор (даотай) Синьцзяна отказался принять китайские паспорта, выданные в Пекине, и экспедиция вынуждена была остановится здесь на три долгих месяца. При этом все было запрещено, даже писание картин!..
Чтобы уладить дела с губернатором, пришлось посетить Урумчи. Потом экспедиция через Карашар прошла в пустыню и центр Турфанской впадины и вышла на опасный, из-за частых нападений грабителей, путь Урумчи-Чугучак.

Второй пример: На другом отрезке пути, достигнув оазиса Шибочен в одной из горных долин Наньшаня, Рерихи запаслись продовольствием и купили несколько вьючных животных. Но в этой долине им пришлось ждать до августа, так как караванный сезон кончился. 19 августа экспедиция отправилась через цайдамские болота в Тибетское нагорье. Соляная пустыня Цайдама — одно из самых безлюдных и страшно трудных для путешествий мест в Центральной Азии. Чтобы её пересечь, из-за нехватки воды и опасности грабительских нападений необходимо было двигаться по узким тропам между провалами непрерывно 36 чесов. В окрестностях перевала Элисун-дабан на караван напали вооруженные бандиты, которые несколько дней следили за путешественниками. Атаку удалось отбить. Затем на вершине Нейжди-дабана произошло второе нападение, которое охрана экспедиции во главе с Юрием Рерихом также смогла отразить. 21 день экспедиция двигалась через предгорья Тибета. По пути из Цайдама в Нагчу были пройдены большие горные хребты: Марко Поло, Кукушили, Дунгбуре и Тангла.

Третий пример: 24 сентября экспедиция достигла границы Тибета. Ещё 30 дней путешественники двигались по территории Тибета, но вдруг 6 октября в долине Шенди их остановил большой тибетский отряд. Проконсультировавшись с Лхасой, тибетский генерал отказался пропустить путешественников в столицу Тибета – Лхасу. Столько было потрачено сил и времени и все напрасно! Это был тяжёлый удар по экспедиции…   Целых пять месяцев экспедицию продержали в снежном плену высоко в горах на плато Чантанг. Местным жителям не разрешалось продавать путешественникам еду, а сами тибетские власти продавали продукты питания в ничтожно малом количестве. Из-за голодания и холодной лютой зимы высокогорья 90 из 110 животных каравана погибли. Пятеро из нанятых местных членов экспедиции скончались. Едва не умер полковник Кардашевский. Сильно подорвала здоровье Елена Ивановна...

Экспедиция была длительной и проходила в очень сложных условиях Гималайского высокогорья на высотах иногда доходивших до 5500-6900 метров. Приходилось пробираться по заснеженным перевалам и узким горным тропам, по ледникам и скальным массивам, по безводным монгольским пустыням и опаснейшим тропам, где на каждом шагу могли напасть банды вооруженных грабителей, при этом еще и Английская разведка чинила неожиданные препятствия, которые чуть не привели к гибели экспедиции …

Условия путешествия требовали от его участников подлинного героизма в условиях длительного подвига! И во всех этих невероятных трудностях Транс-Гималайской Экспедиции Николая Рериха, летом и зимой в любую погоду и при любых условиях Елена Ивановна – единственная женщина в экспедиции – мужественно терпела все невзгоды и шла или ехала на лошади или на яке всегда первая, готовая продолжать неимоверно трудный путь и показывая пример стойкости, целеустремленности и истинного героизма даже тогда, когда бывалые мужчины не могли двигаться дальше, подбадривала их и сама первая выходила на тропу…

Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера».

За время экспедиции были проведены исследования по различным отраслям знания: истории, археологии, этнографии, истории философии, искусств и религий, географии и др., отмечены на карте неизвестные ранее вершины и перевалы, найдены редчайшие манускрипты, собраны богатые лингвистические материалы. Н.К. Рерихом было написано более 500 картин, и нередко прямо на лошади во время перехода, ибо на узкой тропе над пропастью останавливаться нельзя, а вид, вдруг появившийся за поворотом, необходимо запечатлеть. Большое внимание было уделено историческому единству культур разных народов…

После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи остались жить в Индии, в долине богов - Кулу (Западные Гималаи). Они купили дом на горе над рекой Биас, носящей имя благославенного риши Вьясы. Там же в 1928 году основали Институт Гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет Утренней звезды»). Институт, по замыслу Рерихов, должен был заниматься всесторонним изучением огромных районов центральной Азии и их влияния на развитие мировой культуры и прежде всего духовной культуры. Предполагалось так же, что институт «Урусвати» будет всесторонне изучать человека, его духовные силы, психологические и физиологические особенности. А так же важным направлением в работе института было изучение духовно-эволюционных процессов человечества. Елена Ивановна Рерих как всегда принимала активнейшее участие как в создании Института «Урусвати», так и в его текущей работе. Будучи почётным Президентом-основателем института она принимает активное участие во всех основных направлениях его работы.

Елена Рерих была не только глубоким и возвышенным философом, этиком и эстетиком, и знатоком искусства, - она, будучи в постоянной духовной связи со своими космическими Учителями имела неограниченный доступ к самым высшим, неисчерпаемым и недоступным для простого человека знаниям! Это давало ей возможность во всех делах: семьи, в делах экспедиции, в делах института «Урусвати» и в помощи самым различным организациям и людям по всей Земле, находить и показывать самые лучшие и самые правильные пути решения всевозможных вопросов и проблем…

Елена Рерих хотела чтобы в долине Кулу вырос город Знания, который станет международным научным центром. «Мы желаем в этом Городе дать синтез достижений, поэтому все области науки должны быть впоследствии представлены в нём. И так как Знание имеет своим источником весь Космос, то и участники станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям…»

Со временем «Урусвати» становится крупным международным институтом, объединившим известных ученых из разных стран мира. С ним сотрудничают Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн, Н. И. Вавилов, Джагадиш Чандра Бос, Р. Милликен, Л. Бройль, Р. Магоффин, С. Гедин, С. И. Метальников и другие.

В одном из писем Елена Ивановна писала:  «Наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание перестанет пугать даже самых неученых, а станет явлением обычным, и никакой человек, осознавший свое место в Космосе, не сможет оставаться в своем скворешнике. Тогда наступит и духовное объединение».

Самый большой труд – можно сказать эпохальный труд Елены Рерих – это написание книг Живой Этики (Агни-Йоги).  Написанные рукой Елены Рерих эти 14 книг Живой Этики не носят ее имени. Это новое Учение, данное человечеству из высшего Источника - есть синтез всех йог, философских и религиозных учений прошлого и нового современного учения, соответствующего данному переходному периоду. Они были написаны благодаря ее способности яснослышания в результате получения посланий от Махатмы Мориа (Майтрейи) и были изданы серией из 14 книг.

В одном из писем Е. Рерих писала об Агни-Йоге: «Учение Живой Этики есть, прежде всего, Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни, как таковое, охватывает все жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его.»
Учение Жизни, давая людям великие основы Мироздания и Этики, освещает их со всех сторон и попутно показывает вехи на пути эволюции.

Создание философии космической эволюции человечества – Живой Этики – основного Учения Эпохи Женщины, организация грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции и непосредственное участие в ней, открытие Института Гималайских исследований «Урусвати», организация Пакта Рериха и Знамени Мира, огненная трансформация духа, сознания и тела, непосредственное руководство духовным развитием многих сотен учеников по всему миру  – все это основные эволюционные действия, в которых Елена Рерих была не просто участницей, а водителем, руководителем практически всех предпринятых Рерихами проектов и деяний. Ибо будучи ученицей Великого Владыки Шамбалы – Махатмы Мории и других Космических Учителей Иерархии Света, Елена Ивановна Рерих могла быть ведущей для многих и многих людей, которых она по существу вводила в Новый Век – в Век Шамбалы, в Век Майтрейи, в Век Женщины, в век духовного преображения и освобождения человечества!..

Елена Рерих – истинный герой, все подвиги которой невозможно описать. Одна ее жизнь по насыщенности событий и накалу деяний сравнима с десятками обычных человеческих жизней! Трудно найти в мире женщину, которая за одну свою жизнь могла бы подняться на такую же духовную высоту, как и Елена Рерих. Она неопровержимо доказала всеми своими деяниями и самой жизнью, что на Пути Духовного развития женщина ни в чем не уступает мужчине. Более того, она на своем примере показала, что женщина еще быстрее и легче может достичь Божественной Реальности и Самореализации в Боге!  Она доказала, что женщина может быть ведущей, может стать лидером на данном самом трудном этапе духовной эволюции человечества! 

И что еще важнее, свою Божественную Любовь, Красоту, Духовность и все свои духовные силы она использовала на благо человечества, передав ему Новое Учение (Живую Этику) о Новой Эпохе – Эпохе Сердца, Эпохе Женщины, Эпохе Освобождения Человечества, и сама стала во главе этой Новой Эпохи!