Провокации

Аррдо
   В молодости я часто посещал семью друзей, жившую в то время очень бедно. Я, со своей стороны, желая распить с ними бутылочку Рислинга и закусить бутербродами с Любительской, не забывал то и другое с собой прихватить. Они же из интеллигентности никак не решались попросить взаймы небольшую суму денег.  Даже в крайнем случае. Но однажды, в самом крайнем, всё же попросили, предварив просьбу провокативной остротой о том, что лучший способ избавиться от гостя, это попросить у него взаймы. «А если гость даст?», - спрашиваю с опаской, вспоминая другую остроту о том, что в каждой шутке есть доля шутки. В ответ хохот: «Ну какой дурак от таких гостей избавляется?!».
  На этот раз «провоцировали» меня. Но и я не так прост. Получил адрес моей очень давней соседки, харьковчанки М. Давшая адрес  сказала,  что  судьбой  моей семьи М.  интересуется  и  не против  получить  от  меня  письмо.  Написал. Получил  благодарный ответ и решил поздравить М. С днём рождения.  Звоню и слышу «тухлый» голос человека, явно не радующегося звонку. Поставить точку на общении я никогда не спешу. А вот прояснить ситуацию хочу немедленно. Говорю фразу, которая никак никого обидеть не может. Удивляюсь почему враждующие стороны обвиняют друг друга в фашизме, притом так неубедительно, что мне кажется, что фашист — это тот, кого я так называю. Ответ настолько наполнен неприязнью ко мне лично, что становится яснее ясного, что класть трубку на рычаг следует навсегда.
    К тому же результату привёл звонок уже старинному приятелю П. в тот же город и тоже в день рождения. Снова неживой голос. Провоцирую фразой: «Что это в России творится! Листьева убили!». В ответ почти крик: «Тебе что, больше делать нечего и думать не о чём!». В голосе столько неприязни, что начинаю искать свою вину и, не найдя, ищу обиду в произнесенной фразе. Снова не преуспел. Так можно сойти с ума и приписать собственному голосу свойство чёрной магии. Но раз меня узнают именно по голосу, то раньше это свойство почему-то не проявлялось. Утешило плохое сообщение уже скорее друга П. О том, что П., приехав в Израиль, ему не позвонил.
     Мы живём в спрессованное время и наивно думать, что тектонические сдвиги в менталитете народов многих стран за последние десятилетия не коснулись приятелей, знакомых и … Нет, друзей нет! Моих друзей точно нет.