Реальный гуманизм или самоуничтожение

Игорь Ерошенко
Ерошенко И.П. Ерошенко Т.И.
Реальный гуманизм или самоуничтожение
     В заметке нет претензий на истины, но представлены попытки их поиска. Распад Советского Союза и «социалистического лагеря», припечатанный Фукуямой термином «конец истории», обрадовал антикоммунистов всех мастей, находящихся под крылом мировой капиталистической системы: фашистов, неофашистов, крайних националистов (шовинистов), расистов, консерваторов, клерикалов, либералов и прочих. Как оказалось их сохранилось и проросло немало и внутри Советского Союза, и в странах Восточной Европы.
     Западный мир представил распад СССР как свою и только свою победу. Одним из самых опасных последствий такого «конца истории» стало усиление опасности возникновения мировых конфликтов, угрожающих самоуничтожением мировой человеческой цивилизации.
     К сожалению, и «коммунистический мир» как совокупность социальных групп (политических партий, государств, организаций, союзов, так или иначе признающих коммунизм или социализм целью своего существования) был и есть не единое целое, а весьма раздробленное, разобщённое образование, деформируемое ударами со стороны «частнособственнического мира», влияние которого на планете на экономическую, политическую и духовную жизнь людей очень мощно, хотя и не безраздельно.
           Трудящиеся Советского Союза, стран Восточной Европы оказались, в сущности, брошенными своими вождями. Партноменклатура, как наследница функций той «небольшой части господствующего класса», которая перешла на сторону рабочего класса по теории, изложенной в «Манифесте Коммунистической партии» (1848), чтобы придать рабочему классу свойства гегемона, не выдержала ударов этого частнособственнического мира при смене поколений  и стала терять свой «коммунистический свет».  Именно так можно расценить превращение большей части партноменклатуры в беспринципных дельцов и политиканов буржуазного толка. что и отразилось естественно в феномене мнимого «конца истории».
     Игра ГКЧП и Михаила Горбачёва в августе 1991 года в «прятки» – одно из весьма драматических и трагических оформлений этого события.  И всё-таки, всё-таки!  «Коммунистический мир» изменился, но не исчез. Со времён распространения рабства в социуме установилось взаимодействие, перешедших из первобытного общества (человечески коллективистского) отношений (точнее элементов отношений) и новых социальных эксплуататорских отношений. Это взаимодействие легко обнаружить и в рабовладельческом, и в феодальном, и в буржуазном обществах.
     Стало ясно чистых общественно-экономических формаций не бывает. Реликты прошлых общественных отношений не всегда и не просто пережитки прошлого: соприкасаясь с новыми отношениями, они могут проявлять модели вероятного будущего. Даже в странах Запада самый развитый капитализм дополняется реликтами отношений из прошедших исторических формаций. Самый простой распространённый пример: проститутка в Древнем мире, как правило рабыня, и свободная проститутка в современном мире в реальности – та же рабыня.
     Сохранившие название «коммунистических» (например КПРФ) политические партии подвергаются нападкам и справа, и слева. А где сохранились «настоящие» коммунистические партии (оставим Восток пока в стороне)? Спасибо, что КПРФ борется за то, чтобы сохранить себя пока хотя бы в таком виде.   В мире существуют могущественные силы, которые хотят, чтобы человечество вообще выбросило "коммунизм" ("реальный гуманизм") как понятие из своей исторической и своей современной социальной памяти.  Пример: волны декоммунизации, охватывающие время от времени отдельные страны особенно те, в которых у власти были партии, называвшие себя «коммунистическими».
     Но коммунизм - не выдумка фантазёров-идеалистов. Он возник вместе с возникновением социума и человека, и присутствует в структурной ткани человеческого общества на всех этапах его развития. Обстоятельства заставляют сохранять его элементы: родовая община, соседская община, большая патриархальная семья; в сплочении, коллективизме во время катастроф, в товариществе, в дружбе, в любви, в повсеместной жизни нормальной семьи. Коммунизм присутствует в обществе всегда. Но его присутствует столько, сколько позволяет уровень развития производительных сил и уровень нравственно-морального развития человека.
     Объективно одним из выдающихся достижений Социалистической революции в России является признание всем миром, что современное государство должно быть социальным. "Социальное государство" — это тоже своеобразное эхо «первобытного коммунизма», это не социализм, но это определённый залог движения к нему при непрерывном повышении нравственно-моральных качеств граждан этого государства(идея Сулакшина и его Центра о «нравственном  государстве» актуальная идея), хотя у неё найдётся масса критиков..
    Коммунизм в современных условиях действительно выявляется как учение о "реальном гуманизме», мера которого определяется уровнем развития производительных сил общества и уровнем развития нравственно-моральных качеств людей, из которых оно (общество) состоит. В Х1Х и 1 половине ХХ века Карлу Марксу и наиболее последовательным его сторонникам в рамках линейной классической парадигмы казалось, что замена капитализма пройдёт примерно так, как в Западной Европе произошла замена феодализма. Другой, непосредственно перед глазами, социально-революционной практики у них не было (Европу продолжали сотрясать буржуазные революции).
    Но, в отличии от буржуа, пролетариат (по «Манифесту КП». 1848) самостоятельно не может возвыситься «до теоретического понимания всего хода исторического движения» и его революции должны проходить под руководством коммунистов, которые и формируются первоначально из небольшой части господствующего класса, от которого они (коммунисты) отрекаются и примыкают к революционному классу, к тому классу, которому, согласно их мировоззрению, принадлежит будущее. 
     В 1 половине ХХ века в Восточной Европе и Азии действительно произошли некоторые революции по формуле близкие к той, что предсказывалась Марксом, но в свете событий конца ХХ и начала ХХ1 века их следует ещё и ещё раз переосмыслить. Да, эти революции не были классическими буржуазными как в Западной Европе, хотя антифеодальная направленность в них была важнейшей составляющей, но и социалистическими в полной мере они ещё не были тоже.
      Объективно они оказались революциями, которые показали один из вариантов формирования социального государства. В США и в Европе движение в сторону появления социального государства началось в период «великой депрессии» и в значительной степени под давление примера Октябрьской Социалистической революции. Социальные государства -продукт деятельности коммунистов и социал-демократов при всей их политической и теоретической борьбе между собой.
    Итак, «коммунистическое движение» в современную эпоху – это борьба за «возвращение реального гуманизма» на новой материальной и культурной нравственно-моральной основе в социальные процессы ни одной какой-то страны, а мирового социума. Идеология «реального гуманизма – это идеология мира между всеми народами, идеология постепенного освобождения планеты от пагубного для неё давления антиэкологических технологий человека, идеология непрерывного совершенствования каждой личности и вовлечения её в процесс совершенствования социально-антропологического пространства.
    Нам представляется, что классовая борьба реализуется сегодня в борьбе двух миров: частнособственнического и реально-гуманистического. Развитие первого мира характеризует тенденция фашизации, создаёт  вероятность внезапного и мгновенного (ядерная война или нечто подобное) или постепенного уничтожения (всепланетарная экологическая катастрофа) человеческой цивилизации (низведение с помощью новейших цифровых технологий масс людей до уровня недочеловеков, бездуховных потребителей, что тоже является экологической катастрофой). Развитие второго – сохраняет возможность перспективы у человеческой цивилизации: совершенствование отношений человека и природы. Рая не будет, но жизнь продолжится и история тоже.
     Ситуация по сравнению с Х1Х и ХХ веком изменилась так: объективно всё человечество должно быть заинтересовано в развитии «реального гуманизма» на основе науки и культуры.  Однако, как и во все времена не всё человечество осознаёт реально своё положение. 
    Накоплены величайшие духовные ценности (религиозные, художественные, научные), но они не освоены в полной мере. Их сила не используется в полной мере  в возвышении человека, в совершенствовании нравственно-моральных качеств его.  Главными  врагами реального гуманизма  являются: невежество и нравственно-моральная неразвитость (бездуховность), поддерживаемые миром частнособственнических отношений и широко культивируемые СМИ, находящимися в руках того же частнособственнического мира.