Джинсы

Виктор Юлбарисов
Свои первые джинсы я купил за пять рублей в 1973 году в Севастополе вместе с офицерской портупеей у знакомого по училищу на втором году обучения. Джинсы были ношеные, но все еще годились для дальнейшего употребления.  Ткань на них была не такая плотная, как у классических, но сто процентов они были сшиты не в нашей стране. Моды тогда на них не было, и использовались они чуть ли не как рабочая спецовка. Из Севастополя в этих джинсах я ездил домой на каникулы в г. Краснотурьинск, что на Северном Урале. В моде тогда были расклешенные брюки и на меня смотрели, как на колхозника.

В 1978 году, прошло то всего пять лет, джинсы в Екатеринбурге на Шувакишском рынке продавались в районе трехсот рублей. Их стало очень модно носить. Прийти на дискотеку не в джинсах считалось верхом неприличия. Вот обязательно нужно было, чтобы они плотно обтягивали твою жопу, и чтобы наклейка с обозначением фирмы непременно на виду у всех была. Она как бы пропуском служила, и говорила о твоей состоятельности. Имеешь джинсы – значит умеешь зарабатывать деньги, значит ты не альфонс, значит – можно рассчитывать как минимум на то, что тебе не откажут в приглашении на танец. В мыслях тогда я был птицей высокого полета, понимал, что тратить деньги на штаны стоимостью в три с половиной тогдашних моих оклада нужно быть идиотом. Но было общественное мнение, с которым не считаться было нельзя.
Все это я подвожу к тому, что были нужны джинсы. Тогда казалось, что без них и шансов то у меня нет познакомиться с девчонкой, а так хотелось. Я бы и рад был без всяких знакомств продолжать жить, но природа требовала свое. Причем требовала как-то бескомпромиссно, без условий. Стал копить деньги и вот уже ближе к маю месяцу было у меня 250 рублей.  Частично помогла игра в карты, повезло немного. Денег чуть не хватало и решено было джинсы покупать в том же Севастополе. Тянуло меня в этот город после училища всю жизнь.

Чтобы не одному ехать, уговорил знакомого по обчаге Сашу Зажигина со мной поехать как бы в отпуск. Там по слухам штаны можно было купить за 200 рублей. С Сашей знаком был уже с год. Он детдомовец. После армии устроился токарем на наш завод. Раза в два больше меня получал. С ним мы много времени проводили. Он, как и я любил играть во все игры: волейбол, теннис, карты. Ходили на дискотеки. По натуре Саша был чистым потребителем, как и все, наверное, детдомовские. Книг не читал и учиться нигде не хотел. Жил сегодняшним днем.

Поехали в начале мая на поезде. В Севастополе прямо на вокзале сняли комнату у какой-то тетки. Днем ездили загорать на городской пляж. Вода была холодная, и я не помню, чтобы кто-то в это время купался. Народ был. Загорали. Играли в волейбол. В то время меня столбняк мучал конкретно. Не мог смотреть на девчонок в купальниках без плотских фантазий. Все время на животе лежал и загорала только спина. Злился на себя страшно, но ничего сделать не мог.

В Севастополе запомнились два мужика в троллейбусе утром. Народу – как сельдей в бочке. Один из них с глубокого похмелья и безумными глазами. У него сильные рвотные позывы. После характерного звука во время прохождения рвотной массы через горло его товарищ на весь троллейбус кричал: «Держать!» Народ замирал в тревожном ожидании, надеясь на чудо. И оно произошло. Мужик так и не рыгнул ни разу. Я тогда сильно зауважал их обоих.

Ходили на дискотеку. Безумно интересно было наблюдать за местной молодежью: во что одеты, как танцуют. Сравнение было не в пользу Свердловска. Те же джинсы смотрелись более органично. В выборе одежды чувствовалось больше вкуса. Не редко встречались белые джинсы. В сочетании с красной футболкой, особенно на девчонках, смотрелись очень красиво. Чувствовали мы себя с Саней в этом южном городе провинциалами. Показалось в то время, что в городе очень много парикмахерских.
Джинс в Севастополе в свободной продаже я тогда не нашел. Как будто город-герой не торопился перенимать западные «мещанские» привычки. Кто-то на рынке посоветовал ехать в Одессу, так как там много торговых кораблей. А в Севастополе закрытый военный порт.

Без джинс возвращаться домой не хотелось. Денег оставалось двести рублей с копейками. Решил ехать один в Одессу. Зажигину купили билет до дома и мы с ним расстались. Ехать со мной он отказался по причине отсутствия пассионарности. До Одессы добирался зайцем на третьей багажной полке. В поезде ехало много призывников и никто из проводников внимания на меня не обращал.  Там без меня у них проблем  хватало.

Поезд прибыл в Одессу на рассвете, а я впервые. Слышал, что покупается тут все на Привозе.  Пока бродил около вокзала, да приглядывался, меня опытным глазом быстро вычислил местный бомж. Представился он Гришей. У Гриши под глазом был большой «фингал» и он сильно мучился с похмелья. Я не сильно сопротивлялся новому знакомству и согласился на Гришину бескорыстную помощь.

- О, это хорошо, что ты прямо на меня вышел. Делать мне до обеда все равно нечего, помогу. До начала торговли еще далеко, не менее часа, так что давай пока по стаканчику красненького выпьем. Без этого ничего не получится. Башка просто работать не будет.

Мне не очень предложение его понравилось, но согласился. Контакт необходимо было налаживать. К моему удивлению алкоголь продавали в одном из подвальчиков на розлив и не дорого. У нас же в Свердловске до 11.00 спиртное не продавали и никаких тебе  "на розлив".

Грише после ста грамм стало значительно лучше. Привоз где-то совсем рядом с вокзалом находился. Появились первые продавцы. Никаких прилавков тут не было. Так. Ходил народ с сумками туда-сюда. Гриша, идя впереди меня и ни на кого не глядя, как будто со злостью начал достаточно громко и отрывисто выговаривать: «Джынсы, джынсы!» Делал это с придыханием на первый слог. Никто не откликался на его слова. Походив с полчаса, Гриша снова предложил мне «накатить». Я с большой неохотой согласился.

- Да не хмурься ты. Купим мы тебе джинсы. Сейчас народ подтянется, морячки подойдут. А, вот и жиды стоят. Они точно что-нибудь подскажут.
Вернувшись, сообщил: «Вон два маримана стоят. У них есть». Мариманы это были или нет, не знаю. Больше на барыг местных похожи. Отошли в сторонку, показывают.
- Леви Штраус. Последняя пара за двести.

Пошли мерить в подворотню. Надеваю, е-мое. Большие. Оказывается 52 размер, а у меня 46 по тем временам. И тут начинается развод наивного провинциального лоха из далекого Свердловска.

- А ты шо первый раз джинсы покупаешь? Да? Слушай сюда парень. Никто тебя тут обманывать не собирается. Это никому не нужно. Такой товар долго не продается. Просто нам завтра уже снова в рейс. Джинсы на то они и джинсы, что имеют одну особенность от других штанов. Их все покупают на пару размеров больше. Когда приедешь домой, с часик их прокипятишь и потом, пока они мокрые, носишь до высыхания. Они как раз после этого по твоей фигуре лягут.

Я посмотрел на Гришу и тот утвердительно закивал головой. При этом он попросил скинуть цену до ста девяносто рублей. Те согласились. Денег в кармане ровно двести. С последнего червонца я отдаю Грише трояк за работу,  и мы расходимся. Ехать до дома только через Москву. Я беру билет до ближайшей станции и сажусь в поезд. Там уже по привычной схеме после отправления залезаю на третью полку, подобрав под себя ноги. Народ тогда был значительно добрее. Никто проводнику не сообщал о подозрительном «зайце». Пока добирался до Свердловска, даже подкармливали. В Москве была пересадка. Там уже я и до ближайшей станции билет не покупал. Не было денег. Все они ушли на приобретение мечты.

По приезде варю джинсы по инструкции, после чего не выжимая, надеваю. Несколько часов хожу по комнате, оставляя после себя  большие лужи до полного высыхания. Блять.. Меня обманули. Хочется написать другое слово. Как были шаровары, так ими и остались. Решил продать их на Шувакишском рынке. В простонародье этот рынок называли тучей. Людям выделили место за городом для свободной торговли. Раз в неделю на электричке народ ездил туда за дефицитным товаром. Место никак не было оборудовано. Почти весь товар продавали с рук. Народ просто ходил толпой туда-сюда. Чем ближе к центру, тем плотнее. Не все желающие могли сесть в электричку. На работу в часы пик утром в трамвае свободней было.

Мне почему-то было очень стыдно продавать, как будто спекулянт какой-то. Хотелось просто поменять на меньший размер. За весь день лишь одна девчонка с толстым задом померила их. Но даже на нее они были большие. После неудачной поездки стал искать швейную мастерскую, чтобы мне ушили их аккуратно, но все отказывали, ссылаясь на отсутствие практики и боязнь испортить дорогой товар.

Остался последний вариант – ушивать самому. Купил по цвету похожие нитки и вручную, стараясь сохранить стандартный двойной шов, ушил. Долго возился. Для большей схожести даже карандашом подкрашивал швы, но на близком расстоянии все огрехи были заметны. Вечером на дискотеке незаметно было. Какое-то время чувствовал себя человеком.
 
Как-то так у меня все в жизни тогда происходило. Если школа, то ШРМ, если поезд, то третья полка, если джинсы, то херня какая-то.