С визитом к Обломову

Золотое Крыльцо
       
     Рецензия на спектакль "Обломов" Московского Академического Театра им.Вл.Маяковского, постановка Миндаугаса Карбаускиса


    Обломов наше всё! Да-да, именно он. Не милый Александр Сергеевич Пушкин, который всего лишь «ответственный за всё». Не газ, этот эфемерный, призрачный, побочный продукт демократии. И даже не пенсионная реформа, наш первый могучий камень, положенный в основу будущего благосостояния общества. Конечно же, Обломов, спокойно, независимо ни от чего лежащий на диване и с высоты этого дивана безмятежно взирающий на суету мира. Вот истинное «наше всё». Как же передать эту тоску по родному герою, это влечение к нему, которое возникает в душе при одних звуках фамилии «Обломов»? Иметь какое-то дело с Обломовым, зависеть от него, не дай Бог! Только не бизнес! Только не бизнес с Обломовым! И в разведку с ним не пойдёшь, Боже упаси… Но всё остальное... Кажется, что пришёл этот образ к нам из глубины веков, откуда-то, где лежал 33 года дома на лавке беспомощный Илья Муромец, пока не дошли до него волхвы. Или из ещё бОльшей сказочной исторической дали, когда победно разъезжал на печке по Руси Емеля… Интересно, а кто сейчас готов так же, не вставая с лежанки, так энергично передвигаться по жизни? Как так? Да неужели столько желающих?
       Одноимённый спектакль был поставлен в Москве, в Академическом Театре им. Маяковского в декабре 2019, перед самым Новым годом. Что же там происходит год спустя? Январские каникулы – самое «обломовское» время в году, когда многие предпочитают не вставать с дивана, смотрят любимые сериалы, отдаются полностью праздничному застолью. Ещё -ликующими толпами бороздят просторы Тверской, но разум в новогодние дни всё же предпочитает передохнуть. И какое наслаждение, что есть уютное место в Москве, где в это шумное время можно провести вечерок с Ильёй Ильичом (Вячеслав Ковалев), благо здесь немноголюдно. То есть, в театре всё как положено, зал полон, а вот на сцене вы многих не увидите, даже Штольц, когда появится, то не выйдет к публике, а будет топтаться где-то в прихожей за пределами видимости. Но по порядку…
        Кого кого, а самого Обломова здесь будет предостаточно. Декорации – изящная светлая коробочка, кажущаяся уютной и чистенькой (народный художник РФ Сергей Бархин), прибранной, несмотря на все сетования хозяина по поводу грязи и нерадивости хозяина. Её конфигурация не изменится в течение двух актов. Только цвет обоев меняется с миленького зелёного на столь же миленький розовый. И всегда в центре – диван. Диванчик обычный, а вот халат на Обломове преогромнейший, этот самый диван собой закрывающий. Так что Обломов чем-то напоминает бабу на чайнике. Настроение же персонажей пасмурное, Обломов всё время переживает. Переживает хроническое непослушание Захара (народный артист РФ Анатолий Лобоцкий), переживает необходимость слезть с дивана, переживает визиты гостей и…вообще…
Впрочем, в самом начале было счастье. Полное и искреннее, потому что началось всё с пустого кресла, стоящего на авансцене, с висящей на нём тряпкой, в которой, вероятно, мы с первых минут спектакля должны были угадать обломовский халат… И, самое главное, с того, что к нам вышла Агафья Пшеницына (Ольга Ергина), улыбнулась широкой улыбкой и призналась в любви к Илье Ильичу. Не знаю, как удаётся актрисе Маяковки Ольге Ергиной всегда сохранять хорошее настроение, улыбается она каждый раз так добродушно и заразительно, что кажется, будто у неё и её героинь всегда в разгаре солнечный полдень. И в этот момент казалось, что роль у Агафьи будет сегодня большая и весьма важная, но ожидания обманут.
«Обломов» Миндаугаса Карбаускиса – это спектакль «минус». Многократно повторенный. Минус не только Штольц. Минус Петербург, потому что, если вы не читали книжку, то никогда не догадаетесь, где же происходит действие. С равным успехом всё могло бы быть в любом городе. Многочисленные петербуржцы, приходящие к Обломову в гости, объединены одним именем действующего лица «Другие» и играет их, быстрых, мимолётных, Илья Никулин. Минус Агафья, потому что в последующих появлениях у Ольги Ергиной роль будет небольшой и чисто функциональной. Даже минус нависшая над Обломовкой угроза катастрофы потери Обломовки, о которой говорят, но не слишком пугаясь.
      И даже …. минус Ольга Ильинская, хотя спектакль построен так, что первый акт отдан дуэту Обломова и Захара, а второй почти целиком – паре Обломов – Ольга (Анастасия Мишина).
       В персонаже Анатолия Лобоцкого, фрондирующем в одном, отдельно взятом доме, присутствуют мотивы, сыгранные артистом ранее в спектакле того же Миндаугаса Карбаускиса «Кант». Там его слуга Мартин отличается харизматичностью, которой достанет на всех героев спектакля вместе взятых. Ведь Мартин, в отличие от философов, привыкших сомневаться во всём, самодостаточен и невозмутим. Бывший солдат умело и привычно противостоит и хозяину философу Канту, и его гостям. Ведёт свою линию, дерзит, поправляет, делает и то, что положено слуге, и что считает нужным сам. Его Захару из «Обломова» свойственна ещё большая упёртость и крепость нервов; он стар, медленно передвигается, косолапит, отвисшие баки превосходят все мыслимые размеры; Захар решительно отказывается заниматься уборкой. Когда всё же начинает, то тут же обнаруживается бессмысленность его действий. Кажется, в этой бессмысленности малейшего движения основной посыл истории. Комната-коробочка хрупка. Как напоминание о большом мире, высоко в углу висит географическая карта, под ней бюро, верх которого плотно уставлен статуэтками дымковских кукол. Медленное течение жизни в герметичной комнате-коробочке внезапно оживится, когда карта свалится на статуэтки, чтобы разбросать и разбить их, а зрителей заставят гадать в этот момент, было ли это запланировано постановщиками?
       Герметичность мира Обломова и Захара, замкнутых на своих взаимоотношениях – основное в истории. Здесь много мелочей, вроде бы несущественных, но составляющих смысл бытия, сковавших всё внимание хозяина и его слуги. Вот Захар начинает пить из кувшина, а тот прилип ко дну подноса, он так и пьёт, опрокидывая кувшин вместе с подносом. Вот Захар начинает-таки подметать, поднимает клубы пыли и оба заворожённо замирают, любуясь эффектным зрелищем. Вот герои вдвоём начинают что-то доставать из чемодана, а в нём оказывается ещё чемодан, а в нём ещё… и так до маленькой-маленькой коробочки. И так долго раскрывают эту матрёшку, что потом вы уже и не вспомните, что же они там доставали, а вспомните вереницу коробочек, мал мала меньше.
      Понять что-то про Ольгу сложнее всего, хотя её роль маленькой не назовёшь, она как бы берёт на себя здесь функции Штольца, пытавшегося вытащить Обломова в жизнь. Но как-то с самого начала, когда Ольга тащит на середину сцены пианино, зачем-то сама, надрываясь и не справляясь с тяжестью, а Илья Ильич наблюдает за ней, сразу становится ясен исход их отношений. Если Обломов и влюбляется в Ольгу, то также лениво, как препирается с Захаром. Всё обыденно, просто, словно они уже сто лет, как муж и жена, герой успел утратить к даме интерес. Ольга поёт Захару одну песню за другой, но обрывает в самом начале. Безнадёжно. «Casta Diva» и вовсе звучит как фонограмма.
     Наблюдать за тем, как происходит то, что ничего не происходит и томительно, и скучно. Старость, утрата жизненных сил у Захара невольно проецируется на всё вокруг. Только светлая и уютная коробочка, в которой так хорошо спрятаться от жизни, ласкает взгляд. Любитель вкусненького, истинный почитатель всех сливок жизни Обломов внутри коробочки удивительно на своём месте, как картина в раме. Всё и все остальные досадные инородные тела, хочется всё и всех убрать, а композицию с Обломовым в центре «зафиксировать» навечно. И Захар помеха; их конфликт, он же центральный конфликт спектакля - это конфликт вкусненького (Обломов) и утратившего прелесть навсегда (Захар). Кажется эта борьба двоих будет продолжаться бесконечно, но вот финал, вдруг показавшийся неожиданно скорым. Как хороша всё же была эта жизнь без суеты. Пора уходить. Пора!
Кажется, я что-то забыла рассказать о спектакле ещё… Ах, да: «Оболомов Forever!»
     Ольга Быкова,руководитель студии журналистики "Золотое КРЫЛьцо"