Это не ваши, мои дети

Лариса Григорьева
               
Погода изумительная. Минус один градус. Иду по улице, не торопясь, иногда поглядывая на прохожих. Они, кажется, тоже довольны. Я шагаю за двумя   мальчиками одинакового роста, возрастом примерно лет девять. А впереди ребят видно, неспешно шагающего  мужчину, который чуть повернулся, что-то сказав ребятам, и я увидела, что он курит. Вдруг мальчики ускорились, обогнали мужчину, повернулись к нему, и один из них получил недокуренную сигарету.  «Ничего себе! Такая мелюзга, а уже курит! Да, самое ужасное, что  взрослый потакает этому...  Нет, я не могу просто так пройти мимо». Мысли эти промелькнули в моей голове мгновенно, а я уже догнала мужика:
     – Что же вы таким малышам даёте сигареты! Вам не жалко детей?
Мужик так резко развернулся, что в первое мгновение показалось, что он мне врежет, но он только раздражённо сказал:
     – Это не ваши, мои дети!
     – Тем более! – не унималась я, – хотите погубить их, что ли?
Мужик, видимо уже рассмотрел  седины и лицо женщины, годящейся ему в матери, потому что уже спокойно пояснил:
    –  А, что делать? Лучше пусть при мне, чем тайно, не известно где.
Я заметила, что мужик был навеселе, лицо неприятно тёмное, отёчное. Однако, говорил он вполне адекватно.
   – Я сам с таких же лет курю. Не хотел, чтоб пацаны, так же. А они, паразиты, воруют у меня, врут.
 Я вспомнила, что и мой отец, и муж курили тоже с ранних лет. А я такая правильная, всё, казалось, делала, чтобы сын не курил. Когда вдруг обнаружила крошки от сигарет в кармане куртки, сделала выговор, наивно предположив, что это в первый и последний раз. Но, боже мой, как я ошибалась…
   – Я вас понимаю. – Получилось, что я уже пошла на попятную.
   – Так вы хотя бы поясняете сыновьям о вреде курения?
   – А как же!
   – Обязательно говорите, говорите! Что-то, да, в голове останется. Я внушала  сыну о вреде курения с семи лет. А ещё участковый, который застал группу десятилетних мальчишек, курящих в подъезде, организовал экскурсию в музей заспиртованных лёгких умёрших курильщиков, где врач красочно пояснила, что ожидает юный организм. Мой ребёнок был впечатлён, и даже очень, но курить бросил через десять лет после. – Всё это я довольно быстро произносила, шагая рядом.
Мужик чуть приостановился:
   – Вот, я и говорю, пусть лучше на моих глазах травятся!
   –  Пожалуй, я вас понимаю, потому что мой мальчик эти десять лет  свою слишком принципиальную маму красочно уверял, что не курит.
   Мы расстались.  Я шла и всё думала, как же быть с моим внуком, которому пока четыре года? Как его спасти? Неужели это не возможно?