Три сказителя -опыт выбора культурного пути проект

Алексей Малышев Сказитель
Три сказителя -опыт древний карельский, общерусский и новый сибирский

Опыт выбора культурного пути своего проекта.

Сравнительно рассмотрим трех сказителей и выявим их сильные и слабые стороны.

Приглядимся к Маточкину. Вы словно уходите за ним в его тринадцатый век. Перед нами исполнительская традиция в чистом не обогащенном виде. Сухая и суровая данность далеких деревень русской равнины от северного моря до степей южных окраин. Он словно ведет вас за руку, вот так, никак иначе, единогласно и протяжно творим былину.

Он тянет, выпевает тот самый исторический мотив в его архаическом виде. Маточкин очень важен как образец, Экземпляр.

Если перед нами песня, как мы ее сегодня понимаем должен быть припев, ожидается припев, пропев, часть для разрядки, переключения...
Но спустя минут пять и мы начинаем отчетливо понимать, что форма исполнения голосом без сопровождения хора или инструмента восприятию современного человека а не любителя реликтов не соответствует.

И важная деталь-исторически вечерком сказитель пел частями спрашивая в конце каждой части -петь ли дальше? Если никто не отвечал, сказитель со всеми засыпал. Это обстоятельство наложило убаюкивающий уклон в звучании...


Мы любим наши древности, но цель того старинного вечерка в крестьянском доме не была в уроке древнего фольклора и живое общение должно быть.
это тема отдельного исследования...
Причина вымирания старого сказительства в его косной архаичной форме. Едва по былинам снимается красочный мультфильм успех возвращается к ее героям...Причиной исчезновения сказительства в деревне- некультурная среда, в которой развитие невозможно, нет для творчества сказителя исполнителя условий.
И даже доходило до простого заблуждения-потери интереса исполнителя к сказительству.
 
И вот уже спустя десять минут вы ощущаете несоответствие и архаику пусть ценного но все же музейного экспоната, наполовину мертвого, честно и прямо говоря Маточкин еще не смог развить в современность, обновить, а значит и спасти сказительство как древнюю форму творчества. Нам уже мало повторов. Нужно развитие, перетекание форм.
И можно было бы оставить все подозрением, но на ютьюбе вышел ролик, где Маточкин прямо просит поддержать его аудио диск с записями натур реликт фольк, а прямо говоря, необработанного ,простите, воя ископаемого существа неоределимого пола. Фольклорист призывает зрителей вкладываться в это и поддержать его ошибки, и ничего не делание по облагораживанию и окультуриванию одичавших до воя остатков сказительства, вместо трудной работы его,специалиста по музыкальной реставрации и возвращении в мировую культуру этих руин сказительства...


Теперь переходим ко второму сказителю - гусляру и барду, - Александру Субботину...
Первое впечатление. Мы нашли сокровище, не сухой остаток, не мертвый древний артефакт, а живую традицию. Гусли звончатые быстро погружают вас в прекрасную атмосферу этнического праздника. Но проходит полчаса, почти час. У Субботина придумана идеальная подача, прекрасные паузы и припевы, проигрыши и наигрыши.

 Но всетаки он менее Маточкина внимателен к самой былине. Мы ее не услышим на данном этапе. Его творчество ушло в некую бардовскую песню о древнем русском роде, слишком общую для исторического сюжета.

Субботину надо переварить, обработать настоящие былины и тогда все завершится и встанет на свое место в авторской, Субботинской трактовке. Которая всегда важна, но она не должна заслонять собою исторический рассказ, повествование о подвигах и приключениях великих богатырей древности.

В этом смысле неоязыческий уклон - путь оказывается поверхностным.
Подобно партии коммунистов, неоязычники не видят в истории конкретных исторических личностей,  их Русь слишком общая, чтобы повлиять примером, лицом и поступком на жаждущую незнамо чего аудиторию. Поэтому вместо встречи с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем вы слушаете слишком растянутое и короткое сообщение о великой вообще Руси и невольно гусляр превращается в шарманщика.

Неоязычество оказывается общей фразой о предках. Оно не возвращает нам наших конкретных знаменитых героев. Не ставит такой задачи. И проваливается. Насочиняв обще-песен об обще-предках и обще Руси, гусляр оставляет нас в ожидании встречи с  Ильей и Добрыней. Выдавая тем самым скрытый недостаток в казалось бы архи традиционном антураже, где такого прокола ждешь менее всего.

Итак, гусляр Субботин прекрасен, но как обще -гусляр, подобно волшебнику, от которого ждали вызова духов предков как личностей, а он лишь пропел и вызвал романтическую фэнтэзи Русь "вообще".

Вот здесь то и оказывается, что нельзя быть гусляром на часть, надо взять всю традицию, ее сюжеты и героев, зло и добро олицетворенные, и естественно добавив свой творческий метод и взгляд, увидеть через него самых древних героев, и ту самую вечную Русь.

Еще раз повторю, тот Субботин, как явление, которое я увидел на турнире в 1918 году был прекрасен, но в душе еще осталась неосмысленная путота, недостаток вот той, ожидаемой от гусляра энергии древних воинов имена которых знает большинство.

И вот мы переходим в Алексею Малышеву, заявленному Сказителю Сибири по версии 2020г.


Он начинает скромнее всех. Декорация зала, костюм с сибирским серебристым узором, большой экран с этническим и природным разнообразием огромной страны Сибирь. Но в этой Сибири русской мы медленно и скромно начинаем узнавать Русь...
Это и есть преображение, перетекание той Руси в современность. Народ наш русский вышел в наше время из своей этнической колыбели  той Руси и превратился в зажиточного сибиряка...

А сказ за сказом, каждая история тянет за собой следующую и вас мягко окутывает волшебство чарующих красот и сокровищ, ярких героев и поединков хищных зверей.

Из средств выразительности работает богатый тысячей оттенков голос, яркие жесты, чарующие эпические и поэтические итонации, глаза рассказчика. Иногда есть музыка фоном.

Следуя за течением фраз вы подходите к тайнам, к почти невыразимым вершинам словесного, и достигнув их, замираете осмысливая эти тайны. Сказитель уводит вас в путешествие, то грозно-страшное, то радостное, то лирически задумчивое. Вы проживаете несколько жизней, следуя за сталкером -сказителем.

И само слово у Алексея в стремлении передать явления природы и тайны жизни, доходит до поэзии, до верлибра. Да, выбранный Малышевым путь скромнее, менее ярок, чем ярмарочное очарование гусляра, но с единогласием Маточкина он может поспорить,ведь с Малышевым вы можете провести до двух часов в непринужденной атмосфере писательского авторского вечера, задать любой вопрос и добавить свои лишь вам известные подробности, сказитель обогатит вашим материалом сказ и поведает о встрече с вами большой аудитории...


Малышев показывает этногенез, происхождение сказительства, молодой эпос молодого субконтинента Сибири. Звучание еще не дошедшее до былины, но подходящее к ней, живое восхождение, стремящееся к вершине, где сольется все-и древность, и поэзия слова, и пение. А пока это встреча с писателем и его вектором на современный эпос.

Мы сегодня сопоставили методы трех сказителей и поняли, что мир устного народного творчества многообразен и каждое направление в том мире важно и имеет свои преимущества...

Смысл этой статьи в том, чтобы обогатить и развить достигнутое современное сказительство. Именно для искусства нашего 21 века времени характерно осмысление, анализ и творческий синтез во имя развития древних жанров...




ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...