***

Ирина Яманова
  В то страшное время страна, разрушившая весь мир насилия и,строившая новый мир, в котором "Кто был никем,тот станет всем", она-эта страна была колючей проволокой разделена на две части-пополам или нет,-на этот вопрос трудно дать ответ,даже сейчас, спустя более восьмидесяти лет. И есть ещё один вопрос, на который я, родившаяся спустя пять лет, и,прожившая 78,затрудняюсь ответить: "кому было труднее- тем, кто был за этой проволокой, или их живым родственникам, оставшимся по другую сторону от неё?"
  Если мы не оставим своему будущему поколению память о той страшной трагедии, мы не можем быть уверенными в том,что этот ужас может  не повториться. События в разных точках нашей Матушки-Земли, вызывают серьёзные волнения в этом направлении.
  Чтобы не выросли из моих трёх братьев рабы, лишённые памяти (Манкурты), моя мама приложила нечеловеческие усилия, но уберечь малышей от дизентерии, свирепствовавшей тогда в Саратове, она оказалась бессильна. Оба моих братика умерли в один день и Мамочка моя со своим пятилетним сынишкой похоронила своих двухлетних малышей в одну неглубокую могилку,которую удалось выкопать гробокопателю в февральский мороз саратовской земли.
  Вся семья Кромплевских,состоявшая из четырёх братьев и двух братьев мамы, оказались "врагами народа",а их малыши-сыновья и племянники этих врагов. Все они погибли,за небольшим исключением,которым оказался старший мой брат-Вацлав,ему в то время шёл пятый год, и,уже тогда, он стал надёжной опорой для своей матери,убитой горем,  и нас-двух своих сестрёнок,родившихся у мамы во втором браке. Унижение и уничтожение своего народа- та политика,которую проводила власть  со своим вождём. Весь ужас и кошмар,явившийся последствием этой политики обрушился на нас. Моя бедная несчастная Мать нахлебалась горя досыта, спасала вера и надежда в торжество справедливости. Умерла ОНА в свои 85,так и не дождавшись этого торжества.
  И вот Казахстан на своей земле собрал доживших до наших дней узниц, и их детей, оторванных в то время от своих матерей-всех страдавших в этих нечеловеческих условиях, которые созданы были правительством в лагерях ГУЛАГа, АЛЖИРа и  детских домах для детей этих узниц. Я преклоняюсь перед авторами этих фильмов и их участниками,приоткрывшими небольшую часть той действительности,в которой оказались наши родители