Четвертый Путь Георгия Гурджиева

Владимир Вестин
Более ста лет назад, в предреволюционной России, в Москве состоялась встреча двух людей- Г.И. Гурджиева и П.Д. Успенского. К этому моменту за плечами у обоих уже лежал многолетний путь, если сказать коротко- путь обретения Знания. Успенский ещё находился в поисках Истины, Гурджиев в то время создавал группы, в которых намеревался передать обретенные им познания ученикам в виде некоторой  с и с т е м ы.
Основы своего учения, и методы, с помощью которых Гурджиев намеревался привести своих учеников к высшим состояниям сознания, он изложил Успенскому. И, хотя у того уже был накоплен большой багаж в этом направлении, изданы книги " Новая модель Вселенной" и "Tetrium Organum"- даже при всем этом Успенский не удержался от замечания:- Но если люди будут воздерживаться от всего, что в данное время не является необходимым- на что станет похожа их жизнь?
О методах обучения Гурджиева ходили легенды: о круглосуточном рытье ям, перетаскивания огромных камней- все это впроголодь, до полного изнеможения. Но только прочитав потрясающий труд Успенского " В поисках чудесного", где подробно излагались принципы системы Четвертый Путь, а также подробно описывалась личность самого Гурджиева, и методы его обучения, я понял, что все вышеупомянутые " жестокие меры" были лишь небольшой частью той огромной работы, которую предстояло проделать каждому, кто намеревался проделать этот тяжёлый путь- путь от обычного человека- механического спящего существа, управляемого чем угодно, кроме своей собственной воли- до Человека, в котором развиты все функции, заложенные в него Природой, пробужденного, и способного самому планировать свою жизнь.
Григорию Ивановичу Гурджиеву и Петру Демьяновичу Успенскому, а также их детищу- системе Четвертый Путь посвящается этот рассказ.



Одиннадцать лет назад ко мне в руки попала книга со странным названием "Четвертый Путь", автор П.Д. Успенский. Уже давно знакомый с такими именами, как Лао-цзы, Чжуан-цзы, Кастанеда, Ошо, росший на песнях Гребенщикова, и считающим себя приобщенным к Знанию, я приступил к чтению. Я помню, что первое прочтение, или его попытки, ни к чему меня не привели. В сравнении, к примеру, с очевидными для меня истинами Ошо, излагавшимися красивым и простым языком, от которого теплела душа, книга изобиловала не понятными терминами, и вообще отдавала сухостью. "Человек 1, 2, 3 типа", "отождествление", "внутреннее полагание", " самовоспоминание"- эти определения были новы, и никак не походили ни на Дао Дэ Цзин, ни на притчи Чжуан-цзы, и вообще на какой- либо первоисточник, за которым угадывалась Истина. В итоге, книга была отложена на неопределенный срок, а именно, как это всегда происходило, до момента, когда созвездия во Вселенной заняли определенное положение по отношению к моей космограмме. Повторное прочтение книги уже напоминало бурно развивающийся любовный роман. Меня " засасывало" с каждой страницей. Я все больше осознавал, что все, прочитанное в этом плане ранее не имело для меня никакой практичесой ценности, и всего лишь возводило меня в ранг приобщенного к чему-то, чего не знают многие. Но теперь становилось понятно, что от такого " знания" не мог измениться ни я сам, ни мир вокруг меня.
Первое, что сразу располагало к данной системе, это отсутствие абстрактных понятий, и наличие конкретных указаний, что  и как нужно делать ( или не делать) для обретения высших состояний сознания. Сравнив все предлагаемое с тем, что я читал в этом плане раньше, я сразу ощутил огромную
п р а к т и ч е с к у ю 
ценность этого учения, и ясно увидел, что все предлагаемые методы, о которых я читал до этого, были или очень сложны для понимания не подготовленному человеку (древнекитайские, буддистские каноны), или вообще наивны.
"Вся моя философия в том и заключается, чтобы не прилагать усилий, чтобы расслабиться, только тогда придет просветление. Оно придёт лишь тогда, когда ты действительно расслаблен...
когда не прилагаешь никаких усилий, и вдруг приходит просветление, словно аромат тысяч цветов"- эти рекомендации из учения Ошо сейчас для меня выглядели более, чем сомнительными. Да, находясь под влиянием могущественной ауры просветленного учителя, и в определенной обстановке, способствующей восприятию его идей, человек мог до какой- то степени измениться,
д о  т е х  п о р, пока все вышеперечисленные обстоятельства сохраняются. Но есть очень большая вероятность того, что попав каким-либо образом в атмосферу, противоположную той, в которой он что-то приобрел, человек все это потеряет. В системе же, о которой шла речь, напротив делался упор на
л и ч н ы е  у с и л и я
индивидуума в любых обстоятельствах, и даже не изменяя обычного образа жизни.
Это подкупало своей простотой и удобством, да и требования, на первый взгляд, совсем не выглядели непреодолимыми. Перечислю основные из них:
1. Самовоспоминание
(основополагающее понятие всей системы)- постоянное, в полном смысле этого слова, памятование себя- весьма специфическое, и совершенно не свойственное обычному человеку ощущение, которое очень приблизительно можно сравнить с ежесекундным контролем за самим собой ( я здесь и сейчас), чтобы при этом не происходило, как вовне, так и внутри самого человека.
2. Прекращение воображения- или остановка свойственного человеку мыслепотока из различных планов, диалогов- как состоявшихся, так и возможных- моделирование различных ситуаций, иллюзий, мечтаний, фантазий, и тому подобное.
3. Не отождествление, то есть отделение  с е б я  от всего, что попадает в поле зрения человека, будь то книга, пейзаж, просматриваемый фильм, в общем, любой созерцаемый объект, начиная от обеденного стола, и заканчивая понравившимся человеком.
4. Не выражение, и борьба с отрицательными эмоциями.
5. Сосредоточение внимания на объекте любой выполняемой работы, будь то ремонт автомобиля, или откупоривание бутылки.
6. Полное прекращение ненужных разговоров.
Все вышеперечисленное, исходя из системы, никогда не замечаемое, и не выполняемое обычным человеком, держит его сознание как бы в загипнотизированном состоянии, близком ко сну, и делает его жизнь набором автоматических привычек, низводя существование индивидуума до уровня машины, механизма, управляемого своими часто меняющимися желаниями, случайностью, и внешними воздействиями. Во-вторых, вышеуказанные действия, или не выполнение рекомендуемых отнимает у человека огромное количество энергии- в особенности, отрицательные эмоции- которая должна быть использована для пробуждения.
На первый взгляд, ни один из пунктов не был требованием чего- либо сверхъестественного. К примеру, совсем не трудно было помнить себя ( основная идея
всей системы), но... в течение
одной, двух минут. По истечении этого времени в сознание неизменно вторгался обычный непрекращающийся ход мыслей, откликающихся на что угодно, кроме требуемого самовоспоминания. Не отождествление и вовсе было изначально невозможно, так как все наблюдаемое вокруг, особенно интересное, захватывающее- фильм, книга, да и вообще все, как-то привлекающее внимание, тут же заставляло "раствориться" в увиденном, естественно, теряя ощущение " я есть". Что касается воображения, то, приступив к наблюдению за своими мыслями, я вынужден был констатировать тот печальный факт, что они представляют собой непрекращающийся калейдоскоп из текущих и возможных проблем, предполагаемых ситуаций и диалогов, вперемешку с различными планами, иллюзиями, и все это под аккомпанемент последней запавшей в душу мелодии. Проще было с невыражением отрицательных эмоций, но где- то внутри себя я постоянно наталкивался на негативный настой по отношению к кому- или чему- либо, так что выполнение и этого пункта было весьма сомнительно. Тем не менее, даже первые неудачные попытки
" примерить“ систему на себя дали возможность сделать мне следующий вывод, а именно- согласиться с указанием автора на то, что обычный современный человек, как он есть, представляет собой не что иное, как несовершенное автоматическое существо, управляемое чем угодно, кроме своей собственной воли: не контролируемыми эмоциями, случайными обстоятельствами, различными, часто противоположными желаниями, устремлениями, и прочее. Последнее, кстати, подтверждало ещё один аспект проблем, поднимаемых автором- человек не един, в нем уживаются зачастую совершенно разные "личности", меняющиеся в зависимости от внешних обстоятельств. Это утверждение, кстати, может проверить каждый, попытавшись
"понаблюдать" за собой в течении дня. Думаю, никто не станет оспаривать тот факт, что, к примеру, дома, и на работе в нас проявляются как бы две личности, но есть ещё и другие внешние условия, где мы
"одеваем" на себя другие "лица". Если пойти в этом направлении далее, и коснуться сферы наших желаний, то здесь любой непредвзято настроенный человек, способный
"отойти от себя", и посмотреть как бы со стороны- обнаружит весьма разношёрстную палитру своих наклонностей, зачастую меняющихся на противоположные друг другу в течении одного дня. Также дело обстоит и в вопросе наших симпатий, или антипатий к окружающим. К примеру, человек, вызывающий сегодня едва не ненависть, уже завтра может показаться весьма славным малым. Прочитав и осознав все вышеперечисленное, я понял, что впервые столкнулся с учением, максимально приближенным к самым насущным проблемам человека. За каждой строкой и абзацем я находил лично для себя причины всего нелепого, часто трагического, что происходило в моей жизни. Характерно было и то обстоятельство, что материал, который я изучал, был изложен автором около ста лет назад, а первоисточник системы и вовсе был зарыт в далеком прошлом. Проходили столетия, менялся мир, а человеческий автоматизм со всеми вытекающими отсюда проблемами оставался той аххилесовой пятой, которая держала людей на уровне машины, механизма, погружала в гипнотический сон, навеянный воображением, отождествлением, отрицательными эмоциями и прочими "атрибутами" человеческого существования.
Конструктивно система Четвертый Путь состоит из двух подразделов- знание и бытие. В первое входит то, что я перечислил выше, плюс ещё многое другое, с чем любой заинтересовавшийся читатель может ознакомиться в первоисточнике. Бытие- это, собственно, наша жизнь- то, чем она есть сейчас, и чем
м о ж е т  с т а т ь, если применить к ней знание, то есть начать реально применять рекомендуемые авторами системы методы. Этот процесс-
р а б о т а- слово, так не понравившееся великому Ошо, суть учения которого сводится как раз к отсутствию каких-либо целенаправленных усилий.
Но  о с о з н а н н о с т ь-
слово, так часто употребляемое этим мастером, не может быть достигнута никакими пассивными действиями, ожиданием, даже в состоянии полного расслабления и "оргазмического воссоединения с танцем жизни".
Поэтому "работа"- это ключевое слово системы Четвертый Путь, ведь даже попытки изменения человеческого мышления- застывшего, десятилетиями погруженного в сон, требуют больших п о с т о я н н ы х
усилий со стороны обучаемого. И эти действия должны выполняться в течении ни дней, ни месяцев, а лет- вот почему система Гурджиева не получила, как мне кажется, широкого распространения. Совершенно очевидно, что найдется совсем немного желающих подвергнуть себя таким испытаниям. Вначале признать, что ты механическое спящее существо, а затем разрушить всю ту "гармонию", в которой тебе много лет так комфортно было существовать- любимые привычки, приятные грёзы о том, о сем, задушевную болтовню с друзьями о наболевшем, обсуждения всего и всех- и тому подобные вещи, без которых уже невозможно представить жизнь современного человека. А вместо всего этого приступить к выполнению весьма трудновыполнимых действий, которые совершенно невозможно совместить с прежним приятным и удобным образом жизни. И ради чего? Ради какого-то мифического "пробуждения"- состояния, которое затрудняются описать даже сами авторы системы. Согласитесь, что последователей у такого учения найдется не много. Но всё-таки они есть, и я хотел бы на собственном примере показать, чем практически может быть полезна система Четвертый Путь современному человеку.
Во-первых, вжившись в систему настолько, что она уже перестала быть для меня изучением  чего-то, я многое переосмыслил в своей жизни, как в прошлой (в особенности), так и настоящей. Я увидел как бы развёрнутую панораму своего существования, состоящую сплошь из поступков и действий, лишённых каких-либо признаков осознанности и ответственности за свои действия. Все причинно- следственные связи, в результате которых я сейчас находился в весьма затруднительной жизненной ситуации, теперь были ясно видны. Во-вторых, даже только
"примерив" систему на себя, я понял, какое громадное количество энергии мы растрачиваем на совершенно бесполезные вещи. Ведь даже каждая мысль, промелькнувшая в нашем сознании, отнимает какую-то часть энергии, отрицательная- в разы больше. А ведь этот мыслепоток, состоящий из чего угодно- начиная от планов на сегодняшний день, до воображаемой перепалки с кем- либо, не прекращается ни на минуту. Если вы удосужитесь, хотя бы ненадолго отстранившись  о т   с е б я,
взглянуть на свои мысли со стороны, в этом очень легко убедиться. Далее- наши разговоры. Попытавшись убрать из своего повседневного общения все ненужное, я вдруг обнаружил, что едва ли не храню молчание, хотя этого никто не заметил. А ведь каждое слово- это энергия, грубость, ссора- её поток. Наши эмоции- ещё один открытый кран, через который уходит наша жизненная сила. Отрицательные эмоции, которыми мы так легко заражается от отрицательного мира, опустошают наши энергетические запасы с удесятеренной силой. Гурджиев как-то подметил, что одна вспышка гнева "съедает"
запас энергии, который организм накапливает за время ночного сна.  Кратко резюмируя вышесказанное, можно сделать, конечно, очень обобщающий вывод: цель системы Четвертый Путь заключается в устранении утечек жизненной энергии, её накоплении, и, в конечном итоге использовании этой энергии для того, чтобы поэтапно, постепенно увеличивая моменты самосознания, вывести человека из состояния сна, и помочь ему достичь конечной цели- пробуждения. Слово
"пробуждение"- это синоним таких понятий, как просветление, нирвана- в каждом эзотерическом учении есть свое определение, но все они обозначают одно и то же состояние, описать которое словами весьма затруднительно. Лично мне удавалось дважды приблизиться к этому ощущению. Синтезируя эти чувства с тем многим, что я прочел в этом плане в различных источниках, я могу сделать следующий вывод. Пробуждение- это состояние, когда человек ощущает, что он и мир, в котором он существует- это суть одно и тоже, и
р е а л ь н о  ему в этом мире ничего не угрожает. Что может угрожать капле воды в океане, облаку в небе, камню в земле? То есть, человек в одно мгновение осознает устройство Вселенной, все её законы, и в этот момент весь груз сомнений, страхов, проблем, который десятилетиями отягощал его душу, бесследно исчезает, и человек ощущает ни с чем не сравнимый поток счастья, свободы, облегчения. Но между началом пути к пробуждению, и финалом находится очень большой временной отрезок, заполненный духовным трудом. И практически во всех эзотерических учениях непременным условием для этого являются коренные изменения в жизни человека, в частности, уход из мира- в монастырь, общину, и т.д. В системе же Четвертый Путь работа по достижению высших состояний сознания (пробуждение), наоборот, проводится в обычных жизненных условиях, более того, все, что человек делает ежедневно, может стать его духовным трудом, работой. Интересным представляется тот факт, что, если взять все требования системы за сто процентов, то примерно семьдесят процентов рекомендаций будут указывать на то, что обучаемый
н е  д о л ж е н делать. То есть, очень большое количество наших повседневных действий- таких, как воображение, отождествление, отрицательные эмоции- не совместимы с работой по обретению сознания. Как очень метко подметил Успенский: "Люди жаждут определенности, не задумываясь над тем, что это такое. Они жаждут знать немедленно, чего они могут достичь. Но вначале они должны со многим распроститься".
В заключение рассказа я хотел бы указать, не вдаваясь в детали, на утверждение авторов системы Четвертый Путь о том, что это знание предназначено для ограниченного количества людей. С другой стороны, любой человек, соприкоснувшись с этим учением, и предприняв практические попытки следовать ему, непременно столкнется с такого рода трудностями и неудобствами, что, скорее всего, оставит эту затею. Так чем же тогда по сути является система Четвертый Путь- утопией, новомодной для своего времени оригинальной идеей? Нет. Как человек, пытающийся практически применять это учение в своей жизни, могу с уверенностью сказать, что система Четвертый Путь- единственный выход для современного человека, осознавшего свою механичность, и не желающего больше оставаться таковым. Это тем более верно, что система не требует от обучаемого изменения обычного образа жизни, напротив- весь его быт, любые повседневные действия могут стать работой по изменению сознания, если выполнять их, сообразуясь с требованиями системы. Во-вторых, нужно понять, что между обычным состоянием спящего человека- машины и пробуждением лежит долгий путь, но с того момента, когда мы осознаем всю плачевность своего положения, и начинаем предпринимать попытки проснуться, мы у ж е  становимся другими, и с каждым последующим шагом это состояние осознанности, проявляющееся на первых порах лишь проблесками, будет усиливаться, превнося в нашу жизнь доселе неизведанное чувство порядка, дисциплины, смысла, ответственности за свои действия.
Я вполне осознаю, что сегодня система Четвертый Путь в нашем одичавшем, истребляющем себя мире, выглядит со всеми своими требованиями и рекомендациями, как минимум, неуместно. И если взять, предположим, десятерых наших современников- людей вполне адекватных, со своими устоявшимися взглядами на жизнь, и ознакомить их с основными положениями Четвертого Пути, то, как минимум, пятеро из них отреагируют негативно, начиная от обиды, что их сравнивают с машинами, до полного непонимания проблемы вообще. Остальные могут заинтересоваться, и взяться за книгу. Трое вскоре оставят ее, не в силах вникнуть в смысл. Оставшиеся двое поймут, и прочтут до конца. Один из них, осознав справедливость написанного, но увидев объем той работы, которую предлагается сделать, вернётся, предположим, к менее конкретному Ошо, и будет ждать наступления пробуждения до конца жизни. И лишь один, возможно, ступит на Путь, и, оставаясь тем же для всех остальных, начнет невидимую борьбу с самим собой- с тем, что вкоренялось в него десятилетиями, усыпляло, давая простор для лжи себе и окружающим, похоти, эгоизму- лишало возможности быть Человеком. И вот ему- одному из десятерых- я и посвящаю эти строки.

"Когда вы увидите, или же отыщете в своей памяти, насколько машинально вы можете делать наиболее отвратительные вещи, в отношении которых позже вы не сумеете понять, как вообще могли их сделать, тогда вы узнаете, что такое машинальность. Всю свою жизнь мы делаем машинально то, что сознательно никогда бы не совершили".
П. Д. Успенский, "Четвертый Путь".


На моих поэтических страницах есть стихотворения, посвящённые системе Четвертый Путь (см. ссылки на другие ресурсы):

" Доверенное лицо"-
"Непопулярное чудо П.Д. Успенского".

"Половинка моей Луны"-

"Эверест",
"Пробуждение",
" Гость",
"Вечер",
"Новогодняя- панихидная",
"Кино со сценарием ноль",
"До свидания, я!"

P.S.
Недавно на этой странице мною опубликован ещё один рассказ о системе Гурджиева- Успенского:
"Четвёртый Путь. Искусство жить на Земле".