Сказка о королях и королевах

Макар Кофеин
Часть первая

Короли и королевы огорода



- Деда расскажи мне сказку о королях и королевишнах, - попросил внук, лёжа в своей кроватке, и приготовившись ко сну. – Ты мне никогда не рассказывал о королях. А вот Петькин дедушка всегда рассказывает ему сказки о разных заморских королях. Иногда о королевишнах.
– Давай вначале, мой дорогой внучек, запомним, что правильно нужно говорить не королевишны, а королевы.
- Королевы, деда – это жёны королей, а королевишны – это их дочки. Ну, как же ты этого не понимаешь.
– А, понял. Ты хочешь, чтобы сказка была о дочерях королей и королев. Я правильно тебя понял?
– Ну, да, именно так, - согласился внук, удобнее устаивая свою кудрявую головушку на мягкой подушке. – Рассказывай скорее, а то я уже спать хочу. Усну и не дослушаю сказку до конца, - поторапливал меня внучек.
– Хорошо, дорогой мой, но вначале хочу тебе пояснить, что дочка короля называется принцесса.
Я поправил подушку в кровати внука и умолк, ожидая, как он отреагирует на мою поправку. Но малыш сонно моргал глазами и молчал.
- Хорошо, вижу, что сон тебя одолевает. Слушай сказку…

Сказка начинается и сон приближается! Глазки закрываются. Они устали за день. Глазкам нужно отдохнуть. Вместе с глазками отдыхают ручки у дочери и сына, внука и внучки… Хорошо… Очень хорошо. Пока отдыхают глазки и ручки, я расскажу, что происходит в сказке дальше. Перед сном все детки любят слушать сказки. А некоторые даже могут увидеть эти сказки, когда спят. Для этого нужно очень внимательно слушать, что говорит дед Макар.
А пока я рассказываю вам, что же в сказке произойдёт, ваши детские ножки, которые весь день ходили и бегали по лужайке или дорожке - расслабились. Пальчики на ножках также расслабились. Деткам хорошо и уютно в своих кроватках. Очень хорошо. Пока детки, мальчики и девочки спят, сказка дедушки Макара продолжается.
Звёзды в небе зажигаются, во сне детки улыбаются. Спите, дети, засыпайте и здоровья набирайте!

В некотором королевстве, что расположилось у быстрой речки с крутыми берегами, за высоким деревянным забором, жили-поживали и здоровья набирали король и королева. Короля звали Солнышко. Это потому, что он был добрым и тёплым. Он всегда улыбался тем, кто окружал его. А ещё он всегда поворачивал свою голову вслед за солнышком и сам был похож на небесное солнце. А рядом с Королём-Солнышком проживала королева полей, и звали её Кукуруза. Королевство короля Солнышка было ярко жёлтым, потому, что в нём проживало много жителей, таких же, как их король. Хорошо жить в светлом королевстве. В нём тихо… спокойно… сон охватывает маленькие детские тела…сон приятный… спокойный… хороший…

Но так бывает только в ясные солнечные дни. А лишь только злые тяжёлые тучи набегали на небо, небесное солнце скрывалось, и королевство сразу менялось – становилось мрачным и грустным. Это потому, что все жители королевства от грусти по солнышку, опускали свои жёлтые головы вниз.
Глазки у солнышек закрыты…глазки устали…они спят… хорошо…
Соседнее королевство, где всеми делами правила Кукуруза, в любую погоду было одного цвета. И под солнечными лучами, и под грозовыми тучами королевство всегда было зелёным.

– Смотри, какая я красивая, вечно молодая и вечно зелёная, - хвастаясь, кричала Кукуруза своему соседу Солнышку. - У меня зелёное длинное платье, красивые жёлтые волосы. Король, посмотри, какие большие семьи в моём королевстве. Даже у меня, королевы, вместе со мной живёт много деток, и это всё мои королевишны! – хвасталась королева Кукуруза перед королём Солнышком.
- Ты говоришь, что у тебя много деток-королевишен? – произнёс король Солнышко. – А посмотри, сколько деток у меня. Попробуй их сосчитай.

- Семечко раз… семечко два… семечко три… семечко…четыре, - считала королева Кукуруза. Глаза королевы устали и закрывались…. Семечко пять… семечко…шесть… семечко…семь… проговорила королева Кукуруза и уснула… Семечко восемь… семечко девять… - продолжил король Солнышко. Ты спишь королева. Твои глазки закрыты… Хорошо… А в моей семье очень много королевишен семечек. Каждый, кто начинает считать моих деток – тут же засыпает, - произнёс король Солнышко. Семечко… пятнадцать… семечко… двадцать, - сказал король и, опустив голову, тоже уснул. Хорошо… королева отдыхает… Король отдыхает… Все спят… очень хорошо…

- Нет, вы это слышали? Это просто возмутительно! – воскликнула оранжевая Морковь, которая жила глубоко в земле, в соседнем королевстве.

Это королевство все называли Огород. Особенностью этого королевства было то, что каждый, кто в нём жил считал себя королём или королевой.

- Это кукуруза самая красивая? – продолжала возмущаться Морковь. – Да вы только взгляните на неё, она же вся зелёная от злости. А злые, никогда не бывают красивыми! Красивая – это я, Королева-Морковь! Я – оранжевая и очень яркая, - нахваливала себя Морковь. – А ещё у меня самая красивая причёска! Смотрите, какая она пышная и густая.

- Что за сказки ты всем нам рассказываешь, соседушка? – откликнулась на хвастовство Свёкла. – Ты видела свою фигуру? Ты же тонкая, худая и длинная. И где вы видели красавиц с такой фигурой? – задала свой вопрос Свёкла. – Все красавицы должны быть полными, как я, Королева-Свёкла. Ответь мне Морковь, чем моя причёска хуже твоей? Вы только посмотрите все, какая она узорчатая, с фиолетовыми прожилками на листьях.

Сегодня даже ребёнок знает, что основная ценность морковки – в содержащемся в ней каротине. Этот же пигмент придаёт корнеплоду характерный жизнерадостный цвет.
Морковь не всегда была такой, как сейчас. На пути своего одомашнивания за тысячи лет она сильно изменилась. Из тонкого сухого и горьковатого корешка цвета слоновой кости, она превратилась в сочный, сладкий и красивый корнеплод. Хотя и не всегда оранжевый.
До сих пор в Азии и Африке выращивают морковь белого, красного, жёлтого, фиолетового и почти чёрного цвета. Именно в таком красочном разнообразии она в своё время проникла из Азии и Северной Африки в Европу, где успешно распространилась.
В нашем веке увлечённые идеями здорового питания учёные-селекционеры стали создавать сорта разноцветной моркови.
Надо сказать, что современные сорта, непривычных пока для нас расцветок, ни в чём не уступают традиционным, а по вкусу иногда даже превосходят их.
Вот например.

Сорта моркови-блондинки. Крупные, до 30 см ровные корнеплоды ‘Lunar white‘ по сладости, аромату и срокам хранения превосходят многие классические сорта оранжевой моркови.

Белоснежные цилиндрические корни до 20 см длиной, сорта ‘White Satin’ тоже очень сладкие и сочные. К тому же белая морковь ближе к своим диким сородичам и потому более устойчива к неблагоприятным условиям выращивания.

Золотые сорта. У сорта ;Yellowstone; корнеплод яркого канареечного цвета и тоже вкусный и ароматный.

Не уступает ему по красоте и вкусу ‘Solar Yellow‘, солнечного цвета корнеплоды 16–19 см длиной, сочные и хрустящие.

Цвет ночи. Очень оригинальные кораллово красные корнеплоды у сорта ‘Atomic Red‘, причём после кулинарной обработки их цвет становится только интенсивнее.

У ‘Purple Haze’ тёмно-оранжевая плоть контрастирует с пурпурной кожицей, а гладкие длинные и увесистые корни вырастают до 25 см в длину.

‘Cosmic Purple‘ – тоже пурпурный сорт с оранжево жёлтой сердцевиной.

;Dragon; считается одним из самых изысканных сортов фиолетовой моркови, он обладает сладким, почти пряным вкусом. Корнеплоды – 20–25 см в длину, красновато-фиолетовые снаружи, при этом мякоть тоже жёлто-оранжевая. А ;Purple Sun; обладает насыщенным глубоким фиолетовым цветом вплоть до сердцевины, превосходным вкусом и хорошей устойчивостью к болезням.

Вряд ли мы в ближайшее время увидим разноцветную морковку на прилавках магазинов, а вот вырастить её на собственном огороде, несомненно, стоит. Ведь чем разнообразнее и богаче цветовая палитра овощей и фруктов будет в наших садах и огородах, тем вкуснее, красивее и полезнее станет наш стол.

А в огородном королевстве спор разгорался всё сильнее.
От шума и гама царящего в огороде, проснулась в своём королевстве Кукуруза. - Я даю всем зёрна, масло, крупу, а что ты – только зёрна и масло?

В разговор вмешался Лук, проживающий недалеко от Моркови и Свёклы.
– И чего вы спорите? Сейчас ценится не красота, а сила! Взгляните на меня, я самый крепкий! Я - Король-Лук.

Посмотревшие на Лук болтливые соседки Морковь и Свёкла, тут же залились слезами.

- От тебя у всех слёзы на глазах. Значит ты самый злой! – раздался голосок рядом с Луком. - Крепкая и красивая – это я, Королева-Редиска. Взгляните, какая я красная снаружи и белая внутри. Даже маленькие дети знают, что «красная» - значит красивая. А мой белый цвет говорит о моей внутренней чистоте.

- А я не злой, - ответил Лук, - наоборот, я очень полезный! Во мне много витамина «С». Он нужен и детям и взрослым для того, чтоб быть здоровыми.

- Если говорить о пользе, то всех полезней я! – воскликнула Морковка. Во мне много витамина «А». Он нужен для хорошего зрения.

- Тихо! – прикрикнула на спорщиков ароматная Петрушка. - Вы так громко спорите, что деткам мешаете спать. Во сне дети растут… набирают сил… здоровья… Это хорошо…Очень хорошо… Детки отдыхают…спят…

- Зато мы, братья королевичи-горошины, самые дружные среди вас. Кто в ваших семьях живёт под одной крышей в таком количестве?

Это подали свой голос из зелёного стручка гороха семь братцев.

- А мы, чем хуже вас? – отозвались голоса из пожелтевшего стручка Фасоли, что расположился рядом с Горохом. – Мы такие же дружные королевишны, и нас под одной крышей проживает по 5-6 сестриц.

Все жители Огорода задумались. И правда, таких дружных семей, как у Гороха и Фасоли в Огородном королевстве больше не было.

- Зато я, среди вас, самый пышный, - заявил раскрасневшийся пузатый Помидор. - Я король среди своих родственников! Меня все называют Король Гигант. И совершенно серьёзно говорю вам - я красивый…умный…здоровый…крепкий…послушный…Это хорошо…Когда ночью я сплю, то росту… становлюсь крепче... все болезни навсегда уходят… болезни уходят навсегда… болезни ушли… Хорошо… очень хорошо…

- А я, зато, самый сочный среди всех вас, - гордо заявил лежащий на грядке, среди больших листьев, длинный зелёный Огурец. Он был в пупырышках, о которые можно уколоться. - Это я настоящий Король. Меня любят и свежим, и малосольным, и даже солёным. А на зиму консервируют в стеклянных банках.

- Ха-ха-ха, - раздался смех со стороны крупных круглых светло-зелёных колобков. - Солёной любят меня! - важно заявила Капуста. – Поэтому на зиму заготавливают целыми бочками. А ещё мой сок очень полезен и детям и взрослым. Поэтому Королева – это я!

«Какие они все глупые», - подумал серый Зайчишка. Притаившись среди зелёных стеблей кукурузы, он слышал весь спор жителей соседнего овощного королевства.
"Конечно, красота всегда радует. Но ведь самое главное – это польза, которую овощи несут в себе. Вот я, например, очень люблю Морковку. А дикий Козёл просто обожает капусту".
Долго не думая, серый плутишка Зайчишка, прокрался в Огородное королевство.

– Ой, какая красивая причёска торчит из земли. Наверное, это морковка! – воскликнул он и вытянул Морковку из земли, помяв всю её причёску. - Она должна быть вкусной, - решил Зайчишка. Надо попробовать! И захрустела Морковка на острых зубах воришки Зайчишки. Она даже не успела рассказать попрыгунчику, как много в ней витамина «А».

- Гоните его из нашего Огорода! – Этот воришка любит полакомиться без спроса жителями нашего королевства! – раздались голоса возмущённых овощей.

Испугавшийся Зайчишка, в три прыжка оказался в соседнем королевстве, где и затерялся в густой зелени кукурузы.
А рядом с Огородом, за высоким забором располагалось ещё одно королевство, в котором жили ягоды и фрукты.

Я взглянул на внука. Он лежал, не шевелясь, в своей кровати. «Значит уже уснул», - решил я и, поправив одеяло, направился на выход из детской комнаты.

- Деда, а ты куда? Что разве сказка уже закончилась? – широко открыв глаза, внук удивлённо смотрел на меня.

- Нет, у неё есть продолжение, о котором я расскажу тебе завтра. А сейчас надо спать, время уже позднее.

- Дедуля, но расскажи ещё немного. Я всё равно ещё не хочу спать.

Малыш смотрел на меня так, словно готов был вот-вот расплакаться. Я вынужден был согласиться, и присев рядом с внуком решил продолжить. Но малыш опередил меня своим вопросом.

***


Часть вторая

Короли и королевы стран мира

- Скажи, деда, а короли и королевы бывают только в сказках? А среди людей есть короли?
- Конечно, короли и королевы есть и среди людей. Вот фото бельгийской королевской семьи.
- Значит, у них есть и принцы?
- Естественно. И принцы, и принцессы. Вот, например Виллем-Александр Клаус Георг Фердинанд, принц Оранский, принц Нидерландский, принц Оранский-Нассау, господин ван Амсберг. У него историческое образование. Является Кавалером ордена Оранского дома, ордена Золотого льва дома Нассау, германского ордена Святого Иоанна и шведского ордена Серафимов, входит в Государственный совет, и также имеет членство в МОК. Женат на аргентинке Максиме Соррегьете, у них трое дочек.

- Деда, а я мог бы быть принцем?
- А ты и есть наш маленький принц. Это потому, что каждый ребёнок для своих родителей является принцем или принцессой.
- Значит папа с мамой – это король и королева?
- Получается, что именно так.
- А где же тогда наш замок? Петькин папа рассказывал, что короли живут в замках.
- Разве ты не знал, что замок для вас – это ваша городская квартира?
- Но ведь замки высокие и неприступные.
- А вы с папой и мамой, на каком этаже живёте?
- На девятом.
- А сколько этажей в вашем доме?
- Много. Но я умею считать только до десяти.
- Вот видишь, получается, что и ваша квартира расположена в высоком замке.
- Но ведь в замках всегда много комнат.
- Ты, мой дорогой, даже представить себе не можешь, как много комнат в вашем домовом замке. Ты даже сосчитать их не сумеешь.
- И сколько же их? Назови хоть цифру.
- Я могу с уверенностью сказать, что ваш домовой замок имеет не менее ста комнат.
- Это много?
- Это десять раз по десять.

Внук посмотрел на свои ладошки с растопыренными пальчиками, прикидывая насколько это большая цифра.

- Да, наверное, это очень много. Но, тогда получается, что вы с бабушкой живёте в маленьком замке? Ведь у вас всего четыре комнаты.
- Да, родной, ты прав. Наш замок маленький. Зато у нас есть сад и огород. А ещё у нас есть маленький принц-внук.
- Значит и вы с бабушкой король и королева?
- Когда-то, много лет назад, мы с бабушкой были действующими королём и королевой. Но потом, пять лет назад появился на свет ты и мы ушли в отставку, передав короны твоим папе и маме.
- А в отставку – это как?
- В разных странах есть законы, когда короли и королевы, достигнув определённого возраста, и устав от добрых дел, уходят на пенсию. Здоровье становится совсем не таким, как в молодые годы. Вот и вынуждены дедушки и бабушки передать свои обязанности своим детям. И уже они становятся королями и королевами.
- А кто тогда становится принцем и принцессой?
- Их дети – сыновья и дочери.
- Значит я сейчас принц?
- Конечно, ты и есть маленький принц!
- А в других странах тоже есть короли и королевы?
- Ты очень удивишься, но короли и королевы с принцами и принцессами живут на нашей планете в разных странах. Сейчас в мире насчитывается около 30 стран, где существует королевская власть. Среди них Бельгия, Бруней, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония.
- А ты мне покажешь их на карте мира?
- Обязательно, мой славный. Хочу отметить, что монарх может носить не только имя король. Им может быть и царь, как например, в «Сказке о царе Салтане», и император, как было в 19 веке во Франции, и сейчас в Японии.
Князь также может являться монархом. Ты видел памятник князю Владимиру, который правил Киевской Русью. В настоящее время монархом носящим звание князь является Альбер II в Монако. Монархом, носящим имя великий герцог, являются Анри в Люксембурге. В странах востока монархов называют эмир, как в Катаре, или султан, как в Брунее…

Глядя на то, как внук воспринимает мою информацию, я понимал, что он ничего из приводимых мной примеров не понимает. Именно поэтому я умолк, задумываясь о том, как правильно построить свой рассказ. Но малыш прервал мои размышления новым вопросом.

- Деда, а монахи - это те, кто в церкви?
- Ты прав, монахи являются служителями церкви, но мы говорим о монархах. Это латинское слово. Монархия, значит единовластие, при котором верховная государственная власть частично или полностью принадлежит лицу - монарху, и он же является главой государства.
-Я понял, короли и монархи это одно и то же.
- Ты правильно понял.
- А кем они работают в своих государствах? Что делают?
- По законам своих стран короли правят своим народом.
- Правят – значит едут вправо?
- Правят – это значит, что они руководят и властвуют.
- А что делают их принцы и принцессы?
- Задача принцев и принцесс – прилежно учиться и овладевать всеми знаниями, которые выработало человечество за всю свою историю. И начинать надо с изучения азбуки. Вот ты знаешь буквы?
- Бабуля сказала, что научит меня, и я смогу сам читать книжки.
- Молодец! В книжках заложены все необходимые человеку знания. А чтобы тебе легче было выучить буквы, я придумал для тебя игру. Она называется «Увлекательная рыбалка».
В ней ты сможешь, играя выучить все буквы, а одновременно узнаешь о том, как называется рыба, живущая в реках, озёрах и морях.
- Как здорово! А когда мы начнём в неё играть?
- Давай сделаем так. Ты сейчас уснёшь, а завтра, когда проснёшься, мы начнём осваивать новую игру. Договорились?
- Да, я согласен.
- Тогда засыпай. Пусть тебе сняться красивые и хорошие сны. Сны приближаются! Глазки закрываются. Они устали за день. Глазкам нужно отдохнуть. Вместе с глазками отдыхают ручки у дочери и сына, внука и внучки… Хорошо… Очень хорошо. Пусть отдыхают мысли и глазки, ножки и ручки. Пусть тебе присниться сказка о королях и королевах огорода. А сейчас твои детские ножки, которые весь день ходили и бегали по лужайке или дорожке - расслабились. Пальчики на ножках также расслабились. В кроватке хорошо и уютно. Очень хорошо. Все детки, мальчики и девочки спят, и видят во снах добрые сказки дедушки.

Звёзды в небе зажигаются, во сне детки улыбаются. Спите, дети, засыпайте и здоровья набирайте!
Будьте здоровы! Спокойной вам ночи и хороших добрых снов!

Ваш сказочник, дедушка Макар.