Коротко об автомобилях

Андрей Качура
Множество тем, связанных с автомобилями почти неисчерпаемо.

Начнём с того, что, с одной стороны автомобиль даёт возможность относительно свободного перемещения, с другой же – его эксплуатация, ремонт, условия необходимые для вождения – довольно дорогостоящи. На этом всё начинается и заканчивается. Собственно, потому что приличная сумма денег, к которой приделали четыре колеса, снабдили рычагами, педалями и оставили на улице около дома или офиса – это отличная находка для любого желающего порулить.

Проблемы с автомобилями начинаются ещё до момента их приобретения. Для того, чтобы иметь возможность управлять транспортом необходимо позаниматься в автошколе и с инструктором, пройти медосмотр, успешно сдать экзамены – теоретический и практический – в автошколе, а потом в милиции/полиции, после чего получить водительское удостоверение с правом вождения определенного типа техники, согласно категории – мотоциклов или квадроциклов, легковых автомобилей и микроавтобусов, автобусов, грузовиков. Это необходимый минимум.

Только после этого, если у вас есть приличные деньги и навыки, вы можете приступить к выбору и приобретению собственной машины, а если их минимум – ходить пешком или ездить на арендованной. В настоящее время сервисов проката автомобилей и каршеринга появилось много, однако у них есть общая проблема – слишком большое число аварий. К сожалению, немногие умеют водить безопасно в максимально широком диапазоне условий (город или сельская местность, солнечный день или ночь, сухая погода или дождь) и ещё меньшее количество умеет грамотно водить зимой. Однако, по мере увеличения опыта у некоторых появляется большинство необходимых навыков.

Впрочем, часто даже максимально грамотный и подготовленный водитель предотвратить аварию не в состоянии, по различным причинам. Недавно видел, как в темное время суток, вечером, на красный свет проехала по городскому перекрестку на скорости около 90 км/ч дорогая иномарка. Её водителю повезло – грубо нарушив правила он в аварию не попал, не лишился техники и не покалечился. Но так везёт далеко не всем. По телевизору, в сводках новостей нам иногда показывают: то сошедшую с дороги и перевернувшуюся фуру, то мотоцикл на дикой скорости врезавшийся в бок другого автомобиля, то аварию на пешеходном переходе. Если вы нарушаете правила дорожного движения, то рано или поздно в аварию попадёте. И дай бог, чтобы обошлось без жертв.

Поэтому каждому водителю необходимо вырабатывать навыки грамотного вождения и следить за своим состоянием и здоровьем, и, вдвойне - за техническим состоянием автомобиля. Лично мне и везло, и не везло одновременно – приобрести автомобиль в хорошем состоянии не удавалось, зато от фатальных последствий меня во многих случаях спасала природная интуиция, здравый смысл плюс приличные вложения в ремонт транспорта и обязательная страховка.

Первый автомобиль мне вообще продали авто мошенники, в очень плохом техническом состоянии. Чаще всего, с первой так и бывает. Трехдверную машину мне пришлось перебрать почти всю, установить нормальную сигнализацию, поменять шины, сделать кузовной ремонт и покрасить, обучаясь безопасно управлять тем, что представляло это транспортное средство на промежуточных этапах ремонта, одновременно с работой и обучением на вечернем факультете университета. Задача не для слабонервных. Кстати, проверив данные продавца этого автомобиля, я обнаружил, что проживал он подозрительно близко к адресам проживания некоторых моих знакомых и даже бывших шефов.

Второе авто я приобрел у бывшего одноклассника, предварительно сделав пару кругов с ним вокруг СКК в Петербурге. Поверил ему на слово, что на машине и краска родная, и проблем минимум. Однако, по факту, не стоило верить этому прожжёному продавцу, а нужно было сгонять с ним на этом автомобиле на станцию техобслуживания, где довериться мнению мастера. В общем, тот день, когда я купил второе авто лично я проклял. Кстати, что самое интересное, спустя более чем полтора десятка лет после этого, вышеуказанный Спортивно Концертный Комплекс вокруг которого мы сделали пару кругов – обвалился! То есть здание, эксплуатировавшееся с 1980 года, и принимавшее до 25-30 тысяч зрителей, было построено не очень надёжно. Как и второе авто.

Родной краски на машине, естественно, не было. Обнаружилось это на втором году эксплуатации, когда после выхода из строя стеклоподъемника, мне пришлось разобрать одну из дверей – она была внутри другого цвета, скорее всего, вообще, с разборки. В общем, машина отечественного производства до ремонтов ездила недолго, и в ней тоже ломалось почти всё, что могло выйти из строя – механизм перемещения сидений, обогревательный контур (печка), охладительный контур двигателя, сигнализация, амортизаторы и тормоза, механизм развал-схождение, стартёр, механизмы стеклоподъёмников, прогнил замок капота (реально, капот открылся на скорости около 70 км в час и пришлось экстренно тормозить), плюс пришлось делать капитальный ремонт двигателя.

Один раз, даже заднее стекло ночью сняли, спёрли и колонки магнитолы скрутили какие-то упыри. Поверьте, это не сказка – сил и средств на восстановление ушло прилично. Что самое удивительное – потом эта машина при таинственных обстоятельствах со двора куда-то испарилась, причем с концами. Прямо как в произведениях Гоголя и сказках Братьев Гримм и Гофмана про нечистую силу. Хотя, может оно и к лучшему. Одной из первых владелиц этого транспорта, которая, судя по документам довела его до такого состояния, вместе с этим одноклассником, была некая Анна Разгильдяева.

В общем, доверять пропагандистскому лозунгу “Выбирай продукцию отечественного автопрома” опасно. Вдвойне опасно верить продавцам при покупке уже эксплуатировавшегося транспорта. Как говориться – доверяй, но проверяй. Если у вас есть финансы – берите новый автомобиль. Если нет – покупайте соответствующий справочник или журнал “За рулём” – в них публикуются таблицы средней стоимости автомобилей, в зависимости от пробега, года выпуска, объема и мощности двигателя и марки машины и выбирайте, в соответствии с имеющимися финансами.

В среднем, на рынке бывших в употреблении машин, реально хорошее вам достанется не более чем в 10-25 процентах случаев. В остальных попытаются всучить ржавое, изношенное, с проблемами в электрике, аварийное, собранное из запчастей от нескольких аварийных доноров, со скрученным пробегом, и задорого. Причина проста – правильная корова самому нужна. Поэтому обязателен визит на автосервис и проверка всей машины в различных режимах, работы двигателя и толщины слоя краски, плюс тестовая обкатка на месте водителя.

Обязательно требуйте все возможные документы – сервисную книжку, документацию на сигнализацию, инструкции ко всему дополнительному оборудованию. Используя эти данные, вы сможете по соответствующим базам проверить историю автомобиля, плановые и внеплановые ремонты, наличие и количество аварий. Как говорит афоризмом в одной из своих книг Вячеслав Заренков, один из ведущих строителей Санкт-Петербурга: “Читайте инструкцию, господа”. И действительно, чаще всего отсутствие инструкции у сложной техники или некорректно сформулированные требования к условиям запуска и эксплуатации в случае конструирования сложных приборов служат причиной поломок техники.

Не случайно до 2005-2007 года к большинству мобильных телефонов, фотоаппаратуры, компьютерных устройств, центров именитых брендов обычно прилагалась весьма толстая книжка – описание режимов работы аппаратуры и способы ее диагностики. В 2020м, у большинства дорогих телефонов такая инструкция минимальна – всего несколько страниц. В операционные системы и многие программы до 2005-2010 года входила полноценная справочная система. А к отечественной аппаратуре 1970-1990х годов выпуска, кроме инструкций прилагалась ещё и принципиальная схема. А сейчас – от большинства производителей специальное предложение – тыкайте в кнопочки в сети Интернет. К сожалению.

Возвращаясь к автомобилям, выбрав оптимальный по состоянию цена-качество вариант, обязательно застрахуйтесь. Ещё до приобретения стоит уточнить тарифы на страхование машины от угона и дорожно-транспортного происшествия у страховщиков. Это не гарантирует того, что вы получите выплаты во всех возможных случаях, но обезопасит вас максимально. Собственно, для эксплуатации легкового транспорта вам понадобятся комплект документов на него, номерные знаки, которые можно получить в ГИБДД, талон технического осмотра, страхование обязательной автогражданской ответственности и, опционально, страхование от угона, аварии и повреждения. Естественно, за всё это необходимо платить очень приличные деньги.

Поэтому – взвесьте все за и против. Возможно, что пешком, на велосипеде или метро и общественном транспорте вам будет выгоднее и безопаснее. И, отбросьте эти понты. Машина – хорошо. Однако, для поддержания себя в приличной физической форме, главное – не разучиться ходить. По последним данным от Всемирной Организации Здравоохранения, рекомендуемая дневная норма ходьбы или бега – не менее 4-7 километров в день.