Скрипки-дипломаты В. А. Моцарта

Алла Чурлина
 /скрипичная дипломатия с Россией отложена из-за короны/

К 180-летию П.И. Чайковского в музее-усадьбе в Воткинске (Удмуртия), где композитор родился 7 мая в 1840 году и провёл первые восемь лет жизни, на юбилейные празднования и в рамках фестиваля «На родине П.И. Чайковского», который проводился в 63 раз, Международный Фонд Моцартеум в Зальцбурге собирался по просьбе российских организаторов привезти скрипку «Коста» - один из трёх дошедших до нас его взрослых струнных инструментов. Фонд обладает его детской скрипкой, его концертной скрипкой, его альтом и с 2013 года скрипкой "Коста". Эти инструменты периодически «принимают участие» в культурных связях и обменах Австрии со странами мира и, по сути, являются добрыми посланниками в установлении партнёрского взаимопонимания и проектирования в международных творческих замыслах.

Так, например, в 2013 году два подлинных инструмента Моцарта побывали в турне по США. Как известно, Моцарты для своей эпохи были семьёй, которая много путешествовала, но они так и не добрались до Америки. Скрипка и альт В.А. Моцарта впервые были доставлены в Соединенные Штаты и звучали на концертах в Нью-Йорке и Бостоне. Презентация в США показала, что наследие Моцарта в Зальцбурге не только стремятся сохранить, но также хотят включить его в текущие концертные мероприятия, - отметили в Фонде Моцартеум, которому принадлежат два драгоценных инструмента. В рамках «Бостонского фестиваля старинной музыки» одни из ведущих скрипачей эпохи барокко, Амандин Байер и Милош Валент,  исполнили произведения Моцарта на его оригинальных инструментах в полностью распроданном зале Jordan Hall Консерватории Новой Англии.

Музыкальная презентация сопровождалась вводной лекцией научного директора Фонда Моцартеум, г-на Ульриха Лейзингера перед сотнями людей, интересующихся музыкой. Гости бостонского фестиваля смогли увидеть обе реликвии вблизи на специальной выставке исторических инструментов. Директор музеев Моцарта, г-жа Габриэле Рамзауэр ответила на вопросы об инструментах и ;;смогла убедиться в необычайном интересе и знаниях посетителей. «Интерес американцев к инструментам был чрезмерным, а эмоциональная реакция - потрясающей. Фонд Моцартеум в Зальцбурге выступает за достоверную передачу образа Моцарта и без использования клише», - сказал президент фонда Моцартеум, г-н Йоганнес Хонсиг-Эрленбург. В Нью-Йорке скрипач и композитор Давид Фулмер исполнил своё произведение и произведение Маттиаса Пинчера на концертной скрипке Моцарта на впечатляющем с точки зрения "архитектоники"  Австрийском Культурном Форуме. Попытки фонда Моцартеум связать наследие Моцарта с современностью стали особенно заметны на этом мероприятии для около 70 приглашенных любителей Моцарта и избранных журналистов. «Было более чем удивительно видеть силу, исходящую от оригинальных инструментов Моцарта. Когда это происходит с участием таких замечательных художников в таких местах, как Jordan Hall и Австрийский Культурный Форум, оправдание этого международного обмена становится особенно очевидным », - сказал управляющий директор и художественный руководитель Фонда Моцартеум г-н Матиас Шульц (2012-2016).

Мы также помним, какой фурор произвела детская скрипка Моцарта во время «своего» первого визита в декабре 2009 года в Японию. В рамках этого культурного обмена юная японская скрипачка, тогда 14-летняя Хирока Мацумото, исполнила на инструменте 1746 года создания (раб. мастера Андреаса Фердинанда Маера) ранние скрипичные сонаты композитора - KV 6, 11 и 29. Этот концерт был заключительным в праздновании 140-летия японско-австрийских отношений. Тогда всех потрясло, что во время визита Президента Фонда Моцартеум, г-на Йоганнеса Хонсиг-Эрленбурга, в резиденцию японского кронпринца детская скрипка мирового гения прозвучала не только в руках юной японской скрипачки, но и сам кронпринц играл на ней лично.
 
Не меньшее значение «моцартовской дипломатии» было и в 2018 году во время официального визита президента Австрии Александра Ван дер Беллен в КНР: на официальном банкете в честь австрийской делегации семилетняя скрипачка Анна Цецилия Пфёсс (2012) из Эльсбетена под Зальцбургом исполнила на детской скрипке Моцарта произведения, сочинённые юным композитором на родине в Зальцбурге, а также австрийские и китайские народные мелодии. Акомпанировал ей президент Фонда Моцартеум. Летом того же 2018 года концертная скрипка Моцарта («Коста») побывала во Львове на фестивале классической музыки LvivMozArt; в финальном концерте австрийский скрипач Франк Эрик Стадлер исполнил на этом инструменте скрипичный концерт композитора. Не на территории РФ, но её ведущие музыканты - Юрий Башмет и Сергей Стадлер - держали в руках и играли на личных инструментах Моцарта (альте и концертной скрипке).

Замысел празднования в Воткинске в начале мая этого года соединял бы звучание двух уникальных свидетельств - рояля, на котором играл в детские годы Чайковский, и скрипки Моцарта, которого российский юбиляр называл «самым солнечным композитором мира» и во многом, по собственному признанию, ему был обязан своим профессиональным вступлением в музыку. Гений одного озаряет другого. Так часто случается в энергии творцов.

Немного о самом инструменте - скрипке "Коста":
эту скрипку изготовил в 1764 году итальянский мастер Пьетро Антонио далла Коста (1697-1770) из Альбы. Он был представителем венецианской школы скрипичного дела, но большую часть своей жизни работал в Тревизо. Есть предположения, что недолго он также работал в Венеции и в Мантуе, хотя его «марка» не упоминается в этих местах. Работы далла Коста чрезвычайно редки, и несколько оставшихся примеров показывают специалистам и музыкантам, что он был мастером с исключительными способностями. Признают, что в его работах очевидно влияние братьев Амати, но модели Коста более устойчивые, с большими f-отверстиями на верхней деке, что принципиально влияет на звук инструмента наравне с другими параметрами (толщиной дек, материалом грифа, струнами). Моцарт пользовался этой скрипкой в свой последний венский период жизни.

После смерти композитора скрипка "Коста" была в пользовании музыкального издателя Йоганна Антона Андре из Оффенбаха (Гессен), который купил её у вдовы композитора в 1799 году. В 1840-ом он продал инструмент Хайнриху Хенкелю, чей сын, скрипач Карл Хенкель, получил его в наследство. В 1909 году скрипка оказывается в Лондоне во владении компании "W.E.Hill & Sons" до 1988 года. Затем её приобретает крупный промышленник и меценат Бертольд Лайбингер из Штутгарта для домашнего музицирования. Его дочь, г-жа д-р Никола Лайбингер-Каммюллер, унаследовала в 2005 году от отца индустриальный концерн "Trumpf GmbH + Co. KG". Инструмент был приобретён ею частным образом и подарен Фонду Моцартеум. Дарительница, как и Фонд, едины во мнении, что этот великолепный инструмент должен демонстрироваться в музеях Моцарта в Зальцбурге и регулярно вместе с другими оригинальными инструментами композитора использоваться по назначению.
 
Директор музея-усадьбы Чайковского в Удмуртии, Татьяна Неганова, сотрудники, гости и музыканты в России ожидали в гости именно этот инструмент. 13 марта этого года стало известно, что «в связи со сложившейся международной эпидемиологической обстановкой выезд австрийских специалистов из страны запрещен».
Будем надеяться, что это не последняя возможность услышать концертную скрипку Моцарта в России.


09.09.2020