Серко и Рыжуха

Алла Жарикова
- От кабы в мени хлопчик був, то коников  бы з выпасу прийгнав…

   Ну вот, опять батя затянул свою песенку. В нашей донской  станице все говорят на такой смеси русского и украинского языков. Так уж получилось, что у них с мамой рождались одни девчонки, а я самая старшая. Мне пятнадцать.  Очень люблю лошадей и верхом езжу не хуже хлопцев одногодков. Местные бабы непременно осудят, если девчонка на коня верхом сядет: « Тьфу, срамница, коника окорячила!». И ещё чего похлеще  добавят. Пока  у подружки, соседской Польки, не подрос  братишка Миколка, мы в табун с ней бегали. Я за Рыжухой, она за Карюхой. От табуна до крайней хаты галопом наперегонки, а там слезали и чинно вели кобыл в поводу. Но вот уже второй год  за Карюхой бегает Миколка.  А у нашей Рыжухи родился  Серко. Ему пошёл третий год.  Даётся  жеребчик только мне, поэтому я по-прежнему  пригоняю коней домой. Батя  строго-настрого запретил мне садиться на Серка, но он такой резвый, слушается меня, и соблазн велик. Я приманиваю жеребчика солёным сухарём, запрыгиваю на него с поваленной ветлы и мчусь без седла и уздечки к станице, аж слёзы из глаз встречный ветер выбивает, а Рыжуха за нами скачет. Эх, была бы я мальчишкой, ездила с хлопцами в ночное, скакала с ними наперегонки. Попробовали бы они догнать  меня на Серке.
   Два дня вдали за станицей слышалась ружейная стрельба и стрёкот пулемёта. Гражданская война и до наших краёв добралась . Мама с сестрёнками схоронились в погребе, а мы с батей отогнали корову и коней к Дону в камыши. Красные, отступая, быстро проскочили станицу, белые их не преследовали, и мы возвратились домой. Они пришли через день, едва рассвело, мама как раз корову доила. Вбежала в хату с криком.

   - Девки, а ну, быстро на чердак и в солому заройтесь.
   - Мать, а как же корова, а кони? Может, я поспею? – засуетился батя.

   Он не успел. Хата наша самой крайней была, и во двор уже въезжал на вороном коне офицер, его сопровождали четверо верховых. Спешились, коней к плетню привязали, но подпруги не ослабили, значит дальше поедут. Офицер что-то своему вестовому сказал, тот побежал исполнять приказание, а остальные стали по двору, да по сараям шарить.

  - Эй, хозяева, есть  кто в хате? – крикнул офицер.
   Батя  вышел во двор, чуть голову наклонил.
   - Вот он я, хозяин.
   - Кони есть?
   - Есть, да только кобыла старая, некованая, а жеребчик ещё молоденький, не заезженный.
   - Поговори у меня! Веди!

   Сёстры в соломе сидят, а я у чердачного окошка затаилась, всё вижу и слышу. Вывел батя  во двор Рыжуху и Серка.  Офицер мельком посмотрел на кобылу и приказал своему солдату

- Кобылу в обоз!

   Потом  Серка стал оглядывать. А он увидел, что мать уводят, натянулся струной, заржал, шею выгнул, хвост на отлёте.  Сам серый, а хвост и грива белые  - красавец!  Батя, когда Рыжуха в охоту пришла, водил её в соседнюю станицу к жеребцу с завода графа Орлова, тот тоже серый был, так Серко в него пошёл.

   -  Вот это жеребец! – присвистнул офицер. – А ну, быстро сюда седло и уздечку.

   Сердце так и сжалось от страха – уведут моего любимца. Хотела выскочить из дома, закричать  « Не трогайте коня!», но сестрёнка в подол вцепилась, захныкала « Маруся, не уходи, нам страшно». Пришлось  остаться. Принёс солдат седло кожаное, коричневое, нарядное и уздечку в тон ему. Серко доверчивый. И трензель взял, и подпруги дал затянуть, только чуть  всхрапывает, да ногами перебирает.  Лихо вскинулся офицер в седло, чуть присел на задние ноги жеребец. И вдруг  как взвизгнет,  прыгнул  высоко вверх  извиваясь, и так резко лягнул, что офицер моментально вылетел из седла. Сильно ударился о землю,  аж  в груди у него  громко квакнуло.  А Серко перескочил через плетень и умчался в степь вместе со всей красивой амуницией. Солдаты офицера подняли, тут вестовой прибежал, размахивая руками, что-то сообщил.  Офицер с трудом взобрался на своего вороного, и  вскоре станица опустела. Громко голосили бабы – у кого коня увели, у кого корову. Нашу не взяли, она недавно на сук напоролась, и рана гноилась. А вот кони… Мы все очень горевали, я-то все глаза выплакала.

   Серко вернулся домой на следующий день к вечеру в офицерском седле, с разорванной уздечкой.  Через неделю и Рыжуха  вошла во двор, запряжённая в передок разбитой телеги.

* * *

   Давно эту историю рассказала мне моя бабушка Мария. Ей я посвящаю свой рассказ.