Джеронимо ищет дорогу Иисуса

Юрий Дым 61
                Джеронимо ищет дорогу Иисуса.

               https://www.facebook.com/wmichaelbooks/


 

Джеронимо верил, что обладает сверхъестественной силой, дарованной ему Богом - создателем апачей - Уссеном. Он обладал даром «видеть» события, происходящие далеко в пространстве и времени, чувствовать направление движения врага, и еще он обладал целительной силой. Уссен сказал ему, что пули не убьют его, что он умрет естественной смертью, лежа в постели. И так оно и случилось.  Дары силы от Уссена должны были использоваться для помощи людям, и как таковые получатели этой силы были известны как di-yens, знахари-мужчины, или женщины. Если этой силой злоупотребляли, чтобы причинить вред людям, то человека, злоупотреблявшего священным даром, считали колдуном.  Если такого вдруг обнаруживали, то его сжигали, часто вверх ногами, привязанным (к колесу повозки), на медленном огне. Для апачей их духовная жизнь была неотделима от их ежеминутной физической жизни. Таким образом, одна из величайших битв Джеронимо произошла, когда он искал путь Иисуса.
В соответствии с  так называемой «политикой мира» президента Гранта, служители и члены церкви были выбраны в качестве агентов для индейцев. Были отобраны и идентифицированы с каждым племенем определенные деноминации. Голландская реформатская церковь, (голландская ветвь Пресвитерианской Церкви), была выбрана для апачей. Церковь послала своего первого миссионера, служителя из племени чокто, Фрэнка Холла Райта (отец его был индеец чокто, а мать – шотландская ирландка), одаренного евангелиста, к индейцам в юго-западной Оклахоме в 1895 году.

               

Однако, армия не позволяла ему работать с недавно прибывшими апачами около трех лет. Когда армия сняла свой запрет на миссионеров, приближающихся к чирикауа в форте Силл, то командующий (заменивший капитана Хью Скотта), лейтенант Фрэнсис Генри Бич, разрешил Райту и доктору Уолтеру К. Роу, основавшему миссию среди шайенов, созвать Совет заключенных, чтобы представить план миссии. Совет постановил, что миссия сосредоточит свое внимание на школе для детей, что избавит многих из них от необходимости уезжать в школу-интернат в Анадарко. Выражая общее мнение своей группы, Джеронимо встал и сказал:  «Я, Джеронимо, и эти другие, теперь слишком стары, чтобы идти по твоему пути Иисуса. Но наши дети еще молоды, и я и мои братья будем рады, если дети узнают о Боге белого человека».
С разрешения Военного Министерства, здания миссии были построены примерно в двух милях к северо-западу от поста в защищенной лощине, которую на картах называли «чашей для пунша» (Punch bowl).  Первым зданием была маленькая каркасная школа. Мод Адкиссон (Maud Adkisson) приехала в августе 1899 г. в качестве первого миссионера, а  Ф. А. Мозли (F.A. Moseley) - в качестве учителя. Анна Батей была нанята в качестве воспитательницы детского сада. Зимой 1899/1900 года, в школу поступило от пятидесяти пяти до шестидесяти детей, которые к счастью их родителей, не были отправлены в Анадарко. Детей постарше все еще отправляли в интернат, обычно в Чилокко.

Голландская Реформатская церковь была основана в здании миссионерской школы 30 сентября 1900 г. преподобным Райтом и доктором Роу, в составе двадцати двух членов. Скаут Ноче присоединился к ним первым. В конце концов за ним последовал Чиуауа, а затем и Найче, чья приверженность была настолько искренней, что он изменил свое имя на Кристиан Найче (а позже также назвал и своего сына Кристианом), и Чато также, стал членом общины. Были также возвращающиеся из Карлайла выпускники, которые стали христианами. Среди них были Джейсон Бетцинез и  Benedict Jozhes (по-видимому, пара), Джеймс Кайвайкла и его жена Дороти Найче, а также Рамона Чиуауа, бывшая замужем за Даклуги, который, хотя и не был членом Церкви, но всегда посещал службы, вместе с ней. Зи-йе, жена Джеронимо, уже приняла христианство через Католическую церковь (вероятно, в результате влияния монахинь, когда она была заключенной в форте Марион).

Каждое лето, на территории Миссии часто проводились лагерные собрания под большим шатром, и индейские семьи, посещавшие ежедневные службы, устанавливали вокруг него палатки. Джеронимо, видя, что его влияние ослабевает, молча удалился в деревню, где он был старостой, и настроен был против миссии. На лагерном собрании летом 1902 года, Зи-йе поставила палатку, и Джеронимо появился там в воскресенье, в последний день собрания. Преподобный Райт нашел его, и после серьезного разговора Джеронимо пообещал прийти на вечернюю службу. Во время службы он неподвижно сидел в первом ряду, сложив руки на коленях. Ближе к концу службы он вскочил на ноги, и произнес страстную речь, сказав, что дорога Иисуса была лучшей, и заканчил словами: «Теперь мы начинаем верить, что белые христиане любят нас».

Миссионеры ободряли его, но видели в его речах «жилку самомнения», и поэтому не решались принимать его в члены Церкви. Прошел год, в течение которого Джеронимо переживал периоды смирения и мягкости, а затем высокомерия и пьянства. В июле 1903 г.  лагерное собрание проходило на краю «чаши для пунша», среди дубов на Медисин-Блафф-Крик. Джеронимо накануне был сброшен с лошади Зи-йе, и тяжело ранен. Не присутствуя на утренней службе, он ехал медленно, едва в состоянии сидеть в седле, в жаркий полдень. Он вошел в большую палатку, и Найче подошел к нему и сел рядом. Джеронимо обратился к собравшимся на языке апачей, а Бенедикт Жозе перевела его слова: «Он говорит, что находится в темноте. Он знает, что он не на правильном пути, и хочет найти Иисуса». Говорили, что лицо Найче пылало от радости. В последующие дни они объяснили Джеронимо, во что они верят и почему, и на последней службе он принял веру. Он сказал: «Я стар и сломлен этим падением, которое у меня было. У меня нет друзей, потому что мой народ отвернулся от меня. Я полон грехов, и я иду один в темноте. Я вижу, что у вас, миссионеров, есть лучший способ изгнать грех из сердца, и я хочу пойти по этому лучшему пути, и удерживать его до самой смерти».

 

Доктор Уолтер Рои поговорил с ним наедине и узнал, что Джеронимо, несмотря на внешность, внимательно слушал то, чему учили в воскресных проповедях в течение всего предыдущего года, и учился на этом. Через неделю Джеронимо крестили, и после церемонии Найче обнял его, а женщины и дети прильнули к его рукам. Два года спустя Джеронимо сказал Барретту, который писал его автобиографию, что он всегда был религиозным, и что он нашел много общего между своими старыми убеждениями, и новыми. Он не отбросил верования, которыми жил почти всю свою сознательную жизнь, но дополнил их. Он не находил никакой разницы между христианским богослужением, и священными церемониями своего народа, такими как  Haheh, церемония бракосочетания. Эта точка зрения согласуется с верой отца Брауна, францисканского монаха, служившего при мескалеро в начале и середине двадцатого века, но вероятно, гораздо более либеральной, чем вера миссионеров, крестивших Джеронимо. Джеронимо сказал Барретту: «Я верю, что Всемогущий всегда защищал меня», что показывает, что он все еще доверял силе, которую дал ему Уссен, хотя и выражал ее как христианин.

Какое-то время после своего обращения, жизнь Джеронимо казалась чистой, как свежевыпавший снег, но в конце концов он не смог устоять перед запретными удовольствиями - лихорадочных ставок на скачках, азартных игр во все подряд, но особенно в карты, и - бутылки хорошего виски, куда ж без него…  Преподобный Леонард Л. Легтерс, ставший священником Церкви в 1906 году (и вскоре женившийся на Мод Адкиссон из миссионерской школы), умолял Джеронимо отказаться от своего скатывания обратно в грех.

 

Но Джеронимо сказал Легтерсу, что правила оказались для него «слишком строгими», и он решил вернуться к старым верованиям своих отцов. Около 1907 г. он был отстранен от членства в Церкви. По словам Энджи Дебо, «на протяжении всей своей жизни Джеронимо, казалось, был одним целым -полностью интегрированной личностью – но ясно, что этот религиозный эпизод внес в его жизнь духовный раскол, который никогда не закрылся. В то же самое время его сила, поддерживающая его долгую жизнь, казалось, рушилась».

Менее чем через два года после того, как его отстранили от церковного служения, Джеронимо подхватил воспаление легких, и скончался в феврале 1909 года. На его похоронах присутствовало все племя, и много белых людей из Лоутона. Найче, высокий и прямой, с важностью вождя, стоял на краю могилы, и заговорил первым. Он вспомнил дни, проведенные ими на тропе войны, храбрость и мастерство вождя Джеронимо, и то, как он остался верен миру, которому посвятил себя, сдавшись в плен. Но он отказался принять христианство, и таким образом потерпел полную неудачу в самом главном. В заключение, Найче призвал собравшихся вокруг него людей, помнить о примере Джеронимо.