Самокат

Генна Влас
                - 1 -

Виктор Петрович теперь смотрит с интересом и восторгом, а порой даже с удивлением, на ребят самого разного возраста, гоняющих на самокатах по асфальтированным аллеям,  тротуарам и дворовым площадкам. Но в основном это, конечно, дети, которые по возрасту ему во внуки годятся.
- А ведь такого почему-то не было, когда мои ребята подрастали, - думает он при этом.
- Создаётся впечатление, что эту чудесную машину для детей только-только изобрели и сразу запустили в производство. Причём, не у нас, а где-то там, на шустром и всё успевающем Западе, или на японо-корейском Востоке, да и Китай теперь всегда готов в этом плане подсуетиться.
- Но ведь это не так … И мы сами давно самокаты умели строить.
А в этом своём последнем утверждении Петрович абсолютно уверен.
- Да, да … Абсолютно уверен, - приходит он к заключению и щиплет легонько себя за ухо, как бы убеждаясь этим, что он не бредит и с ним всё пока в порядке.
- Конечно, большой моды, как теперь, на самокаты у нас не было, но у меня-то был настоящий, мало чем отличающийся по конструкции от теперешних самокатов, на которых резво снуёт вся современная ребятня, - вспоминает он.
Тогда он не ходил ещё в школу. И в то время в доме своего старшего друга, Васи, наткнулся на толстенную и интереснейшую книгу, точное название которой он теперь, к своему сожалению, уже не помнил. Но что-то вроде этого: «Конструкции своими руками».
- Замечательная была книга для нашей ребятни, - вспоминая, подумал Петрович.
Ребятам тогда казалось, что по рисункам, чертежам и советам, собранным в этой книге, можно смастерить себе всё, что угодно. Можно, например, построить себе такое, что и в магазине «Культтовары» невозможно встретить. И это было истинной правдой.
Ему тогда было лет семь, а его другу, Васе, двенадцать.
И вот как-то, когда семилетний Витя разглядывал рисунки и чертежи самоката из той удивительной книги, к нему подсел друг Вася и спросил:
- Хочешь такой же?
А уже через несколько дней во дворе Васиного дома, который был через улицу от дома младшего друга, закипела интересная работа.
Удивительным человеком казался этот Вася, и к своему младшему соседу относился он совсем, как себе равному. Тогда ведь любой местный на улице Ленинской их посёлка мог подтвердить, что рассудительней и порядочней Васи вряд ли кого он мог бы назвать. И руки у Васи были золотые, как это принято у нас говорить о прирождённых талантах и умельцах.
Ему бы всё самому надо было мастерить и строить. Благо, для этой цели в его доме хватало всяких столярных и слесарных инструментов. Но ещё более удивительно, даже по тем послевоенным временам, было то, что обычно Вася мастерил и строил не лично для себя, а для ребят всей своей улицы и её округи.
Городки (чушки с палками-битами) было дело его рук … Самострелы, стреляющие стрелами с наконечниками из жести от консервных банок по расчерченным и изготовленным им же мишеням … Даже шашки и шахматы, вырезанные им из липы и отшлифованные наждачными шкурками, с досками им же красочно оформленными, мало уступающими магазинным … Для рыбалки за удилищами они шли в то время на гору, где участок леса после порубок состоял сплошь из лещины-орешника. Там подбирали молодые и ровные побеги достаточной длины, а когда приносили их во двор Васиного дома, то очищали их от коры и крепили, загибая по длине гвозди, пришпиливая к тесовым воротам на просушку. После этого удилища становились ровными и лёгкими.
- Тебе поплавок для удочки, какой сделать?- спрашивал он младшего друга.
- Давай из обожжённой пробки и с гусиным пером, - отвечал тот.
Именно такие поплавки почему-то более всего нравились в то время Витюше.
- Ну, а самокат?- спросите вы …

                - 2 -

А тот самокат, который по настоянию друга стал сразу Витиным, оказался вершиной мастерства и, не побоюсь этого слова, творческого успеха друзей.
Конечно, никаких специализированных колёс-роликов для самоката того времени в рабочем посёлке разумеется было не найти. Были ли таковые в стране? Сложно сказать. Хотя, видимо, и в стране не было. Ведь и ролики, и роликовые коньки, и лыжи на роликах появились гораздо позже. Но и на роликах фабричных не очень-то покатаешься на сельских грунтовых дорогах.
И, слава Богу, что через тот рабочий посёлок пленные немцы проложили автомобильную трассу Москва-Куйбышев (или сегодня трасса М-5 Москва-Самара). Интенсивного автомобильного движения по ней в то время не было, и она вполне годилась в те, уже далёкие времена, для катания на самокате.
Вот поэтому вполне подошло использовать вместо колёс-роликов стальные подшипники, которые несложно было раздобыть в то время на местной МТС (машинно-тракторной станции).
Конечно, хороших скоростных характеристик у такой машины добиться было невозможно, но она ездила и катилась по трассе с разбега или с горки, и управлялась на поворотах, а местная ребятня гурьбой бежала за ней и просила дать прокатиться.
Всё, кроме подшипников, в том самокате было выполнено из дерева: деревянная дощечка внизу для ног, деревянные чушки-оси подшипников, деревянный столбик-руль с верхней деревянной поперечной планкой для рук.
Трудно, однако, было рассчитывать на долговечность такой конструкции. Подшипники забивались пылью и песком, их надо было часто промывать керосином, которым в те времена заправляли примусы и керосинки, а в зимнее время подшипники ржавели и после не хотели работать в качестве колёсиков самоката.
Теперь же эти детские и полудетские самокаты на роликах-колёсах буквально летают по нашим асфальтированным дорожкам к общему восторгу детей и взрослых. А, появившиеся в последнее время малогабаритные мощные и надёжные аккумуляторы для них с приводом, уже позволяют назвать эту нехитрую инженерную конструкцию «настоящим самокатом».
Правда, сам Петрович, как бывший инженер, не признаёт существенными отличительными особенностями все эти дополнительные новинки в конструкции и прибамбасы, которые позволяли бы говорить о современном самокате, как о новом техническом изобретении.

Сентябрь 2020 г.