Евгений Онегин. Любил ли он Татьяну?

Дневник Влюбленной Женщины
Несколько раз в год я перечитываю роман Пушкина «Евгений Онегин»,  люблю это произведение. Недавно узнала, что с первой публикации романа шли обсуждения и споры: любил ли Онегин Татьяну?
Я всегда  считала, что нет. Не способен на настоящую любовь этот избалованный женским вниманием эгоист. Но все же….
На этот раз я взяла книгу, что бы понять: любил ли Евгений Онегин Татьяну Ларину.

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть». Евгений получил легкое домашнее образование, и этого было достаточно, что бы в восемнадцать лет покорить свет, который решил «что он умен и очень мил». Он знал французский, умел танцевать, чуть-чуть латыни, но лучше всего он освоил «науку страсти нежной». 
Артистизм, лицемерие, красноречие, любовные письма, злословие – Онегин возвел это в искусство обольщения. Все ради цели «добиться тайного свиданья… и после ей наедине давать уроки в тишине!»
Евгений вел жизнь свободную, ничем не отягощенную: просыпался после полудня, прогулки на бульваре, рестораны, театры, балы, засыпал под утро. Он один из многих, представитель молодежи изнывающей от лени, боящейся каких-либо серьезных занятий для тела, ума и души. Единственно к чему Евгений относится серьезно: «в своей одежде был педант и то, что мы назвали франт. Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил».
Однообразная жизнь среди вседневных наслаждений с блистательными победами у женщин; злословие к соперникам; изобретательность, которая ни одного мужа сделала рогоносцем – все это рано надоело Онегину. «Ему наскучил света шум; красавицы не долго были предмет его привычных дум; измены утомить успели; друзья и дружба надоели». «Русская хандра им овладела понемногу».
Евгений стал реже бывать в свете, пробовал писать, читал книги, но ничто не могло его увлечь. Он стал угрюм, язвителен, желчен и мрачен. Хотел путешествовать, но смерть отца оставившего его без наследства, отменила эти планы. Однако смерть дяди сделала его финансово независим. Устав от света,  зная о нем все, Онегин отправляется в деревню за новыми впечатлениями, «потом увидел ясно он, что и в деревне скука та же,… хандра ждала его на страже».

«Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок», - как нравятся мне эти строки,  ласковые и добрые, словно утреннее солнышко. Для Онегина же деревня стала временным пристанищем. Соседей он избегал. Уезжал почти у них на глазах из имения «лишь только вдоль большой дороги заслышит их»,  поэтому «все дружбу прекратили с ним».
Исключением стал молодой сосед Владимир Ленский, приехавший недавно из Германии.
«Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Разные по возрасту, по жизненному опыту, по суждению и взглядам обо всем, они  «скоро стали неразлучны».
Онегин не любил и презирал людей, но Ленский был ему интересен своей наивностью, верой в дружбу, любовь, верность. «Он слушал Ленского с улыбкой…, и думал: глупо мне мешать его минутному блаженству; и без меня пора придет; пускай покамест он живет и верит мира совершенству». Они спорили, читали, рассуждали о науках, «но чаще занимали страсти». «Онегин говорил о них с невольным вздохом сожаленья». Ленский же «простодушно обнажал… его любви младую повесть», он любил соседку Ольгу. От него Онегин впервые услышал о ее старшей сестре Татьяне Лариной.
Так как Ленский все вечера проводил у Лариных, Онегин просит представить себя им, что бы увидеть невесту друга своего.
***
Познакомившись с предметом обожания Ленского Ольгой, Онегин сказал: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». Татьяна больше подходит на роль Музы своим печальным видом.
К моменту встречи Евгения и Татьяны, Онегин – эгоист, уставший от света, разврата, развлечений; бездельник, не дающий себе труда заняться каким-то делом, взять на себя ответственность. «Был жертвой бурных заблуждений и необузданных страстей». «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; откажут - мигом утешался; изменят - рад был отдохнуть. Он их искал без упоенья, а оставлял без сожаленья…»

Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, «Онегин живо тронут был», «и вспомнил он Татьяны… бледный цвет и вид унылый». «Быть может, чувствий пыл старинный им на минуту овладел; но обмануть он не хотел доверчивость души невинной».
Хотя это и не поторопило его написать ответ. Он приехал лично через пару дней, что бы объяснить, что если бы задумался о женитьбе, «то верно б, кроме вас одной, невесты не искал другой». По моему это было сказано, что бы смягчить удар отказа, ведь Татьяна не нравилась Онегину. Во всяком случае, физически она его не привлекла. Признание, что семья не его будущее, «супружество нам будет мукой», полностью соответствовало его желаниям. И как утешение: «Я вас люблю любовью брата». «Полюбите вы снова: но… учитесь властвовать собою…. К беде неопытность ведет».
Благородно, не правда ли? Сложно судить из чего он исходил. Действительно ли от желания уберечь неопытную девушку, или из лени. Ответь он на ее чувство ради развлечения, закончилось бы все тем же – скукой. Серьезные же отношения требовали труда души и ума, а это так сложно привыкшему к ничегонеделанью человеку.

Пока влюбленная Татьяна страдает от любви, жизнь Онегина идет своим чередом. «Прогулки, чтенье, сон глубокий,… порой белянки черноокой младой и свежий поцелуй». Так приходит зима. Ленский передает Онегину приглашение на именины Татьяны. Узнав, что гостей там не ожидают, решил поехать.
Однако на именины съехалась вся округа, и это рассердило Евгения, а увидев полуобморочное состояние именинницы в которое впала Татьяна при встрече с ним, «надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить».
Когда до Онегина дошла очередь поздравлять Татьяну, «ее смущение, усталость в его душе родили жалость: он молча поклонился ей, но как-то взор его очей был чудно нежен». Было ли это искренне или он «кокетствуя, шалил» не знает автор, не пойму и я. Но дальнейшее поведение Онегина все же заставляет меня считать, что это была игра искусного актера.
«К минуте мщенья приближаясь, Онегин, втайне усмехаясь, подходит к Ольге». Опытный обольститель он умело занимает все ее внимание. Танцует с ней, беседует, смешит, чем всех приводит в изумленье. Ленский ревнует. «Не в силах Ленский снесть удара;… выходит, требует коня…. Две пули – больше ничего – вдруг разрешат судьбу его».

«Заметив, что Владимир скрылся, Онегин, скукой вновь гоним, близ Ольги в думу погрузился, довольный мщением своим». Его не интересовало ни мнение людей, не муки непонимания и ревности любившей его Татьяны. Он спокойно уехал домой, спать. Получив поутру вызов на дуэль, «без лишних слов сказал, что он всегда готов».
Потом же недоволен был собой, признал: что был неправ пошутив над «любовью робкой, нежной», что Ленского он понимает, но… испугался сплетен «шепот, хохотня глупцов» и на попятную не пошел.

 Проспав время дуэли, Онегин опоздал, слугу назначил секундантом. Такое пренебрежение к дуэли? Онегин не хотел стреляться, но и на примирение не готов был пойти первым. Надеясь на случай, на авось, что все разрешиться само собой малой кровью, но… «Онегин выстрелил…. Младой певец нашел безвременный конец!»

«Убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов до двадцати шести голов, томясь в бездействии досуга без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел». Онегин переживая смерть Ленского, уезжает путешествовать, но «и путешествия ему, как все на свете, надоели».
Вернувшись, он отправляется на бал, где видит женщину, которая ему кого-то напоминает. «Ужель она? Но точно… Нет…И неотвязчивый лорнет он обращает поминутно на ту, чей вид напомнил смутно ее забытые черты». Узнав у друга детства, что это его жена – княгиня, в девичестве Ларина, Онегин ждет, что она смутиться при встрече с ним. «Но и следов Татьяны прежней не мог Онегин обрести».
Это его озадачило. Ведь она его любила, она признавалась ему в любви, он объяснял ей почему не может ответить взаимностью. Ну и что, что он ее не узнал! Она-то любила его! Она должна хоть как-то проявить себя. Онегин везде ездит за ней, что бы еще и еще раз наблюдать за ней и наконец-то убедиться, что она не равнодушна к нему.

Его не интересовала та Татьяна из деревни – несмелая девочка, бледная, простая…. Его желание воспылали «равнодушною княгиней, непреступною богиней роскошной, царственной Невы».

Евгений влюбился, но влюбился той любовью, которую он знал. Любовью плотских желаний. «За ней он гонится как тень; Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо, или коснется горячо ее руки…»
Но… вся его наука обольщения не действуют на Татьяну. « Она его не замечает, как он не бейся, хоть умри». Онегин заболел от «любви» - от неудовлетворенного желания, и как последнее спасение признается в любви в письме к Татьяне.
Он пишет его так же, как писал прежде другим. Отдает должное ее гордости и положению. Вкратце вспоминает ее письмо и несчастного Ленского, смерть которого якобы помещала его возможному чувству к ней. И как же он наказан теперь, видя ее и понимая, что он потерял. Чуть-чуть жалоб, что дни его сочтены, что она слишком сурова к нему, слезные просьбы о встрече.
Онегин пишет о себе, только о себе. Любил бы он Татьяну душой и сердцем, он бы не писал ей: «Когда б вы знали, как ужасно томиться жаждою любви, пылать – и разумом всечасно смирять волнение в крови». Если бы он  любил, он бы вспомнил, что все это она уже прошла, все это пережила тогда в деревне. А если так, то где просьбы о прощении? Где слова понимания боли ее любви? Их нет! Нет, потому что Онегин жаждет Татьяну физически, жаждет как запретный плод. Ни ее любовь, ни ее душа ему не нужны.

Не получив ответа, он пишет еще и еще. Он ищет в ней то поведение женщины, которая вот-вот уступит, которая только боится огласки. «Где смятенье. Состраданье? Где пятна слез? Их нет, их нет!...может быть, боязни тайной, чтоб муж иль свет не угадал проказы, слабости случайной… Всего, что мой Онегин знал…»
Он покидает свет, запирается у себя, читает, вспоминает, пытается писать…
Весной он едет к Татьяне, где и состоится их последний разговор, вернее ее исповедь.
«В тоске безумных сожалений к ее ногам упал Евгений». Впервые он услышал женщину, впервые понял ее любящее сердце; осознал насколько ей ближе простота деревенской жизни и тяготят обязанности в свете; как дорого ей прошлое, в котором остались то первое чувство и светлые  мечты о взаимности; как не смотря на всю боль пережитую из-за Онегина, Татьяна ценит его сердце и ум; но приняв однажды решение, она не поддастся искушению, чтоб не причинить боли любящему ее мужу.

«Она ушла. Стоит Евгений, как будто громом поражен. В какую бурю ощущений теперь он сердцем погружен!»
 Впервые любовь к женщине встала на первое место, отодвинув эгоизм Онегина. Впервые он был готов слушать, понимать и испытать настоящую любовь. Любовь ума, сердца и души. Он полюбил Татьяну именно тогда, когда потерял навсегда.
***
Пушкин писал роман десять лет, он многое иначе задумывал, но жизнь меняла его и менялись его герои. Видимо были у него причины закончить роман именно так: в последний момент подарить Евгению Онегину любовь, которая изменит его, потому что  душа его начала любить, а значит жить.