Телохранители

Евгений Боровицкий
   В милицию, оказалось, устроиться не так легко. Помог родственник по супруге. По его звонку меня без проволочек приняли в отделе кадров УВД города. Инспектор кадров старший лейтенант Дук с интересом посмотрел на очередного блатника. Коренастый, плотный с короткой стрижкой и крепким рукопожатием, он произвел на меня приятное впечатление.

-Ну, что? Будешь экспертом-криминалистом. Пройдёшь комиссию и недели через три ко мне. – И кадровик выдал мне направление на обследование.
Кто такой эксперт-криминалист я не знал, да мне в то время было всё равно. Меня беспокоил анализ крови из вены. После драки в семнадцать лет у меня постоянно повышен билирубин. Почему? Так и не определили. Из-за этого я не стал переводиться служить в ВДВ, а сейчас могу не попасть в милицию. Но, пронесло. Медики брали анализ крови только на венерические заболевания.

 В три недели я не уложился. Помимо здоровья, кадры проверяли всю мою родословную. Пришлось мне больше месяца валять дурака. Сижу я как-то в те дни в парке напротив цирка. Конец лета, жара. Останавливается у моей скамейки молодая красивая цыганка. Не удивляйтесь, именно красивая. Ни до, ни после я таких больше не видел. Обычно цыгане ко мне не пристают. За своего может, принимают? Я смуглый, худой с черными глазами. Лет в девятнадцать на вокзале я сам пристал к одной цыганке – погадай. Она взглянула на меня, мгновение поколебалась и согласилась. Попросила мою руку, потом копеечку, потом две. Затем потребовала у меня все деньги. Мол, я должен быть без них, а то мне хуже будет. Я, как честный студент, выгреб всю мелочь из карманов – копеек девяносто.
-Бумажки, бумажки нужны! – требовала цыганка.
Я уже и сам понимал, что нужны бумажки для моего же блага. Но, не было у меня тогда ни рубля. В отчаянии я достал из кармана серебряную шведскую крону. На ней была изображена женщина. Мне монета очень нравилась, и я всегда носил её с собой. Цыганка поняла, что я пустой.  Крона не произвела на неё никакого впечатления. Она вернула мне серебряную монету и стала быстро закруглять гадание. Напоследок вручила мне двухкопеечную монету на моё счастье. Вся остальная мелочь осталась у неё. Да я и не мог потребовать их обратно, а то у меня случится что-то ужасное. Я понял, в чём соль любого гадания и за это свое понимание я заплатил меньше рубля. Не так плохо.

Цыганка внимательно  меня рассмотрела и говорит:
-Молодой, дай погадаю, судьбу расскажу.
Я отрицательно помотал головой, а потом добавил:
-Денег нет.
-Я тебе и так скажу без денег. – Я с интересом посмотрел на эту красавицу. – Ты больной человек, но век твой будет долог. А сейчас ты идешь из одного казённого дома в другой. – Наверное, в лице я переменился. Цыганка насладилась произведённым эффектом, развернулась и ушла. Я же продолжал сидеть пораженный её проницательностью.

Через месяц я был уже под знамёнами МВД экспертом криминалистом в оперативно-техническом отделе. В мои задачи входило – выезжать в составе оперативной группы на места преступлений, фотографировать, находить и фиксировать следы, а потом исследовать их. Моим начальником был капитан с фамилией Фаскевич. Я не имел специального образования, и мой непосредственный начальник стал моим первым наставником в криминалистике.

 Года через два к нам на практику прибыли венгерские эксперты, проучившиеся в Москве два года. Когда их представляли нашему начальнику и назвали его фамилию Фаскевич, они чуть сдержали смех. Потом, когда мы познакомились ближе, они мне сказали, что по-венгерски слово «фас» обозначает мужское достоинство.

А венгры мне понравились, умные, деликатные, с тонким чувством юмора. Когда мы толкались в тёмной фотолаборатории, и я случайно наступил Отвашу Золтону на ногу, он не возмутился, а очень спокойно, с характерным мягким акцентом сказал:
-Спасибо Женя! – после такой благодарности становилось очень неудобно за свою неуклюжесть.

Они же научили меня качественно делать фотографии и готовить котлеты. Нет, печатать фотоснимки я умел и до встречи с ними. Но, как у нас обычно – все делается быстро и абы как. И даже когда времени много, и ты хочешь что-то сделать хорошо – ничего не получается. Венгры работали медленно и качественно. Они очень удивлялись, наблюдая, как мы по требованию любых начальников раздаём фотоплёнку. Недоуменно качали головой, когда увидели нашу вспышку для фотосъемок «Луч», размером с дипломат.
-Женя, у Вас много денег идет на агитацию, красные уголки, и очень мало на специальную технику. - Что я мог возразить на это.

 Моя семья куда-то съехала на лето, и я пригласил венгров к себе домой. После нашей общаги они прибалдели от унитаза с седалищем, пластинок Баха, которые я собирал и возможности приготовить в турке настоящий кофе. Я вообще не любитель кофе, но когда Золи сварил в турке кофе и налил мне самую малость в чашку, и я попробовал этот напиток – понял, что никогда не пил настоящий кофе. Тёмная жидкость была плотная и тягучая. Два глотка и  в груди начитает стучать сердце, разгоняя по телу заряд бодрости и силы. А потом венгры на моих глазах приготовили котлеты.

-Евгений, главное красный перец. Он растворяется в желудке и, поэтому, пересыпать его не возможно. – И они сыпали перец до тех пор, пока фарш не становился красным от него.
С тех пор я сам стал готовить и считать, себя кулинаром, и лучше меня котлеты никто не делает. Домочадцы ворчат, что перца многовато, но всегда съедают все и просят добавки.

В первый год работы в милиции я снимал дом в частном секторе. Вода из колонки, туалет на улице. Конечно, тяжело, но мы были молоды, верили, что всё изменится к лучшему и как-то жили.
В конце октября моя супруга пошла в ресторан, на встречу со своим курсом по техникуму.
-Если кто будет приставать, веди домой – напутствовал я жену и остался один с двумя детьми. Часам к двенадцати ночи я стал волноваться. Ресторан до одиннадцати, час на дорогу, пора и дома быть.  Я оделся и подошёл к троллейбусной остановке. Вскоре пришёл троллейбус, которого я ждал. Из него вышли моя супруга с подругой и три мужика. Я дворами побежал к своему дому и встал за высокими воротами.
-Ведёт мужиков. Трое. Многовато.
Но, сомнений или колебаний у меня не было. Наконец калитка отворилась и во двор вошла супруга со своей подругой. Они были никакие.

-Где ты так долго ходишь?! Ты же знаешь, что сын температурит!
Жена молчала. Её подруга что-то хотела сказать, но из-за выпитого делала все очень медленно. Я не стал ждать объяснений, взял её за локоть и сказал:
-Пойдем, провожу.
Я шагнул за ворота на улицу и увидел армейского лейтенанта под два метра ростом. Он был один. У меня уже башню сорвало. Я отпустил подругу, шагнул к лейтенанту:
-И ты тут стоишь! – мой кулак, описав дугу от пояса, чётко попал ему в нижнюю челюсть. Такой удар в боксе называется «серпом». На ринге он не проходит, а на улице – в самый раз. Лейтенант рухнул замертво.

-Женя! Что ты наделал! Он нас защищал в ресторане. Он и тебе бутылку нёс.
Мой гнев пропал. Я склонился над парнем:
-Как ты?
-Нормально.
-Евгений – протянул я ему руку.
-Олег – ответил он.

Я помог ему встать. Вид у Олега был почти нормальный, только верхняя губа мгновенно опухла, как после укуса осы. Из кармана шинели торчала бутылка вина.
-Пойдём в дом – пригласил я Олега.
Олег снял шинель, китель, остался в офицерской рубашке. На меня он смотрел с удивлением. Я его понимал. Дело в том, что пропущенных ударов ты не видишь. Сидишь на полу и не понимаешь, что произошло. Он сейчас находился в таком состоянии.

 Я усадил его за стол. Женщины сделали ему какие-то примочки. Потом мы открыли и разлили по стаканам вино. Он спросил:
-А, что ты сразу ударил? Предупредил бы. Я всё же мастер спорта по самбо.
-А, что говорить? Ты весишь килограммов восемьдесят, а я всего шестьдесят семь – второй полусредний.
-Восемьдесят, а все сто не хочешь?!
-Сто килограммов! – я с восхищением смотрел на Олега, как смотрит охотник только что заваливший слона.
-Оставайся ночевать – предложил я – автобусы уже не ходят.
-Нет, возьму такси – с пьяным упорством настаивал Олег.
Мы оделись и пошли его провожать.

Раз в неделю на стадионе «Динамо» у нас проводилась физподготовка. Там я познакомился с Анатолием. Он был не из нашей системы, а из КГБ. Молодой, красивый, спортивный парень, кандидат в мастера спорта по дзюдо на пол головы выше меня. Он посетовал, что у них есть тренер по карате, а заниматься негде. В то время карате было почти нелегально. Только через год его официально стали внедрять в КГБ после инцидента с задержанием в Москве американской связной. Её надо было взять с поличным. Тайник находился где-то на мосту. Американка, яркая, высокая блондинка долго водила нашу «норушку». Несколько раз переодевалась. Потом пошла к тайнику. Там её уже ждала группа захвата.

 Ну, кого определяют в такую группу? Бывших спортсменов, борцов, боксёров. На неё вышли двое здоровых мужиков. Увидели красивую девку и, расслабились. Она же вырубила обоих! Выскакивают ещё двое. Ладно, первые не ожидали такой прыти от неё, но вторые то видели, что первые уже отдыхают. Несмотря на это, она и их отключила! Тогда на неё накинулись все, кто там был. Силы оказались не равны и её повязали. Двоих ребят из группы захвата пришлось комиссовать по здоровью. Эту историю мне сначала рассказали чекисты. А потом, через много лет я прочитал небольшую заметку в газете «Известия» о том, как задерживали американскую шпионку. Подробности были опущены. Было сказано только, что она продемонстрировала великолепный рукопашный бой и русский мат. Вот только тогда в КГБ решили, что карате — это серьёзно и надо его взять на вооружение. А в далёком 1977 году только энтузиасты занимались этим экзотическим видом спорта.
После разговора с Анатолием я пошёл в свой родной университет к тренеру по боксу Владимиру Мурашову и договорился, что мы три раза в неделю будем заниматься в боксёрском зале. Ни о какой оплате речи не велось. Вот такие были времена и люди.

Тренировать нас стал выпускник радиофизики и школы КГБ Владимир. Парень двухметрового роста, свободно говоривший по-английски. Знание по карате он почерпнул из иностранной литературы и недолгих тренировок во время учёбы в Москве. Группа подобралась у нас ещё та – половина из МВД, половина из КГБ. Мы достали, кто, где кимоно и три раза в неделю босиком на холодном полу изучали азы карате. Отрабатывали боевой клич «к-и-и-а!!». В тот год я ни разу не простыл. Наверное, занятия босиком как-то укрепляют иммунную систему человека.

Как-то зимой я возвращался с последнего сеанса кино с супругой и сестрой, у которой мы в то время жили на квартире. Меня всё распирало желание продемонстрировать женщинам, чего я добился в карате.
-Хотите услышать, как мы кричим?
Женщины согласились. Я огляделся – никого. Отошел от них метра на два, поставил ноги на ширину плеч, развел руки, набрал воздух в лёгкие и, сжимая пальцы в кулаки, заревел что было мочи:
-К-и-и-а-а!! – и ночную тишину спального района разорвал рёв непонятного зверя.

В ту же секунду у дома в пятидесяти метрах от нас раздался испуганный визг. Я присмотрелся и увидел, что под домом мочится один мужик, а второй дожидается его на тротуаре. Мой боевой клич застал врасплох бедолагу. Мне стало и смешно, и неудобно за свою выходку. Мы шли как раз к этому дому. Один из мужиков куда-то исчез, а второй, наверное, захотел разобраться со мной. Он решительно пошел мне навстречу. Я спокойно приближался к нему. Когда нас отделяло метров, пять, мужчина резко развернулся и стал удаляться.

А на тренировках мы растягивали друг друга, ломали доски, отжимались на костяшках. Мы с Анатолием считались лучшими учениками. Но, я то знал, что Толик сильнее меня и физически, и технически, да и моложе на пять лет. Как-то он мне сказал:
-Ты знаешь, Женя, я поеду на олимпиаду.
Я только посмеялся. А напрасно.

Через год в КГБ официально ввели занятия по карате. Половина нашей группы стала заниматься у себя. Мы же к ним в спортзал попасть не могли. Анатолий быстро получил звание мастера спорта. Мне, конечно, было завидно, и я продолжал тренироваться самостоятельно, но в моих занятиях больше было от бокса, чем от карате.

 А, потом было увольнение, развод, череда работ на гражданке. Я смотрел по телевизору репортаж с зимней Олимпиады из Нагано. Крупным планом среди зрителей показали нашего президента, а за его спиной сидел Анатолий! Он тогда работал в охране первого лица. В костюме с галстуком и с усами. Смотрелся он неплохо.  «Черт! Попал-таки на Олимпиаду» – с удовлетворением подумал я.

Каким-то образом я достал его телефон и позвонил. Лишнего он не говорил. Я знал, что он постоянно практикуется в стрельбе, и предложил ему пострелять на спор. Я уже больше года индивидуально занимался в тире в стрельбе из пистолета ИЖ-35.
-Женя, я не хочу ставить тебя в неловкое положение – отказался он небрежно.
Я удивился. Как же они тогда стреляют, если я из пистолета меньше 92 очков не выбивал. Спросил у своего тренера Марка Геннадьевича:
-Скажите, как стреляют телохранители из охраны первых лиц?
-Для них главное попасть в чёрный круг – усмехнулся тренер.
-И всё? – удивился я.
-Да.
-А, они понты гонят! Черный круг – это семёрка, а я из девятки не выхожу.

Но, в тире мы так и не встретились. Уже позже, когда Анатолий уволился и работал в банке – мы увиделись. В свои сорок пять он был такой же подтянутый и красивый. О своей службе в охране почти ничего не рассказывал. Говорил, что у него был свой спортзал, где он тренировался каждый день. Однако мне показалось, что у него поехала крыша. Он что-то там говорил о новых методах бесконтактных боёв. Когда чуть ли не взглядом обезвреживаешь противника. Я не стал ему возражать, по мне это полный бред. В жизни у него не всё сложилось. Был женат, но своих детей не было. Такой генофонд! А наследника нет.

Телохранителем и мне пришлось поработать. В одном из ведущих банков застрелили начальника валютного отдела. Это убийство не было связано с профессиональной деятельностью покойного, но руководство банка решило приставить охрану к своему председателю. Начальник отдела безопасность Игорь Богук, бывший мент, нашел меня и предложил работу телохранителем.
- Это другой уровень! У тебя будет отличная перспектива для карьеры! – уговаривал он меня.

Для начала я должен был понравиться председателю банка. Доказать ему свою профпригодность. На собеседование я надел костюм с галстуком, взял с собой грамоты по стрельбе, боксу, личную книжку парашютиста. Председатель банка оказался крупным мужчиной выше меня ростом с большой головой и проницательными глазами. Он посмотрел на меня, на мои бумаги и спросил:
-А Вы жёстким быть можете?
Я спокойно ответил:
-Если Вам нужна горилла для устрашения, то я не подхожу. А если для личной безопасности – то думайте.
Начальник охраны побледнел и сказал:
-Евгений, подождите, пожалуйста, за дверью.
О моей судьбе совещались минут десять. Игорь вышел и облегчённо вздохнул:
-Завтра выходи на работу.

В ближайшую неделю председатель банка повёз меня в тир на завод Вавилова. На предприятии выпускались лазерные прицелы, поэтому наличие тира здесь было не удивительно. У моего шефа оказалось аж два пистолета. Первый – разновидность Макарова – ИЖ-70. Второй – малокалиберный Марголин с укороченным стволом и красивым именем «Марго». На ИЖ-70 прицепили лазерный прицел. Хотя для пистолета он и на фиг не нужен, разве, что для тренировки стрельбы с пояса. Тир был узкий и при длине в тридцать метров смотрелся, как длинный коридор. На дальней стене висела зелёная грудная мишень. А рядом спортивная №4 в виде чёрного шарика. Шеф из «Марго» с трудом попал в поясную мишень, я взял у него пистолет и, не опуская руки, выстрелил три раза по шарику. Все пули оказались выше чёрного круга.
-Понятно – сказал я и вынес точку прицеливания вниз на четверть круга. Зарядил в обойму пять патронов и так же быстро послал их в цель. На этот раз все пули были в чёрном круге.
-Да, стрелять Вы можете – не то с сожалением, не то с удовлетворением констатировал председатель банка.

Потом мы стреляли из Макарова. Шеф вообще никуда не попал, а я у меня только одна пуля не попала в чёрный круг. В результате банкир отдал мне свой ИЖ-70, а себе оставил «Марго».
-С этого я хоть как-то попадаю – пояснил он.
В спортзал меня председатель не повёл. Решил, что там у меня всё в порядке. В зал меня пригласили качки из инкассации. Таких здоровых парней я видел впервые. Бицепс – что моя голова. Они с сомнением смотрели на сорокалетнего, хлипкого с их точки зрения, мужика. Я принял приглашение. Зал оказался в подвале жилого дома. Самодельные тренажёры, зеркала на стенах, хороший кожаный боксёрский мешок. Я разделся, размялся, растянулся. Забинтовал руки, надел блинчики и стал работать на мешке на публику. Они же сами хотели посмотреть, что я могу. Сначала бил одиночные удары, прямые, снизу, с боку. Потом серии. А затем включил удары ногами – пяткой, носком, подъёмом. Гулкие удары разносились по всему залу. Мои новые друзья с уважением смотрели, когда я бил круговой удар ногой – маваши гери.

  А, когда я стал набивать о стенку теннисным мячом, ударяя по нему кулаками – их восхищению не было предела.
-Дай попробовать – попросил Виктор, хозяин зала.
Я остановился и отдал ему мяч. Сколько он не пытался – больше двух раз попасть по мячу он не мог. После этого Виктор, добродушный гигант проникся ко мне симпатией и, мне показалось, он понял, почему меня взяли на место моего предшественника – боксёра полутяжа мастера спорта. На следующий день, второй качёк, друг Виктора Андрей ревниво спросил у него:
-Ну, как телохранитель?
Виктор улыбнулся и ответил:
-А, ты сходи с ним в зал. Сам всё увидишь.
Но, если Виктор излучал саму доброту и силу, то от Андрея веяло холодом и жестокостью, что редко сочетается с сильными людьми.

Через пару недель у нас состоялась презентация немецкого «Коммерцбанка». Мероприятие проходило в ресторане концертного зала. Мы обеспечивали безопасность. Пока сотрудники двух банков пили и гуляли наверху, мы себе внизу тоже устроили праздник. Молоденькие официантки накрыли нам стол. Включили музыку. Мои качки чуть выпили. Я, учитывая, что на службе к спиртному не притронулся, а вот потанцевать решился. Хорошенькая официантка сидела рядом с Андреем. Я пригласил её на танец. Она мне вежливо отказала. Я вообще-то не хамлю женщинам, а тут на меня что-то нашло, грубо взял её за руку и поднял с места. И тут замечаю, что на меня злыми красными глазами смотрит Андрей:
-Разве так можно с девушками?!
-Учись, пока я жив – отвечаю я со смехом.
-А, если по животу? – цедит сквозь зубы он.
-Это сложно будет сделать – небрежно бросаю я.
-А, если мы вдвоём? – продолжает говорить Андрей, имея в виду своего друга Виктора.
-И вдвоём будет сложно – блефую я.
-Да мы работали вышибалами в баре! – негодует Андрей.
А я чуть не рассмеялся, что могучий двадцатидевятилетний парень стращает сорокалетнего мужика ещё и своим другом. Как же нужно быть не уверенным в себе, чтобы допускать своё поражение ещё до начала драки. Он её проиграл, ещё не начав. Я не стал отвечать, а повёл девушку танцевать.

Но, в банке я проработал не долго. В декабре я с шефом поехал на какую-то встречу в Гродно. Кроме банкира там присутствовал мэр города и генерал из Лиды. Ужинали в ресторане. Мне и телохранителю мэра поставили стол в соседнем зале. Давали всё, что и охраняемым персонам, но без спиртного. Я с интересом рассматривал своего коллегу, напротив. Мужчина моего возраста бывший офицер. Молчаливый, угрюмый. Беседы с ним у меня не получилось. Потом он повёл своего пьяного мэра домой, а я своего и генерала в гостиницу рядом. Мы шли пешком. Мои подопечные чуть не зацепили какую-то компанию. Я насилу их увёл.

 В номере моего шефа пьянка продолжилась. В час ночи я заглянул проведать его. Он как раз дарил свой пистолет «Марго» армейскому генералу. Нашёл кому дарить! Я успел забрать пистолет и сунул его себе в карман.

На следующий день в обед мы выехали домой. Всю дорогу мой шеф пьяным голосом поучал меня, что если что – я должен буду убрать, кого он скажет. А за это мне заплатят пять тысяч долларов. Потом он сменил тему и стал требовать себе проститутку. Я его не слушал, я вёз его домой к законной супруге. Наконец он задремал, потом проснулся и произнёс:
-Вы везёте не председателя банка! Вы везёте будущего президента! -  он замолчал и опять впал в дрёму.

Я остановился у его подъезда. Вышел, открыл дверцу и помог ему вылезти из машины. Опираясь на меня, он с трудом поднялся на второй этаж.
-Куда его? – спросил я у его жены.
-В комнату на кровать.
Шеф завалился на спину и тут же захрапел.
-Евгений, может чашку кофе? – предложила супруга босса.
-Не откажусь – не подумав, согласился я.

Она налила кофе, подвинула вазу с печеньем. Супруга шефа была совсем не в моём вкусе, и зачем я остался не знаю. Может, просто устал и решил чуть отдохнуть?
-Как съездили? Сергей не хулиганил?
Я расслабился и ляпнул:
-Всё нормально, но был момент, что я хотел ударить его по физиономии.
-И надо было – засмеялась она.

А потом я уехал в Москву на курсы телохранителей на полтора месяца. По возвращении я не нашёл свой отдел безопасности. Его не стало. Его расформировали. Меня не уволили, а перевели в отдел общественных связей. Что я там должен был делать – я не знал, да и никто не знал. Шеф меня не принимал. Даже отчёт о командировке я ему отдал через секретаршу. Всё-таки язык – враг мой, а молчание -  золото. Не хрен было болтать лишнее жене шефа.

Так продолжалось больше месяца. Пока ко мне не подошёл Женя Самуйлов, мой тезка, бывший старлей КГБ. До моей командировки нас познакомил председатель банка. Евгений консультировал его по безопасности банковской системы.
-Евгений, – обратился он ко мне, – создаётся новая структура при банке по возврату долгов. Председатель хочет, чтобы ты перешёл ко мне.

Деваться мне было некуда, и я был вынужден согласиться. Время показало, что правильно, хотя в душе обида была на то, что шеф, взяв меня на работу, потом, даже не объяснив причину, уволил из банка. Хотя, что мне обижаться? Я видел, как он поступил со своим другом Виктором из Москвы. Они подружились в Германии, где Виктор был резидентом КГБ, а Сергей, будущий председатель банка стажировался. С тех пор они дружили. Когда Виктор вышел на пенсию, Сергей сделал его начальником представительства банка в Москве. Но, постоянно звал его к нам в город:
-Перебирайся к нам. Я тебе квартиру куплю.

Но, Виктор только отшучивался. Потом Виктор создал в Москве свою фирму по безопасности. Решил уйти из банка и выкупить старые служебные Жигули, которыми пользовался в Москве. Он к своему другу Сергею. Но тот не дал добро, то ли против этого был какой-то важный акционер банка, с которым у Виктора не сложились отношения, то ли ещё что-то, но факт тот, что машину Виктор не получил.

Так что мне грех обижаться Мой шеф меня не просто уволил, а дал возможность перевестись во вновь созданную фирму. Да и друзьями мы не были. С тех пор я понял, что бизнес и дружба понятия не совместимые, и что большие деньги портят людей.
Уже позже ко мне приезжал Виктор, чтобы купить у нас на рынке машину. Остановился он у меня в моей двухкомнатной квартире. Сергею он даже не позвонил.