Не примазывайся! 14

Надя Бирру
Друзья 14.

На спокойное лицо Володи набежало лёгкое облачко, точно он сумел уловить отголоски мыслей своего молчаливого собеседника.

 – Нельзя управлять человеком! – воскликнул вдруг Василий, вскакивая с места и точно намереваясь наброситься на друга. –  Ты – не Господь Бог!

 – Да! Нельзя управлять! – тут же подхватил Володя, – но направлять – это не значит управлять. В этом мне не надо оправдываться перед тобой. Мне достаточно представить результат моих усилий.

– Что?! Что ты с ней сделал?!

– Увидишь... когда придёт время.

– И если нужно время...

– Да, значит, нужно время. Усвоил? Способный мальчик.

– Когда? – спросил Василий, и глаза его испустили такой яркий фотон света, что Володя невольно приоткрыл рот от изумления.

– Василий, я сейчас скажу тебе то, что, наверное, никогда не сказал бы на трезвую голову. Я очень люблю тебя, Василий, люблю мало сказать, как брата, – ты часть моей души, часть моей глубинной истории. Ты занимаешь важное место и в становлении меня, как личности, и, наконец…

Володя и впрямь был заметно под хмельком. Последняя ли порция или неурочный час, или долгие разговоры, но коньяк оказывал своё действие. И сейчас в его голосе послышались срывающиеся нотки.

– И наконец? – напомнил Василий с едва уловимой улыбкой, поздравляя себя с пройденной в молодости «закалкой»: у него, как говорится, не было ни в одном глазу.

– Ма-ри-на. Пусть для нас это больна тема, но сегодня мы договорим её до конца. Конечно, нельзя сказать, что ты участвовал в этом сознательно, что это такой вот подарок другу… нет, но всё-таки, если бы не ты, то, во-первых…

– Ты бы не узнал о её существовании.

– Да! А во-вторых, мне бы предстояло завоёвывать её самостоятельно, а это было бы нелегко.

– И ещё неизвестно чем бы закончилось! – уже откровенно разулыбался Василий.

– А третье: нас связывает… не знаю, как правильно сказать: общая тайна, общее участие в некоем событии…

– Да-да, я уже понял: это был заговор! И вас ожидает небесная кара, – при последних словах улыбка сбежала с его лица, и оно сделалось совершенно серьёзным.

– Давай теперь и о небесном. То, что я тебе сейчас скажу, я ещё никому никогда не говорил (он говорил об этом мне как раз накануне, ну, простим ему эту невольную хитрость или оговорку). Даже ей, имей в виду. Когда мы там все встретились, на поляне, помнишь?

Василий только молча прикрыл глаза в знак подтверждения.

– …когда я увидел её впервые, я вдруг услышал голос внутри себя – тихий и ясный голос, который произнёс: это твоя судьба.

Володя замолчал. И они опять молчали долго, думая каждый о своём, что-то вспоминая, что-то сопоставляя.

Казалось, последнее признание не произвело на Василия особого впечатления. Он ничего не сказал, хотя с секунду пристально, цепким и холодным взглядом, смотрел на друга. Володя знал этот взгляд: мимолётный, быстрый и резкий, как нож, – настоящий взгляд Василия, когда он сбрасывал с себя свою маску. От этого взгляда всегда оставалось неприятное чувство, будто вас раздели. Но Володя понимал и другое: такому Резникову не соврёшь, – он взглянул, чтобы понять, правду ли ему сказали. И он это понял.

В который раз Володя удивился тому, как сложно устроен человек. Сколько различных сил действует во внутреннем пространстве личности, то консолидируясь, то борясь друг с другом. Что за странная сила заставляет этого умного, талантливого человек постоянно играть какие-то роли? Защитный механизм для через чур ранимой души?

– Знаешь, Василий, я иногда думаю, что когда мы все уйдём отсюда, всё это будет неважно: вся эта ревность, борьба, «заговоры», соперничество… Там, – он указал глазами вверх, – все любят всех. Нам всем будет хорошо.

– Штёё? Ну, уж дудки! – Василий широко улыбнулся своей коронной шутовской улыбочкой, глаза его хитро поблёскивали, но на самом дне их таилась стальная решимость. – Я тоже кое-что смыслю в религии. Там как сказано? Вот в притче про Лазаря: ты, богач, на земле утешался, а Лазарь – страдал. А теперь – всё наоборот. И ты, – он медленно погрозил длинным,выразительным пальцем, – не примазывайся!

 глава "Друзья" из романа "С точки зрения вечности"


предыдущий  http://proza.ru/2020/09/08/952

следующий   http://proza.ru/2020/09/10/797

начало главы  http://proza.ru/2020/08/27/822