Кое что об опере. Метрополитен опера

Елена Каллевиг
http://proza.ru/2020/09/06/364

В сезоне 93-94  годов "Волшебная флейта" с Флеминг и Ван дер Волтом - не самая интересная постановка.Тенор Ван дер Волт сам по себе не плох, но рядом с Флеминг как-то тушевался, не было  той волшебной гармонии, которую ждешь от этой оперы. Впрочем терцет с Сарастро - Маттиасом Хёлле запомнился. https://www.youtube.com/watch?v=ysgvUH5r-C4

В январе 94 года на мой день рожденья Мет "подарил" мне "Аиду" . Честно говоря, было сущим безумием в гололед и ледяной дождь тащиться в оперу, но уж больно хотелось - до этого на сцене я "Аиду" не видела никогда. Постановка была великолепная - декорации, костюмы, статисты, мизансцены... а вот с певцами было не очень. Радамес давал петуха, Аида была как  мороженая рыба - ноль эмоций, остальные просто не запомнились. Но все равно - это было красочно и празднично. Сольный концерт Паваротти в феврале 94 был праздником души и именинами сердца. Слушая его божественный голос, просто улетаешь https://www.youtube.com/watch?v=IZeiUpvqcss.   

Событием для меня стала и "Адриенна Лекуврер" с  Миреллой Френи. Хотя дива была уже не в расцвете сил - все-таки 60 лет не шутка, но "борозды не испортила", да и постановка была хороша https://www.youtube.com/watch?v=xdcjfL-3wTk.  В апреле Мет оккупировали русские.""Отелло" с Атлантовым, Лейферкусом и Казарновской не стал главным событием сезона, потому что первый состав - Доминго и Ванесс (Лейферкус- Яго был в обеих) отобрали пальму первенства. Первым составом дирижировал Гергиев, вторым дебютант - Артур Фишер. Но я, конечно, как патриотка, пошла на своих, и в общем, не прогадала. Все было на высоком уровне. https://www.youtube.com/watch?v=vSEzGrkYGpE.


Вообще, должна сказать, что к  Гергиеву, как к оперному дирижеру, у меня большие претензии.  Он меня потряс интерпретацией "Патетической" симфонии Чайковского - я слышала ее множество раз с разными дирижерами, но она ни разу не заставила меня плакать. Гергиев  добился невероятного драматизма и раскрытия душевных мук Петра Ильича и слез было не сдержать. Но в качестве оперного дирижера в Мете он меня глубоко разочаровал. Первую оперу под его управлением я увидела в 1995 году - это была "Пиковая Дама" - там дебютировал Дмитрий Хворостовский в роли Елецкого и стал любимцем публики на следующие 20 лет. Критики были в экстазе, а меня напрягло отсутствие ансамбля - каждый был сам по себе и любовался собой: Германн -тенор Бен Хеппнер, Лиза - сопрано Карита  Маттила, Елецкий - Хворостовский. У меня сложилось впечатление, что все, кроме русских и Леони Рисанек - графини, не понимают о чем они поют. https://www.youtube.com/watch?v=lX7jXPMKC2Q. Кстати, "Пиковая Дама" стала прощанием со сценой мадам Рисанек после почти 40 лет на сцене Метрополитан опера.  Оркестр тоже был как-то обособлен. Я не настолько хорошо разбираюсь в музыке, чтобы заметить фальшивые ноты или указать на конкретные недочеты, но все-таки, как слушателя, меня раздражала некоторая "порывистость", "рваность", которую критики сочли "аутентичным русским акцентом."


Постановка "Бориса Годунова" в 1997-1998 меня не утешила. Я не попала на спектакль с основным составом (Плужников, Бородина), а ко второму составу были те же претензии - отсутствие ансамбля, бездушное, механическое пение. Новая оркестровка Игоря Букетова меня тоже не вдохновила. Было острое желание уйти после первого акта, но надежда "а вдруг дальше будет лучше" остановила. В общем, к Гергиевским  операм  в Мете у меня  отношение, как к фильму "Очи черные" - сделано на экспорт, русским лучше не смотреть.


Сезон 96 -97 был насыщенным. Во-первых, в Мете дебютировала Чечилия Бартоли, в роли Деспины в "Так поступают все женщины". Сама постановка мне показалась затянутой и скучной,гораздо интереснее была осовремененная версия 2018 года, которую я смотрела в трансляции в кино: https://www.youtube.com/watch?v=V5tzPoYYPfo. Но Бартоли была хороша во всем - и голос, и игра, и темперамент. У нее широкий диапазон, более трех октав и слушать ее до сих пор подлинное наслаждение. А тогда она была еще молода и прекрасна.  Один из самых незабываемых спектаклей был "Фауст" 1997 года   с Флеминг-Маргаритой, Личем - Фаустом, и Хворостовским- Валентином. Вот кусочек, не очень хорошего качества, но уж что нашла

Сезон 97-98 был одним из самых интересных.Я прощалась с Метом - мы уезжали в Миннесоту в июле, и как нарочно, все самое интересное осталось напоследок.  Во-первых, мне повезло с "Кармен". Доминго и Денис Грейвс были совершенно невероятны. Я потеряла счет, скольких Кармен я видела и слышала, но такой  как Грейвс не доводилось. Она не самое лучшее меццо, которое мне доводилось слышать - местами голос слишком жесток, нет обволакивающей бархатистости, но в сочетании с ее совершенно бешеной  энергетикой и артистизмом создавался образ такой Кармен, в которую невозможно было не влюбиться и не отдать ей все. Даже опытный  Доминго, с его выдающимся голосом и умением главенствовать на сцене, уступал ей. От нее буквально сыпались искры. https://www.youtube.com/watch?v=2V9woZuVIO4.


Во-вторых, увидела и услышала Кири Те Канаву в "Женитьбе Фигаро". Она пела графиню, и несмотря на возраст, а ей было 53  в то время, она затмила всех остальных. Она только появилась на сцене, как стало понятно - вот она, дива. Вот фильм с ее участием и не только: https://www.youtube.com/watch?v=SVyPWJdZx1U. Рене Флеминг появилась в "Манон" и не то, чтобы разочаровала, а скорей, не очаровала. С голосом все было хорошо, но показалось, что на не "живет" в роли - Манон отдельно - Рене Флеминг отдельно.  Ее партнер,  Марцелло Джиордани, сам по себе был мало интересен, но в дуэтах оба  раскрывались.  Сожалею, что не довелось слышать Флеминг с Личем - они в тот год пели вместе в Париже. https://www.youtube.com/watch?v=_HiTCObNEi4.   Довелось так же увидеть дебют Вивики Жено в качестве Розины  и взять на заметку эту певицу с Аляски,с южным темпераментом. к сожалению не нашла записи ее тех лет, но вот более поздняя https://www.youtube.com/watch?v=dtAYymNK4LY.


Бартоли пела Анджелину в "Золушке" Россини и это было очаровательно." La Cenerentola" одна из лучших комических  опер Россини и постановка соответствовала материалу. Рамон Варгас, конечно, не Паваротти, но голос у него чистый и он замечательно владеет техникой. Весь ансамбль был хорош.  https://www.youtube.com/watch?v=qVZNx39xYiA. Публика от души хохотала. К сожалению, это была предпоследняя работа Бартоли в Мете - в 98 она неожиданно приняла решение вернуться в Европу.


В Миннесоте мы первым делом купили абонементы на всю семью, но о Миннесотской опере я расскажу в другой раз. А пока закончу с Метрополитан. С 2006 год начались показы опер в кинотеатрах по программе "Metropolitan Opera: Live in HD".  Смотреть оперы крупным планом с хорошим разрешением довольно дорогое удовольствие - мне дешевле пойти на живую оперу. Но, тем не менее, периодически хочется посмотреть, что они там творят. Кроме того, интересно посмотреть интервью с исполнителями, погулять среди декораций - в общем, много интересной информации.


С удовольствием смотрела многие оперы - понравились роскошная постановка  "Турандот" с Гулегиной, "Таис" с Флеминг. Две русские оперы произвели на меня неизгладимое, хотя и далеко не благоприятное впечатление. Весной 2014 транслировали "Евгения Онегина" в постановке Фионы Шоу. С какой стати ирландская драматическая актриса была выбрана на роль режиссера русской оперы - непонятно.  Понятно, что она абсолютно не в материале. Ее предшественница, Дебора Уорнер, которая по болезни была вынуждена уступить режиссуру Фионе, имела хотя бы некоторый опыт в оперных постановках.  Впрочем, не уверена, что это сильно бы повлияло на результат. Весь спектакль я злилась на Гергиева и Нетребко, что они позволили превратить классику в какой-то фарс. Для иностранцев, может и сойдет,  но когда я видела "русскую крестьянскую пляску", в которой партнерш с растопыренными ногами таскали взад-вперед по сцене вниз головой, меня просто трясло. Таких "находок" было много: Ларина, как хозяйка захудалого кафе, занимающаяся "приборкой" после визита  Онегина и Ленского, переворачивая стулья вверх ногами; свидание Онегина и Татьяны в амбаре с тыквами - в том же амбаре, где  она писала ему письмо, и, который, очевидно, служит ей еще и спальней; гости на балу у Лариных: лакеи, повар в колпаке; Ленский в поддевке, больше похожий на приказчика "из ножевой линии", чем на юношу с "душою прямо геттингенской";дуэль на винтовках; Онегин на великосветском балу с бутылкой шампанского, шатающийся от колонны к колонне. Девушка явно не то что русской, а и вообще никакой истории не знает. 


Все это  можно было бы простить, если бы музыкально опера дотянула хотя бы до советского фильма, не говорю превзошла. Хотя критики сочли Нетребко  лучшей Татьяной, это только потому, что  они не слышали Вишневской. Резкое, пронзительное пение Нетребко никак не соответствует образу робкой, романтической девушки-подростка. Онегин - польский баритон Мариуш Квецен, выглядел элегантно и пел интеллигентно.  Он был хорош в роли скучающего фата, но когда пришлось изображать внезапно вспыхнувшую страсть, это было неубедительно. Нежный тенор другого поляка, Петра Бечала, соответствовал образу влюбленного поэта. Хороши были  Оксана Волкова в роли  Ольги и Лариса Дядькова в роли  Филиппьевны, но они не могли спасти положение. Гергиев то ли был болен, то ли не выспался, и позволял себе замедления и паузы. Ничего не имею против инноваций, но это не тянуло на инновации, а казалось просто пофигизмом.


Забавно, что эта постановка вызвала протесты сексуальных меньшинств. Фиона Шоу - лесбиянка, Петр Ильич, по слухам, тоже принадлежал к меньшинствам, поэтому нью-йоркские геи стали требовать у Мета, чтобы постановку посвятили жертвам репрессий, на что администрация вежливо ответила, что опера - искусство вне политики. По этому поводу у театра была пара демонстраций.


Не менее возмутительной мне показалась постановка "Князя Игоря" - но там все искупал блистательный Абдразаков. Дмитрий Черняков - как выяснилось, обладатель множества наград, мне был совершенно неизвестен.  И надо сказать, я предпочла бы, чтобы он свои идеи воплощал не за счет классики.  Недаром, Галина Вишневская, увидев его трактовку "Евгения Онегина"  отказалась праздновать в Большом свой юбилей, если там ставят"такое."  Я могла бы пережить "голубецкие пляски" https://www.youtube.com/watch?v=FfUtmKeYv-E, как окрестил это действо мой друг, хотя зачем "переосмысливать" всемирно известный шедевр Голейзовского мне не понятно. Главное, что полностью изменена главная идея. В последнем акте мы видим сломленного князя Игоря, таскающего бревна, разбирая завалы. Ни о каком возрождении, отмщении, новом походе речь не идет - построим землянку, отсидимся. А ведь и "Слово о полку Игореве", и опера - это гимн русскому духу, который не сломить никакими трудностями. У Чернякова главное это ужасы войны, причем скорей интернациональные чем национальные. Князь Игорь в кожаном плаще, как бы изначально настроен на провал своей миссии, складывается впечатление, что ему хочется сбежать подальше от всего. Такое впечатление, что Черняков задался целью уничтожить "русский дух". Обидно.https://www.youtube.com/watch?v=5s_EBkG5gmQ


Сейчас, во время пандемии, Мет ежедневно транслирует оперы бесплатно, но каждая доступна только 24 часа. Надо пойти на https://www.metopera.org/, найти картинку с названием Nightly Opera Stream. Сейчас слушаю "Манон" с Нетребко.

Иллюстрация: Мет внутри