Литературный ликбез 1. Информация для любопытных

Сергей Мельников
Дорогие друзья! Настала необходимость начать литературный ликбез, то есть поведать о теории стихотворения и прозы. На первых порах ознакомимся с некоторыми понятиями и терминами, используемые в литературе.
Акменизм – литературное течение в русской поэзии в начале 20-го века. Представителями этого течения были поэты Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Сергей Городецкий.  Сам термин в переводе с греческого означал цветение, цветущая пора. Акменисты в отличии от символистов провозглашали в своих стихах культ материальности, старались точно вымерять и взвешивать слова.
Символизм – литературное течение, в котором авторы использовали отрешённые от обыденности символы, вкладывали в свои стихи мистический смысл.  Для символистов были характерны  такие проявления как передача тончайших движений души, максимальное использование различных звуковых и ритмических сочетаний, изысканность  образов, лёгкий слог, музыкальный ритм, передача смысла  посредством намёков и иносказаний, обыденные слова подавались под флёром некой таинственности, зашифрованность своих образов и  словосочетаний, мистическое отношение к  словам, некая недосказанность, представляющая читателю самому дополнить или закончить, в силу своей фантазии, обращённые к нему образы, стремление окунуть читателя в некий идеальный мир, с целью просветления его души, привить эстетику смерти, как начало нового возрождения. В основном их произведения были близки к таким же как они ориентированных на элитарное, богемное общество. К поэтам символистам относились Брюсов, Мережковский, Бальмонт, Гиппиус, Белый, Блок и другие.
Акростих – особое стихотворение, в котором начальные буквы образуют имя, слово или фразу.
Марков Алексей Васильевич

Вера, Любовь и Надежда! АКРО

В/ера, Любовь и Надежда!
Е/сть в этих символах все -
Р/одины светлые вежды -
А/нгелы - сердце мое.

Л/ьются слова на рассвете
Ю/ные, как в старину,
Б/оги зарею им светят,
О/браз создал глубину...
В/ера, ЛюбовЬ и Надежда!

И/стина в этих словах,

Н/ебо вас любит как прежде,
А/нгел несет на руках.
Д/обрые, вечные звуки,
Е/сть в них и сила зерна,
Ж/енские нежные руки
Д/арят земле “семена”,
А/рго хранит имена.
Аллитерация – повторение в стихах или прозе одинаковых созвучных звуков для усиления выразительности художественной речи. Примером может служить фраза из рассказа Набокова «Слово»: «Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал». Или стихотворение Агнии Барто «Брабанщик»:
«На парад идёт отряд
Барабанщик очень рад»

Альманах – сборник литературных произведений, включающий в себя как стихи, так и прозу.

Силла;бо-тони;ческое стихосложе;ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Происходят от греческих слов «слог» и «ударение». Примером такого стихотворения является стихи Ломоносова «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны»:
Науки юношей питают
Отраду старым подают
В счастливой жизни украшают
В несчастный случай берегут».


Стопа – это повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов. Стопа должна повторятся на протяжении всего стиха, смешивать стопы нельзя. В русском силлабо-тоническом стихосложении получили пять стоп: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Хорей – двусложная стопа с ударением на первом, месте стоит ударный слог, на втором безударный. Пример:
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-велика
Утром в путь она умчалась рано
По лазури весело играя.

Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Название происходит от названия древнегреческого инструмента. Пример:
Мой дядя самых честных правил
Когда не в шутку занемог
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Дактиль – трёхсложный размер стиха где первый слог ударный, два последующих безударные. Название от греческого слова «палец». Пример:
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат как ковёр.
Амфибрахий – трёхсложный стихотворный размер, в котором ударение падаем на второй слог. В переводе с греческого: «С обеих сторон краткий». Пример:
Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои

Анапест – трёхсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге. В переводе с греческого значит «отражённый назад». Пример:
Я тебе ничего не скажу
Я тебя не встревожу ничуть
И о том, что я молча твержу
Не решусь ни за что намекнуть.
Проза – устная или письменная речь, лишённая стихотворного ритма, без деления на соизмеримые отрезки, стихи. Первые сочинения в прозе возникли в Древней Греции, в трудах Фереакида Сирозского и Кадма из Милета. Проза подразделяется на биографию, манифест, новелла, очерк, парабола, повесть, притча, рассказ, роман, эпопея, эссе.

Биография – сочинение, котором рассказывается жизнь и деятельность какого либо-лица, открывается его мотивы, стремления, действия, определяется его культурный, психологический и социальный статус. Если повествование идёт от самого лица, то такие биографии называются мемуары.

Манифест – программное высказывание какого – либо лица или организации, выражающее эстетическое, социальное или экономическое направления деятельности того, кто выпускает данный манифест. Наиболее знаменитым является «Манифест коммунистической партии» Карла Маркса, изложивший основные принципы борьбы рабочих за свои права.
По своему объёму манифесты могут быть как краткими в виде деклараций, призывов, так и больших философских сочинений. Такие манифесты по силе своего влияния могут оказывать мощное воздействие на различные социальные слои населения приводить к значительным социальным потрясениям и революциям.