Газетная проза. Опасные миражи

Борис Ильич Комиссаров
ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

Ночной гость

В СЕРОЙ осенней ночи, в доме у Н., что в поселке совхоза «Дружба», ярко светились окна. Здесь веселились.

Собственно, веселье выглядело довольно странным. Хозяйки не было. Ее племянница сидела в шкафу, спрятавшись от своего ухажера. Пятнадцатилетняя дочь притворно звала ее, а младшие дети – девочка и мальчик, - бегая вокруг стола, тоже участвовали в этой странной игре.

Двое «химиков» притаились в темной комнате, в то время как на кухне гудела целая ватага юнцов.

- Опанас! Она на улицу ушла, - пропищала девочка.

- Убью... – грозился из кухни расходившийся «Опанас» - 18-летний Сергей Афанасьев, вернувшийся недавно из воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних, где отбывал наказание за злостное хулиганство.

Хозяйка пришла не одна, а с незнакомцем в шляпе. Афанасьеву он не понравился сразу, но надо было идти искать девчонку. Вместе с ним рассеялась и вся группа. Однако спокойствие продолжалось недолго. Вслед за резким хлопком наружной двери погас свет. У стола выросла крепкая фигура Афанасьева. Пересыпая речь пьяной матерщиной, он потребовал выпивки.

Приезжие из не столь отдаленных мест робко уговаривали местного хулигана не дебоширить, опасаясь худшего. Хозяйка громко приказывала   незванному гостю убираться восвояси. А герой этой ночи один за другим брал со стола и опрокидывал в рот стаканы с вином. Смилостивившись, вкрутил «пробки», но вспомнив о своем желании подраться, треснул табуреткой по лампочке и шагнул в темную комнату. Истошно закричала хозяйка:

- Сережка, уйди! Ты чего достал из кармана? Милицию вызову.

- Тоска... – театрально заключила ее старшая дочь.
Худшего на этот раз не произошло. Незнакомец ушел. Из мужской половины этой компании никто не хотел огласки. Поэтому и чувствовал себя всесильным королем Сергей Афанасьев.

В детской комнате милиции

ЛИДИЯ ПОСТНИКОВА – выпускница Агинского  педагогического училища. Инспектором детской комнаты милиции работает два года. Заочно учится в пединституте, но мечтает перейти на юридический факультет университета, так как уже твердо решила связать всю свою жизнь с трудными и опасными буднями дозорных правопорядка.
Десятки подростков прошли, как говорят, через руки Лидии Тимофеевны. Вечерами она обходит «злачные» места – рассадники правонарушений, а порой и преступлений несовершеннолетних. Часто одна.

- Не боитесь? – спрашиваю инспектора.

- Привыкла, - отвечает она, улыбаясь.

О своих подопечных Л.Постникова знает если не все, то очень многое. Они у нее под постоянным наблюдением. Наибольшее удовлетворение приносят молодому педагогу вести о том, что подростки встают на правильный путь. Но если бы все вставали...
У того же Афанасьева, о котором шла речь впереди, пока не заметно признаков исправления. Наоборот, считая себя окончательно взрослым, заявил недавно инспектору, перейдя на «ты»:

- Я теперь не «твой».

Да, в конце августа исполнилось Афанасьеву восемнадцать и теперь он действительно не ее, инспектора детской комнаты милиции, подопечный. И наказание, в случае нового нарушения закона, его будет ожидать более строгое. Но разве не обидно, что впустую потрачены силы...

Семья Н., в доме которой Афанасьев устроил дебош, тоже относится к разряду неблагополучных. Дочь хозяйки (назовем ее Катей), которой не исполнилось и шестнадцать, стоит на учете в детской комнате милиции. Отец оставил семью. Катя бросила школу, стала жить на квартире чужой женщины и объявила, что «вышла замуж». Парень ее ушел через месяц в армию, а Катя нагрянула с подругами к своей бывшей хозяйке и унесла кое-что из одежды.

Хотя краж с того времени не наблюдалось, но 33-летняя мать Кати не может теперь утихомирить разгулявшуюся дочь, больше похожую на сестру этой худенькой женщины. Особенно беспокоит то, что в нездоровой обстановке растут самые младшие дети.
Задаюсь вопросом: многие ли несовершеннолетние правонарушители, поскользнувшись однажды, твердо встают на ноги?

Конкретные цифры назвать трудно, но один пример подсказывает, что путь исправления далеко не легок.

Трое десятиклассников из 247-й школы – Владимир Фатыхов, Сергей Аникьев и Владимир Бородин были судимы за хулиганство и грабеж. После суда гуманный советский закон позволил всех троих освободить по амнистии. Разумеется, инспектор детской комнаты милиции продолжает интересоваться их поведением. О Фатыхове идут неутешительные сигналы: хотя он устроился на работу в депо, но прогуливает, нетрезвым задерживался милицией. Бородин, благодаря настояниям матери, ее ежедневным дежурствам у школы, продолжает учебу там, но два раза задерживался милицией в подпитии.  Только Аникьев, похоже, серьезно решил изменить прежний образ жизни: работает также в депо, где о нем хорошо отзываются, учится в одиннадцатом классе вечерней школы, но порой пропускает занятия. «Слабовольный он. Пойдет в школу – встретит дружков, выпьет с ними. Вернется домой, отдохнет, опять засобирается, чтобы успеть на уроки. Идет окольными дорогами, боясь снова дружков встретить». (Из рассказа матери Сергея Аникьева).

Таким, оступившимся когда-то, требуется особое внимание рабочего коллектива, школы, комсомола.

А что думает директор?

В КАБИНЕТЕ директора средней школы № 247 выстроились в ряд сверкающие кубки. По волейболу, легкой атлетике, военно-спортивной игре «Зарница», соревнованию отрядов юных друзей пограничников в областном центре завоеваны призовые места.
И другой рекорд в масштабе Читинской области – печальный: за каких-то полгода шесть учащихся из этой школы совершили три преступления и побывали за решеткой.

По словам директора, почти на каждое заседание комиссии по делам несовершеннолетних вызывается кто-нибудь из воспитанников 247-й школы.
Александр Николаевич Телюк – молодой директор, молодой коммунист. И педагогические советы, и партийные собрания, на которых выступал директор школы, не раз целиком посвящались наболевшим вопросам воспитания "трудных" подростков.
- Занимаемся ли мы с ними? - переспрашивает устало директор. – Только им и уделяем большую часть времени.

«Протокол № 15 заседания педагогического совета от 27 ноября 1974 года. Повестка: обсуждение поведения учащихся 9 класса».  Шесть фамилий. Среди них уже знакомые Бородин и Аникьев. Лифади, который  вскоре вместе с одноклассником В. Тонких участвовал в ночных набегах на Дом пионеров, музыкальную школу и столовую, оставляя после себя надпись «Фантомас». Орлов и Пакулов, о которых инспектор детской комнаты милиции за день до моего посещения школы говорила, что их до сих пор видят пьяными в поселке. Кузнецов. О нем в протоколе записаны слова военрука школы Н.Ф.Сайбурханова: «У Кузнецова был нож. Обещал прирезать».

Почти год назад этих шестерых вызывали на педсовет – за пьянку.  (Плохая дисциплина, учеба – само собой).

Закономерно, что большинство из них, пройдя через эскалацию нарушений, оказались перед судом. Но некоторые начинают чувствовать серьезность положения.

- Кузнецов здорово переменился к лучшему, - говорит Александр Николаевич. – Остальные пока ничего, кажется не поняли.

Когда состоялся суд над старшеклассниками Фатыховым, Аникьевым и Бородиным, на нем был, конечно, и директор школы.

- Фатыхов сильно переживал, - рассказывает А.Н.Телюк – Я его вначале даже не узнал – так изменился в лице. На суде весь процесс просидел, низко опустив голову. А Бородин и Аникьев вели себя героями, бахвалились, ломались, зная, что уже вышел Указ об амнистии.

Долгие часы, дни неотступные мысли волновали директора школы. Снова и снова перебирал он в памяти образы «трудных» подростков. Есть, пожалуй, такие, у которых не дрогнет рука на подлую жестокость. Но как бы не ошибиться, найти, поддержать добрые начала? Вот ведь казалось после суда, что Фатыхов ближе, чем Аникьев и Бородин, к осознанию пагубности своего поведения.

Александр Николаевич и другие педагоги школы кропотливо изучали условия жизни этих подростков, их биографии с раннего детства. Различны обстоятельства жизни, степень умственного и духовного развития. Но неизменно падению сопутствует одна общая черта, одна беда – водка.

- Вся трагедия, - говорит А. Н. Телюк, -  в том, что родители правонарушителей не пользуются в семье никаким авторитетом.

Приходя из школы домой (если он еще не бросил ее, чему активно противится вся система всеобуча), подросток попадает в пьяный  разгул матери, отчима, случайного сожителя. Безотцовщина – правило неблагополучных семей. Мимо подростка не пройдет рюмка водки, он привыкает к жестокому цинизму там, где должен видеть доброту и нежность. И еще: ни одно нарушение закона не совершается трезвым подростком.

О мерах, которые крайне недостаточно принимают советские и административные органы, товарищеские суды и коллективы к взрослым пьяницам, пагубно влияющим на несовершеннолетних, разговор особый. (То же самое о комиссиях содействия семье и школе – они очень пассивны). Ну, а школа идет здесь по пути организации внеклассного времени ребят. Увлечь их спортом, занятиями в кружках по интересам – это, наряду  с индивидуальной помощью отстающим в учебе и воспитательной работой в семьях «трудных» подростков, главные направления.

Александр Николаевич отмечает, что  «трудных» школа стала активней заинтересовывать занятиями в спортивных секциях. Организовали также духовой оркестр, которым взялся руководить Н. Ф. Сайбурханов. Директор называет фамилии учеников, бывших правонарушителей, которых захватили занятия в этом оркестре.

Планируется организовать кружок автодела. Многие из «трудных» посещали в прошлом году кинопроекционный кружок. Большую гордость испытали они, когда после комсомольского собрания самостоятельно продемонстрировали кинофильм.

- Мы стараемся заинтересовать ребят внеклассной работой, а затем ставим как условие посещения кружков удовлетворительную учебу, - говорит А. Н. Телюк.
Не испытывает школа, как я понял, недостатка (по крайней мере количественного) в правовой пропаганде. Работники управления внутренних дел, суда, прокуратуры регулярно выступают перед подростками. Нынче, как и по всей стране, в школе введен курс основ советского законодательства. «Проводили беседу по роману Н.Ивановой «Возвращение к жизни», книге Медынского «Разговор всерьез» (из протокола заседания педагогического совета). Но возникает вопрос: не низка ли эффективность правового воспитания и почему? Было бы полезно педагогам и юристам конкретно проанализировать сложившуюся ситуацию.

Помню, пришел к нам в редакцию уже упоминавшийся военрук 247-й школы 
Н.Ф. Сайбурханов. Принес свои стихи, в которых обращался к учащимся с призывом хорошо учиться, не шуметь на уроках, не хулиганить на улицах. Вот ведь как наболело у преподавателя на душе. И, надо думать, не у него одного.

Уроки рейда

В МИНУВШУЮ пятницу мне довелось принять участие в рейде комсомольского оперативного отряда. Нас разделили по четырем маршрутам и Лидия Постникова, пообещав еще раньше провести меня «по самым злачным местам», предложила четвертый маршрут – район жилого массива ПМК и совхоза «Дружба».

В нашу тройку, которой руководил Валерий Ермолин, вошла еще Зина Глазырина – заместитель секретаря комсомольской организации райотдела внутренних дел. Мы втиснулись в кабину спецмашины газового участка, за руль которой сел старший группы В.Ермолин и со списком «неблагополучных» адресов отправились в путь.
Читатель, вероятно, ожидает судя по началу главы, волнующих сцен. Ничего этого не было – и, как говорят, слава богу. В семи квартирах,  в которых мы побывали, вечерняя обстановка оставалась спокойной. Дети, находившиеся дома, по словам родителей, занятия не пропускают, двойки получают не так уж часто. Нас встречали приветливо, некоторые благодарили за заботу.

Правда, в семье Яшиных не учатся двое детей 12 и 14 лет, но с ними решен вопрос об определении их в спецшколу. Правда, Костя Болотов бросил 7-й класс 247-й школы и уехал на чабанскую стоянку к отцу С. Н. Болотову. Правда, 15-летняя Е., к которой мы не стали заезжать, как сказали соседи, «живет с мужем» и нигде не учится... (Не являясь ханжами, мы могли бы вспомнить юную Джульетту, но как-то не вспоминается, когда знаешь об участии Е. в краже вместе с подругой Катей, о которой шла речь раньше).  И еще лежит на всех этих квартирах печать неуюта, беспорядка; мягко выражаясь, безалаберности жизни их хозяев.

* *  *
В КРАСНЫЙ уголок райотдела внутренних дел возвратились остальные участники рейда. Старшие групп, спешно написав короткие справки о проверках, уходили.

Делясь впечатлениями, все указывали на один недостаток в организации рейда: его участникам не рассказали о «трудных» семьях, об особенностях каждой из них, а просто сунули в руки адреса – и иди! Поэтому действовали комсомольцы, порой, вслепую, не знали, о чем расспрашивать. Просто уходили, бросив торопливый взгляд на стены.

Секретари райкома комсомола Елена Бушина и Александр Новосельцев, вернувшись из рейда, также критически оценили его результаты.

- Плохо продумали мы этот вопрос. – говорил А. Новосельцев. – Извини меня, Лена, но и твоя здесь тоже вина.

- Да почему же? – зашумели вокруг.

- Объясню. Надо было Лене встретиться с Лидой Постниковой заранее, разработать маршруты, подробно выяснить обстановку в семьях, где намечается проверка, и довести ее до участников рейда.

Думается, что Александр высказал вполне резонные мысли. Кроме того, почему-то случилось так, что комсомольский оперативный отряд до сих пор не имеет своего начальника.

И последнее предложение ребят: закрепить за членами отряда постоянные участки, чтобы систематически вести в них работу.  Тогда рейды не будут проходить формально.

В ПРОФИЛАКТИКЕ правонарушений важнейшую роль играет неотвратимость наказания. Это основополагающий принцип социалистической законности. Все преступления несовершеннолетних в основном раскрываются районным отделом внутренних дел на 2-3 день. Но уберечь подростков от неправомерных действий, выработать  к ним стойкий иммунитет – задача сложная. Первое, что нужно – пресечь все то, что предшествует и способствует совершению преступления. Второе – разумное использование свободного времени.

Например, организация культурного и интересного досуга молодежи поможет отнять у улицы многих из потенциальных правонарушителей. Комсомольским организациям поселка уже давно предоставлено право в выходные дни «брать клубы в свои руки». Но никто не хочет или не умеет воспользоваться этим правом. Разве не под силу райкому комсомола с помощью отдела культуры разработать программу массовых мероприятий в клубе железнодорожников или в клубе совхоза «Дружба»?

Для решения проблемы правонарушений требуются дружные совместные усилия отдела внутренних дел, добровольных народных дружин, товарищеских судов, исполкома поселкового Совета и соответствующих комиссий райисполкома, райотдела культуры и районо, школы и комсомола, профсоюзных организаций и руководителей трудовых коллективов.

Нужно, безусловно, поднять и эффективность идеологического воздействия партийных организаций на молодежь. Нередко молодыми движут ложные идеалы, фальшивый героизм. Он маячит, словно мираж, оборачиваясь на поверку бездуховным, душным мирком насилия и страха.

Поверить в облегченное решение этой проблемы – значит создавать в своем воображении такие же обманчивые миражи.

Б. КОМИССАРОВ.
(Газ. "Забайкалец"
за 14 октября 1975 г.)