Искуственный интеллект и ЕГЭ

Александр Ляхов
               В статье я хочу сказать о том, то что ЕГЭ это один из
               элементов процесса унификации человека. Он объективен и не зависит
               от чьих-то пожеланий и хотений. Идет утверждение новых технологий
               управления обществом.

              УНИФИКАЦИЯ — это распространённый и эффективный метод устранения
              излишнего многообразия посредством сокращения перечня допустимых
              элементов и решений, приведения их к однотипности. Унификация
              является разновидностью систематизации, которая преследует цель
              распределения предметов в определённом порядке и
              последовательности, образующей чёткую систему, удобную для
              пользования.



Человечество переживает новую технологическую революцию. Революционные преобразования качественно изменяют систему управления всем человечеством. Глобализация мира сопровождается внедрением автоматических систем управления на всех уровнях, и выстраиваются на всю глубину.

Процесс глобализации протекает не зависимо от чьих-то пожеланий и намерений. Здесь интересно коснуться вопроса о роли личности в истории. С точки зрения диалектического материализма  исторические процессы развиваются по объективным законам, личность может либо поддерживать эти процессы, либо препятствовать, но остановить и качественно изменить их ход она не может.

Все эти Чубайсы, Дерипаски, Грефы и т.д. обычный «образно говоря»  мусор на поверхности  мощного потока развития общества. Если мусора скапливается много, то, кажется, что он начинает тормозить поток, хотя реально все что под поверхностным слоем,  движется по своему руслу, даже не замечая его. Особенно смешны и заявления о том, что они чем-то управляют.

Любые революционные преобразования в обществе всегда сопровождаются сменой управляющих элит. Переход от рабовладельческого уклада, к феодальному  сопровождался разрушением рабовладельческих государств и гибелью элит. Переход к капиталистическим формам производства и управления  так же привёл к почти полному уничтожению старой элиты.

Новая технологическая революция носит ещё более глобальный характер для всего человечества и для элиты.

Хотелось бы указать на такой интересный факт. Каждая технологическая революция обрекала на ненужность большие массы людей. Внедрение машинного производства сопровождалось разорением и гибели сотни тысяч ремесленников. Внедрение новых технологий в сельском хозяйстве сопровождалось  изгнанием из деревень лишних людей. В Англии это процесс получил название огораживания, в результате которого погибли сотни тысяч людей от голода, и только официально было повешено около семидесяти тысяч бывших крестьян за бродяжничество.

Во Франции, в годы Великой Французской революции был организован массовый отток из деревни через безумные мобилизации в бесконечные наполеоновские войны. Из тридцати миллионного населения Франции в войнах по самым скромным подсчётам погибло около трёх миллионов только солдат, а это были в основном молодые мужчины из деревень.

В России процесс освобождения деревни от избыточного населения происходил достаточно плавно, поскольку коллективизация сопровождался процессом индустриализации, требующим большого количества рабочих рук.

Во всех этих революционных потрясениях наибольшие относительные потери несли управляющие элиты. Если слои трудящихся теряли пять, десять процентов от начальной численности, то потери элиты достигали девяносто и более процентов.

Война Белой и Алой Розы в Англии привела к стопроцентной гибели высшей аристократии. Все современные «лорды» - это представители купеческого и промышленного капитала, купившие титулы за деньги после гражданской войны.

Аналогичная история имела место во Франции. Старое дворянство фактически было замещено  новым "наполеоновским".

В России в ходе февральской и октябрьской революций вся старая элита была практически уничтожена. Современная переродившаяся партийная элита пытается натянуть на себя старый мундир дворянства, тем самым легитимизируя свои права на власть.

Процесс глобализации делает ненужными большие массы людей, не только задействованные в реальном производстве, но и весь управленческий аппарат, включая самых высоких руководителей. Оптимизируя мировое хозяйство, искусственный интеллект будет убирать все излишние издержки, к которым будет отнесён старый аппарат управления.

Очевидно, что человек перекладывающий бумажки, заполняющий какие-то формы, определяющий правильность каких-то бумажек и на основании этого их подписывающий, просто не нужен. Все акционерные общества, со всеми  председателями, дивидендными выплатами  являются расходной, бесполезной частью мирового производства и будут  оптимизированы.

Как было сказано, капитализм порождает своего могильщика пролетариат, так современная элита, стремясь к глобализации и внедрению автоматизации в управления  с помощью искусственного интеллекта готовит себе гибель. Ей нет места в новом мире.

Несколько слов о том, что такое искусственный интеллект. В основе всех технологий, которые  принято называть «искусственным интеллектом» лежат так называемые компьютерные нейронные сети.

Нейронные сети можно с натяжкой назвать грубой моделью биологической нейронной сети.

Биологический нейрон это клетка, имеющая большое число отростков дендритов через эти отростки она связана с другими нейронами и клетками. По эти дендритам в клетку поступают электрические сигналы. В  цитоплазме  клетки содержатся ионные натрия, калия, хлора и при получении сигналов с разных дендритов происходит преобразование сигналов в этой  биохимической среде. При этом вырабатывается некоторый интегральный сигнал, который передаётся  по отдельному специальному отростку аксону к другим клеткам.

Множество связанных нейронов образуют нервную систему, которая  осуществляет анализ поступающих внешних сигналов и вырабатывает соответствующе отклик.

«Компьютерный нейрон»  это  программа, которая имеет много входных переменных моделирующих входные дендриты. Значения переменных умножаются на некоторые подобранные весовые коэффициенты и  поступают на сумматор, где они складываются и пропускаются через оператор определяющий близость результата к некоторой заданной целевой функции. На выходе получается сигнал, принимающий два значения либо ноль, либо единицу.
 
Эти компьютерные нейроны, связанные между собой образуют нейронную сеть. Сети могут быль многослойные, то есть выходные сигналы одних нейронов служат входными сигналами для других, могут иметь обратные связи и т.д.

Принцип работы нейрона следующий.
Процесс любого управления может быть разбит на два этапа. Первый этап - оценка состояния объекта, которым осуществляется управление и второй этап - выработка  управляющего сигнала.
 
 Для того чтобы нейронная сеть начала работать ей надо «обучить». Существуют различные схемы обучения. Простейшая схема называется схема с учителем.
Рассмотрим процесс обучения на примере распознавания образа.
Необходимо распознать некоторый нарисованный образ (сигнал).
Задан набор признаков распознаваемого образа: цвета его различных частей, площади в пикселях этих частей, периметры (количество граничных пикселей) и т.д.
Задана некоторая база данных обучающая выборка, в которой содержатся признаки множества объектов подобных распознаваемому.

Берётся первый объект из базы данных и значения его признаков подаются на входные переменные нейрона с некоторыми произвольно заданными весовыми коэффициентами. На выходе нейрона мы получим сигнал, например ноль, это говорит о том,  что объект не распознан. После этого коэффициенты при входных переменных изменяются, и процедура распознавания повторяется. Эта процедура выполняется до тех пор, пока не найдётся набор коэффициентов, при котором произойдёт распознавание объекта.

Берётся следующий объект из обучающей выборки и вновь производится распознавание. Следует заметить, что целевая функция в компьютерном нейроне имеет некоторый свободный диапазон возможных отклонений. Сигналы ноль или единица вырабатывается при условии, что получаемый сигнал после прохождения нейрона лежит в каком-то небольшом диапазоне. Описанная процедура выполняется для всей обучающей выборке.

В результате создаётся программа, коэффициенты которой нам не известны. Если этой программе предложить набор признаков изображения не принадлежащих обучающей выборке она сумеет определить, близко оно к обучающей выборке или нет.

На втором этапе управления принимается решение, что делать с распознанным объектом, а что с не распознаным.

Отметим важнейшую особенность полученной программы?
Человек в принципе не может вмешаться в процесс подбора коэффициентов нейрона, он даже не знает полученные значения в результате обучения.

Многообразие нейронных сетей очень велико.Среди этого многообразия можно выделитьособый класс сетей, который еще дальше находится от человека это сети  которые могут изменять свою структуру.

В моей практике работы с  нейронными сетями была создана нейронная сеть, играющая в карточную игру в дурака. Она содержал около тысячи параметров, на которые подавались сигналы о наличии тех или иных карт, обучение например одной из таких сетей выполнялось за семьдесят пять тысяч партий. В процессе создания этой нейронной сети в неё была заложена возможность оценки эффективности отдельных входов и  удаление лишних. Фактически была созданная программа которая в процессе обучения изменяла себя!

Эта возможность самообучения и фактически способность изменятся, определяют универсальные возможности эффективного управления процессами с большими базами данных. Человек и его разум не в силах охватить объёмы информации, которые обрабатываются нейронными сетями при работе.

Работа сети, то есть отбор нужных решений определяется целевой функцией управления. Задание этой функции для управления производством и экономикой является сверхсложной не понятной на сегодня задачей.

В настоящее время эта целевая функция складывается стихийно из капиталистической формы управления. Цель управления добиться, максимальной прибыли при минимальных затратах. Очевидно, что весь старый управленческий аппарат в такой постановке может быть оптимизирован, то есть полностью удалён из системы производства и производственных отношений. В производстве остаётся человек, выполняющий вспомогательные операции, не подающиеся автоматизации.

О ЕГЭ

Базы данных, с которыми работает искусственный интеллект, обладают свойством однородности. Человек как объект, включённый в производство и в управление должен обладать универсальной усреднённостью. Поэтом одна из задач посткапиталистического общества управляемого искусственным интеллектом с целевой функцией максимизация экономической эффективности требуется создать человека нового типа.

Заметим, что в истории человечества, каждая революция порождала «нового человека».


Человек в отличие от неодушевлённых объектов, используемых в процессе производства, обладает свободой воли. Следовательно, первая задача создать человека с ограниченной свободой выбора и удовлетворяющего целям простейшего обслуживания роботизированного производства.

Свобода воли человека, свобода выбора возможна только при наличии доступа к информации, умении ее обрабатывать, то есть понимать и принимать решение. До настоящего времени цель образования человека, как раз и состояла в этом.
Исторический опыт человечества показывает, что ограничение свободы человека принуждением, ограничение доступа к информации, ее сокрытием и запрещением не эффективны.

В настоящее время эти цели достигаются с использование других технологий. Основная состоит в том, что лишить человека доступа к реальной информации и к обучению можно создав избыточные потоки шумовой информации.Телевиденье, интернет, различные гаджеты обрушивают на человека ненужную информацию. Особенно сильно это влияет на развитие ребенка, у которого полностью отсутствую защитные механизмы от этого потока. Ребенок получает любую информацию, заинтересовавшую его, без каких-то усилий с его стороны осуществляется простым нажатием кнопок. Это все убивает любой интерес к новому и фактически останавливает даже физиологическое развитие  ребёнка. Компьютерные игры разрушают возможности нормального общения со сверстниками, возможности адаптации к социальному общению.

Процесс, направленный на остановку развития личности и подавления интереса к информации о реальном мире продолжается в школе. Заключающим этапом этого процесса служит подготовка к ЕГЭ.

Большинство людей высказывают своё отрицательное отношение к ЕГЭ на каких-то эмоциональных, интуитивных чувствах. Примерно на таких как у кота Базилио в фильме «Приключения Буратино». Лиса Алиса, пользуясьтем, что кот не умеет считать, предлагает разделить золотые монеты таким образом, что ей  достанется четыре монеты, а коту одна. Кот не понимает что происходит, но чувствует, что его опять обманули.

Задача ЕГЭ убедить человека, что он получил настоящее среднее образование и готов к обучению в высшей школе или к производственной деятельности.

Реально, конечно все не совсем так.

Задание ЕГЭ имеет сложную структуру.
1. Элементарная часть, которая была доступна выпускнику церковно-приходской школы в начале двадцатого века и выпускнику начальной советской школы.
 2. Часть с типовыми примерами требующая механических повторения действий. Примеры решаются не более чем в три хода.
3. Задачи повышенной сложности, часть из них можно отнести по уровню к областной олимпиады.

Зачётные баллы по ЕГЭ получаются при решении примеров из первой части. В этом случае человек получает аттестат о среднем образовании, по сути, являясь малограмотным.

Для получения средних баллов, примерно до 50 из 100, достаточно ответить на вопросы второго уровня. Ответить на которые можно, совершенно не используя интеллектуальные усилия. Требуется пройти курс дрессировки, который напоминает процесс обучения нейронной сети

Для получения высоких баллов необходимо решить задач третьего уровня. Для этого требуется специальная подготовка с репетитором, причём готовиться надо минимум с 9-го класса.

Подготовка к решению задач из третьей части сопровождается еще более сильной дрессировкой чем подготовка ко второму уровню ЕГЭ. Она сравнима с профессиональной подготовке в спорте. Школьник олимпиадник не решает поставленную перед ним  задачу, а ищет подобную задачу из тех примеров, которые ему показывали при подготовке. При этом подавляются все творческие попытки самостоятельного поиска решения, поскольку всё происходит в жестком временном режиме. Таким образом подавляются способности самых талантливых ребят.

На выходе из школы ученики не имеют навыков логического, критического мышления, не умеют считать (только на калькуляторе), не умеют читать книги. (Чтение книг требует умственных усилий). У них сформировано мировоззрение соответствующие уровню телепередачи «Дом 2». Все мысли и разговоры сводятся к обсуждению простейших почти животных потребностей: еда, секс, «шикарные» доминантное поведение.

Заключение.

Личности прошедшие обучение в современной школе легко описываются набором простейших признаков и могут быть занесены в соответствующие базы данных. Они не обладают свободой выбора. Все их действия определяются информацией, которую им будет поставлять искусственный интеллект - глобальная управляющая программа.

 P.S.
Но эта мрачная картина будущего, имеет шанс, превратится в свою противоположность. Для этого требуется изменить целевую функцию искусственного интеллекта. Эта целевая функция как один из важнейших критериев, должна содержать требования о творческом развитии человека.