Стресс и выученная беспомощность

Ирина Денисова Брест
Человек давно начал задумываться, что такое для нас стресс – благо или вред?

   Если обратиться к теории, то стресс – это психологическая и физиологическая реакция нашего организма на сложные ситуации, направленная на адаптацию к ним. Поэтому стресс в небольших количествах даже полезен для здоровья и делает организм более устойчивым. Но когда стресс становится постоянным – это отрицательно сказывается не только на эффективности нашей жизнедеятельности, но и на здоровье.

   Впервые стресс как модель показали персидскому шейху. Для него подготовили представление – клетку, в которой одновременно находились лев и ягненок. Конечно же, лев, не долго думая, задрал ягненка, и бедное животное в муках скончалось на глазах у шейха. Шейх получил моральную травму, тем самым дав повод окружающим задуматься о том, что стресс – это вовсе не благо.

   Непонимание того, как нужно противостоять стрессу, формируя в себе здоровое мышление, приводит к выученной беспомощности.

   В науке состоялось много экспериментов по формированию у человека беспомощности, пассивности и добровольного бессилия.

   Еще в далеком 1965 году состоялся широко известный мировой общественности эксперимент с тремя группами собак. Собак запирали в клетки и били их разрядами электрического тока, формируя страх перед высокими звуками.

   К удивлению экспериментаторов, когда клетки открывали, собаки даже не пытались убежать. Они просто лежали и скулили, готовые к еще большим разрядам тока и к своим болезненным ощущениям. Это был первый вариант эксперимента.

   Во втором варианте собаки из первой группы могли нажать на панель носом и отключить напряжение, вторую же группу били током, если собака из первой группы не могла нажать на панель для отключения тока, тем самым связывая их между собой, а третья группа разрядов тока не получала вовсе.

   Затем всех собак помещали в другой контейнер, и каждая из них могла перепрыгнуть через загородку на другую сторону, где ток был отключен. Обученная отключать ток собака легко перепрыгивала через загородку, та, которая совсем не получала разрядов тока – убегала и не боялась, а те собаки, от действий которых совершенно не зависел исходный результат, – даже не пытались спасти. Они просто лежали и ждали новых ударов тока.

   Таким образом, ученые выяснили, что можно искусственно сформировать ощущение беспомощности и установку на пассивность. Лично я считаю, что любая группа становится фактором давления на человека и формирования у него социальной пассивности. Особенно, если человек слаб или обладает ярко выраженной индивидуальностью.

   Мое мнение подтверждает еще один известный эксперимент – с крысиным раем, он называется «Вселенная 25».

   Четыре пары мышей посадили в помещение с водой и едой, всем обеспечивали, следили за их здоровьем. Сначала в комфортных условиях мыши начали усердно размножаться, но на цифре 2200 особей размножение остановилось.

   Оказалось, что власть в группе захватили самые старые самцы, изгнав молодых в самое неудобное место и сделав тем самым изгоями в мышином обществе. Самки при этом лишились защиты и стали проявлять агрессию даже к своим детям, а вдобавок в группе мышей появилась новая популяция – «красавцы», которые только ели, спали и чистили шерстку, не испытывая интереса к продолжению рода. У этих мышей отсутствовало даже стремление отвоевать себе место под солнцем.

   Кстати, ничего не напоминает? Я просто таки вижу инстаграм-красавцев и красавиц, ничем в жизни больше не интересующихся.

   А далее началось вырождение мышиной популяции и патологические сбои – взрослые и пожилые поедали молодых, самки стали агрессивными, самцы стали нарциссами и в среде мышиной стаи начались гомосексуальные контакты.

   Ученые сделали вывод, что в условиях иерархии и главенства силы в мышиной популяции самцы и самки испытывают стресс, прекращают размножаться, а потом и вовсе гибнут.

   Мне иногда кажется, что скоро все члены нашего общества превратятся в инстаграм-блогеров, и мы все погибнем.

   У людей, как ни странно, наиболее часто встречаемый стресс – от общения с людьми, и в той или иной степени он присутствует у всех жителей нашей планеты.

   Если любое взаимодействие со знакомыми или неприятными людьми вызывает напряжение, человек считается социофобом. Вы удивитесь, но почти все люди социофобы, одни больше, другие меньше.

   А проблема взаимодействия с другими – одна из самых важных проблем, зачастую приводящая к стрессу. У нормального человека должны быть амбиции, желание быть реализованным в социуме, но у многих этих амбиций просто нет, для них нахождение в зоне комфорта означает избегание общения с другими людьми.

   У многих страх общения обусловлен боязнью, что о нем подумают другие люди, таким образом, человек не реализует многие свои возможности из-за страха, который на самом деле только у него в голове. А все мы знаем, что без общения в социуме и завязывания социальных связей невозможно стать значимым в обществе.

   Люди, которые боятся общества и группового общения, делятся на две категории.

   Первая категория – боится сложных телефонных разговоров, новых людей, например, страшатся, что начнут дрожать руки, когда они будут держать чашку кофе, что они нарушат правила этикета. Таким образом, возникает замкнутый круг – у человека рождается страх, что люди увидят его трясущиеся руки, он начинает избегать других людей, не пьет кофе на людях, только в одиночестве, и это рождает еще больший страх.

   Вторая категория – эти люди пытаются перебороть тревогу, ведут себя шумно и активно, чтобы другие не увидели, что они волнуются. Окружающим не нравится их агрессивность, и они не хотят с ними общаться. Возникает опять замкнутый круг.

   С этими страхами можно и нужно что-то делать, ведь излишняя застенчивость – это ограниченность.

   У людей, испытывающих стресс от общения, общие ошибки восприятия: они думают, что у них нет навыка общения, боятся, что у собеседника сложится неправильное впечатление о них, что они почувствуют себя ниже других людей.

   Все эти пункты формирует одно – наша мысль. Сначала мы думаем, что о нас подумают другие люди, затем начинаем бояться, а, чем больше мы боимся, тем больше рождается негативных мыслей, и тем скорее мы невольно становимся социофобами.

   И для формирования здорового мышления свои мысли нужно менять.

   Например, студент на лекции может сидеть и думать, что все заметят, как сильно он не уверен в себе. А на самом деле всем на него наплевать, и все, что нужно этому студенту – переключить вектор внимания с себя на других, посмотреть на то, что происходит вокруг.

   Издавна человек реагирует на стресс тремя способами – нападать, убегать или замирать.

   Для оценки нашей собственной реакции на стресс необходимо расписать и разложить по полочкам ситуации дискомфорта – какой в целом вы человек, когда происходит тревожная ситуация, где она происходит. Кто вызывает у вас ситуацию стресса, что может спровоцировать тревожность, какие стереотипы поведения и реакции на стресс у вас главенствуют.

   Все это можно сделать в форме таблицы. Выделить главное из всего хаоса переживаний, разделить их на сегменты. Даже если просто расписать свои выводы на листочке бумаги, уровень напряжения заметно снизится.

   Правда заключается в том, что мы сами себя ослабляем и готовим свою предрасположенность отреагировать срывом в стрессовой ситуации.

   И организм наш немедленно реагирует, у одного включается психосоматика, у другого происходит снижение настроения, депрессия ощущений, третий начинает пить, чтобы избавиться от тревожного состояния.

   В психологии существует метод диагностики – искусственно загнать человека в тяжелое переживание и узнать, какой орган более всего реагирует на стресс. Обычно где тонко – там и рвется, больной орган немедленно и остро реагирует на тяжелые переживания.

   Установка – это самое главное. Следите за своими мыслями. Психика не может мобилизоваться, если человек в голове сформировал доминанту, что он не справится со своим стрессом.

   В стрессовом состоянии не рекомендуется принимать важные решения, поскольку у нас не включаются зоны мозга, ответственные за решение задач. Человек по-прежнему думает, что он мыслит рационально, но двух доминант в коре головного мозга не бывает, это аксиома. Человек, скованный страхом, не может рационально мыслить на волне стрессового состояния и переживаний.

   Наша энергия тратится либо на переживания, либо на решение задач, если мы переживаем – мы не имеем возможности решать и делать правильные выводы.

   Одна из установок, формирующих взрослое отношение к себе:

   «После ядерной войны останусь я и тараканы».

   У каждого человека неприятности были и будут, но один к ним готов, а второй не готов, и это зависит только от нас. Если мы себя любим, то мы всегда берем на себя ответственность и даем себе установку:

   «Какие бы не были проблемы, я с ними буду справляться».

   Есть отличная восточная поговорка:

   «Куда мысли – туда и энергия».

   А японцы говорят:

   «Не учи судьбу плохому».

   Если мы приводим себя к нервному срыву, то все ресурсы нашего организма уходят на то, чтобы с ним справиться.

   Есть несколько общих правил для повышения своей стрессоустойчивости.

   Стремиться к установленной жизненной цели – не идти к нереальному и не размениваться по мелочам.

   Известный ученый Ганс Селье, посвятивший свою жизнь разработкам борьбы со стрессом, говорил:

   «Отдыхайте, пока еще не успели устать».

   Жить нужно в соответствии с биоритмами.

   В настоящее время у всех нас присутствует интоксикация информацией, информация везде и всюду. Многие смотрят планшет или смартфон перед сном – бесконечная новостная лента мелькает, не давая впоследствии вам спокойно уснуть. Мозг за то время, что вы читаете бесполезную информацию, проделывает огромную работу и тратит свои резервы.

   90 процентов информации поступает в наш мозг через зрение, вам кажется, что рекламные баннеры мелькают, и вы не обращаете на них внимания. Но это не так, ваш мозг уже все проанализировал и поделил на две категории: ценную информацию, с которой следует разобраться, и хлам, который совершенно не нужен.

   Только представьте, какую огромную работу проделывает ваш мозг за целый день, анализируя тонны информации, которая к вам поступает, и раскладывая ее на три части! А в конце дня мы его еще добиваем, листая бесконечную ленту «Facebook», вайбер, телеграм, просматривая электронную почту.

   Конечно же, сигнала спать в ваш мозг не поступает, даже во сне он перегружен и продолжает работать, а сон – это самое важное для вашей работоспособности.

   Если человек плохо спит ночью, усталость и напряжение у него накапливается, вероятность депрессии повышается. Некоторые вообще встают ночью к холодильнику, начитавшись новостей.

   Известно, что фашисты проделывали опыты над людьми, не давая им спать. Это называется депривация сна.

   Люди, которые работают в ночные смены, тоже сбивают свои биоритмы, приводя себя к болезням. Много работать, чтобы долго лечиться – такова цена работы в ночное время, ночных дежурств.

   В состоянии истощения и из желания сделать себя работоспособным мы вступаем в замкнутый круг – пьем кофе, иногда принимаем таблетку снотворного на ночь, хотя давно уже известно, что химические психостимуляторы вызывают зависимость.

   После приема снотворных одну неделю следующие две недели нужно учиться засыпать без них две недели – проверено мною на личном опыте.

   Еще одна наша проблема, о важности которой много говорил тот же Ганс Селье, – отсутствие личного пространства.

   У нас отсутствует правильная культура. Даже в Древней Греции было уже известно о важности личного пространства для человека, именно греки изобрели аскезу, когда человек не справлялся с напряжением и уходил в келью, чтобы побыть в одиночестве.

   А теперь только представьте, какой объем информации извне был у древних греков, и какой поток сейчас льется на нас.

   И в нашей ситуации обязательно выделять в течение дня время для себя, для того, чтобы просто побыть одному в тишине, временно выключая все раздражители.

   Даже маленький ребенок, не говоря уже о ребенке постарше, который целый день занят на уроках, в секциях и кружках, нуждается в выделении времени на то, чтобы побыть одному.

   Что нужно, чтобы человек был здоров? Совсем немного – внутренние ресурсы, здоровое мышление, здоровая самооценка, здоровые способы справляться со стрессом, здоровые способы самостоятельно восстанавливать свои резервы.

   Существуют несложные правила: жить в соответствии с биоритмами, в течение дня выделять время для себя, избегать многозадачности – одновременно заниматься ребенком, читать, смотреть телевизор и разговаривать по телефону, отдыхать раньше, чем устаешь, держать при себе информацию, которой нельзя ни с кем делиться, избегать непосильных задач, создавать зону развития.

   Еще одна замечательная установка на развитие стрессоустойчивости:

   «В жизни возможно все, и у меня тоже могут быть неприятности, но что бы ни случилось, у меня все равно все будет хорошо».