1. Чему учит Тайная Доктрина. Часть 1

Лариса Болотова
               
              Из книги «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской:

(стр.359 т.1) «1) Тайная Доктрина есть накопленная Мудрость Веков … . Пылающий взор … ясновидцев проникал в самое ядро материи и находил «душу вещей» там, где обыкновенный непосвящённый наблюдатель, как бы он не был учён,  заметил бы лишь внешнюю работу формы. Но современная наука не верит в «душу вещей» и, следовательно, отбросит всю систему древней Космогонии.

… рассматриваемая здесь система не есть измышление одного или нескольких отдельных личностей, но представляет из себя непрерывную запись многих тысячей поколений ясновидцев, соответствующие опыты которых должны были  исследовать и проверять традиции, передаваемые устно от одной ранней Расе к другой, традиции учений, данных высшими Существами, охранявшими младенчество человечества; … на протяжении долгих веков «Мудрые Люди» Пятой Расы – Мудрецы, находившиеся среди спасённых от последнего Катаклизма и изменения материков, - проводили свои жизни, не уча, а учась. Как выполнили они это? Ответ: сличая, исследуя и проверяя во всех отделах Природы традиции древностей путём непосредственных ведений, прозрений великих Адептов, то есть людей, развивших и усовершенствовавших свои физические, ментальные, психические и духовные организмы до крайних пределов.

 2) Основной закон в этой системе, центральная точка, из которой всё возникает, вокруг которой и к которой всё тяготеет, и на которой висит вся её философия (системы), есть Единая Однородная, Божественная СУБСТАНЦИЯ-ПРИНЦИП, Единая Начальная Причина.

Он называется «Субстанция-Принцип», ибо он становится Субстанцией на плане проявленной Вселенной и является Иллюзией, пока остаётся  «Принципом» в безначальном и в бесконечном абстрактном, видимом и невидимом ПРОСТРАНСТВЕ. Это есть Вездесущая Реальность, безличная, ибо она заключает все и вся. Её безличие является основным представлением Системы. Она латентна (скрыта) в каждом атоме Вселенной и есть сама эта Вселенная».

                Существует ли данная структура в реальности или она даётся как форма, которую способен понять физический человек?

«3) Вселенная есть периодическое проявление этой неизвестной Абсолютной Сущности. Назвать это «Сущностью» - значит погрешить против самого духа философии. Ибо хотя существительное может быть произведено, в данном случае, от глагола esse (существовать), всё же ОНА не может быть отожествлена с каким-либо «существом» в представлении, доступном человеческому разуму. Лучше всего это описано, как ни Дух, ни Материя, но и то и другое одновременно. Парабраман и Мулапракрити едины в действительности, и всё же Двое во вселенском представлении Проявленного, даже в понятие Единого Логоса, первого «Проявления», которому … ОНО с объективной точки является как Мулапракрити, а не как Парабраман; как его Покров, а не как Единая Реальность, скрытая позади, которая безгранична и абсолютна.

4) Вселенная со всем в ней Сущем называется Майей, ибо всё в ней  временно, от мимолётной жизни светляка до жизни Солнца. … Тем не менее, Вселенная достаточно реальна для сознательных существ, в ней обитающих, и которые так же не реальны, как и она сама.

                Что тогда вечно? То, что неизменно, то вечно. Всякое изменение имеет начало и конец.

5) Всё в этой Вселенной, во всех её царствах, обладает сознанием; то есть одарено сознанием, присущим его виду и на его плане познавания. Мы, люди, должны помнить, что если мы не улавливаем признаков сознания, которые мы могли признать как таковые, скажем в камнях, то всё же не имеем права говорить, что сознание отсутствует в них. Нет такой вещи, как «мёртвая» или «слепая» материя, ибо не существует «слепого» или «безсознательного» Закона. Подобные понятия не имеют места в представлениях Оккультной Философии. Последняя никогда не останавливается на поверхностных очевидностях, и для неё ноуменальные Естества более реальны, нежели их объективные соответствия…».

                Какое понятие мы вкладываем в слово «сознание»? Прежде всего, сознание – это восприятие окружающего мира, а для человека - своей отдельности от него.  Таково моё мнение.

«6) Вселенная вырабатывается и устремлена изнутри наружу. Как вверху, так и внизу, как на Небе, так и на Земле, и человек, микрокосмос и миниатюрная копия Макрокосмоса, есть живой свидетель этому Вселенскому Закону и его способу действия. Мы видим, что каждое внешнее движение, действие или жесте, будь то волевое или механическое, органическое или умственное, производится и предваряется с внутренним чувством или эмоцией, волею или желанием,  мыслью или умом. Так же, как никакое внешнее движение или изменение в человеческом внешнем теле, когда оно нормально, не может произойти, если оно не вызвано внутренним импульсом, данным через одну из трёх названных функций, так же точно и во внешней или проявленной Вселенной.

Весь космос руководим, контролируем и одушевляем почти безконечными сериями Иерархий, сознательных Существ, из которых каждая имеет предназначенную миссию и кто – дадим ли мы им то или иное наименование, назовём ли мы их Дхиан-Коганами или Ангелами – суть «Вестники», лишь в том смысле, что они являются посредниками Кармических и космических Законов.

                Можно ли их  сравнить с определёнными программами, выполняющими заданную функцию?

 «Весь порядок Природы свидетельствует о прогрессивном продвижении по направлению к высший жизни. Весь процесс эволюции с его безконечными приспосабливаниями  является доказательством этому.  … Сам факт, что  эти приспосабливания происходят и наиболее приспособленные выживают в борьбе за существование, указывает, что то, что называется «безсознательной Природой», в действительности есть совокупность сил, которыми орудуют полуразумные  существа (Элементалы), направляемые Высокими  Планетарными Духами  (Дхиан-Коганами), совокупность которых образует Проявленный Глагол Непроявленного Логоса и составляет одновременно Разум Космоса и его Непреложный Закон. Ибо Природа, взятая в её отвлечённом смысле, не может быть «Безсознательной», ибо она есть эманация Абсолютного Сознания и, таким образом, является одним аспектом   его на проявленном плане. Где  тот дерзновенный человек, который решится утверждать, что растения и даже минералы не имеют своего особого, присущего им сознания? Всё, что он может сказать, это сознание это находится вне пределов его понимания.

 Три определённые представления Вселенной в её трёх определённых аспектах запечатлены Эзотерической Философией в нашем мышлении: Пре-существующая, эволюционировавшая из Вечносуществующей и Феноменальная – мир Иллюзий, отражение или тень первых». На протяжении великой тайны и драмы жизни, известной под названием Манвантары, истинный Космос подобен предметам, помещённым позади белого экрана, на котором отображаются тени. Настоящие образы и вещи остаются невидимыми, тогда как провода эволюции движимы незримыми руками. Так люди и вещи являются лишь отражениями на белом поле реальности позади тенетов Махамайи или Великой Иллюзии.

… эти три Вселенные в экзотерических учениях были изложены иносказательно в трёх Троицах, исходящих из центрального вечного Зародыша и образующих с ним Высшее Единство: Троица изначальная, Троица проявленная и Троица творящая или все Три в Одной. Последняя есть лишь символ в её конкретном выявлении первых идеальных двух. Потому Эзотерическая Философия не останавливается на необходимости этого чисто метафизического представления и называет лишь первую Троицу или Вселенную Вечносуществующей.

Как говорит Гермес: «Знание весьма разнится от рассудка; ибо рассудок касается вещей, которые превышают его, но знание есть конец рассудка», - то есть иллюзии нашего физического мозга и его рассудка, подчёркивая, таким образом, противопоставление знания, с трудом приобретённого посредством чувств и Ума (Манаса), интуитивному все ведению Духовной Божественной Души (Буддхи).