Steve McCurry

Алексей Стенин
Steve McCurry
(24 февраля 1950 - …) – американский фотограф.

Стив МакКюри родился в пригороде Филадельфии, штат Пенсильвания. Изучал кинематограф в  Pennsylvania State University, печатая свои фотографии в университетской газете «The Daily Collegian». В 1974 получил диплом с отличием в области театрального искусства.
После Университета Стив два года работал внештатным фотожурналистом в местной газете «Today's Post in King of Prussia». Спустя несколько лет после работы фрилансером, Стив впервые совершил поездку в Индию в 1978 году, которая вылилась в постоянные посещения страны. Тогда он взял с собой немногим больше сумки с одеждой и фотопленки и пресек субконтинентальную Индию, изучая страну вместе со своей фотокамерой.
Стив МакКарри всегда снимает на цветную пленку: «Во многом это решение продиктовано рынком», – поясняет он.

В 1979 году фотограф отправился в Афганистан для фоторепортажа о столкновении правительственных войск и повстанцев. Стив говорит: «Я очень беспокоился: ведь мне предстояло нелегально перейти границу и попасть в зону боевых действий. Но я взял себя в руки и пошел. Я провел на линии фронта две недели. А когда пришло время возвращаться, опять пришлось понервничать – я боялся, что мои пленки конфискуют на границе». Некоторые из сделанных фотографий были размещены на страницах «The New York Times», но внимания не привлекли.
Вместе с тем, после начала афганская война с участием СССР. Ввиду нехватки фотоматериала работы МакКюри стали пользоваться большим спросом.
Как вспоминает МакКюри «в становлении меня как фотографа важную роль сыграло творчество Henri Cartier-Bresson. Вместе с тем, я тщательно изучал книги таких мастеров, как Dorothea Lange и Walker Evans». По словам фотографа: «Неожиданно ведущие журналы по всему миру – «Paris Match», «Stern», «Time», «Newsweek» и «LIFE» – начали печатать мои фотографии. Вскоре меня пригасили в "Time"; проработав там несколько месяцев, я перешел в «National Geographic».
С этого момента Стив постоянно работает в Афганистане, зачастую рискуя собственной жизнью. «... Мой след теряли в 1980-м и 1988-м в Афганистане. Думали, что я погиб», - говорит фотограф.

Стив понимает все риски, связанные с профессией: в него стреляли, грабили, били, арестовывали, однажды  он чуть  не утонул…и поясняет: «Вы живете один раз и потому вам хочется узнать самые различные ситуации, происходящие на нашей планете. Я работал в Италии, Стамбуле и серьезно интересуюсь буддизмом. Но также мне довелось работать во многих регионах мира, где происходили серьезные потрясения и перевороты: Ирак, Афганистан, Йемен и Шри-Ланка во времена тамильских тигров.
«Если эта планета разваливается на наших глазах, то лучше быть часть решения проблемы, чем сдаться и  просто сказать «Катись оно все…я просто хочу помочь сжечь дом».
Меня интересует человеческое поведение: как мы относимся к окружающей среде, животным или друг к другу.  Истории об этом можно найти везде. Речь идет о нашей жизни на этой планете. В странах часто бывают определяющие момента, когда в борьбе жизни и смерти решается  будущее целого региона, что влечет серьезные и глубокие последствия. И зачастую работа заключается в наблюдении за исходом этой смертельной борьбы, в которой определяется кто и что контролирует.
Меня никогда не интересовало сражение, а более привлекали последствия: беженцы, последующая миграция и другие события».

В связи с эти МакКюри отмечает особую роль фотографии: «У нас должна быть запись, документ о мире, в котором мы живем. И это касается не только политических событий, а также относится к культуре и жизни в любом местечке на земле, будь то Тибет, Лондон шестидесятых или Вторая мировая война. Фотография показывает как это было».
Для Стива фотография неотделима от повествования. Так фотограф поясняет: «Каждый по-особому видит мир. И это не осознанное, запланированное видение, а просто интуитивная реакция на то, что передо мной. Я не говорю «Как мне сделать это красивым?».  Конечно, мы все видим вещи по-разному. У всех различное чувственное восприятие таких вещей, как образ, форма и свет. Именно это отражается  при фотографировании; так вы рассказываете историю и показываете собственное видение того, что пытались изобразить».
О влиянии путешествий на свою жизнь Стив говорит следующее. «Я воспринимаю это как непрерывность, жизнь, плывущую вниз по реке. Я вижу больше сходства и общего, живущих будь в Китае или России, Африки или Южной Америки. Мы все схожи в общих чертах; мы просто живем в разных местах и говорим на разных языках. Культурные различия действительно поверхностны, когда вы узнаете друг друга ближе. Мне немного грустно, что мир становится гомогенным, превращаясь в большой торговый центр или один большой терминал аэропорта. ВА все аэропорты выглядят так массивно и бездушно. В них нет очарования, нет поэзии. Во всем мире, люди начинают одеваться одинаково, слушать ту же музыку, есть одну ту же пищу. Я думаю хорошо, когда есть культурные различия и уникальность, определяющие индивидуальность и культурную самобытность. Путешествуя,  мы хотим получить в другом месте новый, уникальный опыт. Вы идете к итальянской деревне, этот опыт отличается от опыта, полученного от жизни в Бруклине или некоторой окрестностях  Лондона или где-то еще. Затем вы направляетесь в Эфиопию и думаете «Вот это действительно нечто необычное». И иногда кажется, что все увиденное превращается в нечто одно целое».

В конце 1984 года МакКюри сделал свою самую известную фотографию, прославившую его на весь мир - «Афганская девочка» (Настоящее имя пуштунки - Шарбат Гула (Sharbat Gula), что переводится как «Цветочный щербет» ).
Снимок сделан на цветную плёнку Kodachrome при помощи фотоаппарата Nikon FM2 с объективом Nikkor 2,5/105 (фокусное расстояние 105 мм) без дополнительного освещения.
Стив не ожидал, что эта фотография станет такой известной::«Я не думал, что эта фотография будем чем-то отличаться от многих других снимков, которые я в тот день сделал».
 «Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда всё складывается как нужно», — говорил он уже в 2002 году.
Впервые опубликованная в июне 1985 года фотография появилась на обложке «National Geographic», была включена в сотню лучших фотографий по версии Национального Географического общества США, в конце 1990-х годов попала на обложку сборника избранных фотографий «National Geographic». В 2005 году обложка с «Afghan Girl» вошла в десятку «Лучших журнальных обложек за последние 40 лет». Эту работу даже назвали «Афганской Мной Лизой».
Сама фотография была признана самой узнаваемой за всё время существования журнала. Она цитируется и перетолковывается; например, лауреатом World Press Photo 2010 стал портрет другой афганки, с обезображенным лицом, но снятой с отсылкой к знаменитой фотографии. Газета USA Today также признала фотографию самым знаменитым изображением с обложки журнала National Geographic за всю историю последнего. В 2002 году, когда Гула была найдена, сам МакКюри сказал: «За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие — удочерить её. Были и письма от мужчин, которые хотели найти её и жениться».
С портретом Моны Лизы фотографию сравнил, в частности, Дэвид Шонауэр, бывший в 2002 году главным редактором журнала American Photo: «О чём думает эта девочка? Чувствует ли она страх, злость, растерянность; возможно, её мучат внутренние противоречия, или она так демонстрирует свою красоту? Рассматривая фотографию, можно каждый раз обнаруживать что-то новое для себя. Чтобы оставаться в памяти, фотография, как и картина, должна нести такую неоднозначность».
Сам фотограф так объясняет популярность  своей работы: «Я думаю, что фотография афганской девочки многим нравится благодаря сочетанию нескольких составляющих.Во-первых, она очень красива. Во-вторых, ее взгляд завораживает, в нем одновременно чувствуется волнение и решительность, непоколебимость, во всем ее облике сквозит достоинство. Она бедна, но в этой нищете ощущается неподдельное благородство. Оденьте ее на западный манер, и она будет выглядеть подобно большинству членов нашего общества».

Стив не считает себя заложником одной фотографии, а некоторое сожаление фотографа Jeff Widener о том, что его узнают только по популярной фотографии «Танкист» («Tank Man») считает лукавством и поясняет: «Это замечательный пример ситуации «наполовину пустого/полного стакана». Всегда можно сказать, «Сегодня слишком солнечно», «Сегодня слишком замечательный день» Это своего рода шутка. Но можете ли вспомнить другую фотографию Jeff Widener. Хотел бы он, чтобы кто-то сказал: «Это площадь Тяньаньмэнь Stuart Franklin», который также фотографировал танкистов, а Jeff Widener был бы забыт.

О причинах такого внимания именно к фото «Афгансая девушка», а не другим работам фотографа, Стив МакКюри поясняет следующее:
«Тот же самый вопрос можно задать и о фото «Че Гевара» Alberto Corda, одной и наиболее когда-либо воспроизводимых фотографий. Возможно, что мы бы даже не узнали кто такой Че Гевара, если не было бы этой фотографии. Уберите этот образ. И что у нас останется? Да, есть другие фотографии Че Гевары: картина с сигарой и подобные.
Я думаю, что в моей фотографии отражена гениальная с  художественной точки зрения выразительность девушки и ее поведения, в которой есть  красота и грусть. Выражение показывает много происходящего. Мы видели миллионы красивых женщин на обложках журналов каждый день, уходящих из памяти уже на следующий день. От этих фото «Афганская девушка» отличается тем, что  по ее лицу мы видим, как много самых разных эмоций она переживает внутри. Такое изображение трудно повторить. Это редкое сочетание эмоций,  девушка несет в себе какую-то божественность, в выражении ее лица читается стойкость, сила духа и несломленность, что и  вдохновляет зрителя».
Поэтому Стив считает, что лицо может рассказать то, что не могут оружие или солдаты и поясняет следующее: «Для зрителя, который не знает, что Шарбат Гула была беженкой и сиротой, это фото все равно очень убедительно. Многие не знают этих фактов, но тем мощнее на них воздействие фотографии. Многие знаковые фотографии мы воспринимаем вне истории – работы Eddie Adams во Вьетнаме, фото Nick Ut «Напалмовая девочка» («Napalm girl»), работы Don McCullins… - и многие из них делались на войне. Часто это ужасные истории., но изображение несет в себе элемент какой-то завораживающей красоты и эмоциональной притягательности, даже если вам не знакома связанная с этой фотографией история.

В 1986 году Стив МакКюри стал кандидатом в члены знаменитого фотоагентства «Magnum Photos», а в 1991 году – его действительным членом.
В 2004 году фотограф основал некоммерческую организацию ImagineAsia, целью которой является работа в тесном партнерстве с лидерами местных сообществ и региональными неправительственными организациями помощь в обеспечении образовательными ресурсами и возможностями детей и подростков в Афганистане.