Юный Моцарт и его отец

Марина Лебедь
   Леопольд
Эбенейзер Кроуфорд - Юный Моцарт и его отец Леопольд во время занятий музыкой.

      Исследование феномена гениальности, предоставляет уникальную возможность глубокого осмысления возможности её формирования. 

   Отец  композитора, Леопольд Моцарт,
 целиком посвятил себя воспитанию сына. Амадей Вольфганг не ходил в школу, не общался со сверстниками,  у него не было наемных преподавателей, зато внимание отца принадлежало ему безраздельно. Леопольд не был универсальным знатоком всех наук,  и даже повзрослевший Амадей порой шокировал окружающих  тем, что не знал простых вещей.  Леопольда не огорчали   пробелы сына в образовании, поскольку  он полагал, что  широкий кругозор и эрудированность  можно принести в жертву главной цели - музыке. 

   Леопольд и сам был композитором,    теоретиком музыки,  автором пособий по музыкальному образованию.  Леопольд Моцарт  активно продвигал идею о том, что детей нужно учить музыке с  раннего детства.
Леопольд  был человек многих талантов, но прежде всего он  был исключительным педагогом.  Этот  факт не нуждается в доказательствах -  Леопольд воспитал гения.   Его сын Вольфганг Моцарт стал гением в области музыки благодаря отцу -  Леопольду Моцарту – гению в области воспитания.

 По сути, это был уникальный эксперимент  по раннему развитию выдающихся способностей. Через много лет этот  педагогический подвиг повторит Лесли Полгар,  воспитавший трёх шахматных чемпионок, ещё раз доказав, что таланты  детей определяет
не столько генетика, сколько усилия родителей.

    Леопольд начал заниматься музыкальным образованием сына, когда тому ещё не  исполнилось четыре года.  Он привил Амадею любовь к музыке, смог пробудить в нем творческий дух и желание создавать новое.   Леопольд был необыкновенно трудолюбивым,  дисциплинированным, организованным человеком. Эти же качества он целенаправленно и успешно воспитал в сыне.
Современные исследования показывают, что для освоения любой сложной деятельности нужно посвятить ей не менее десяти тысяч часов. То есть необходимы длительные, многократные, изнурительные тренировки.  Выдержать многочасовые, многодневные тренировки может  ребёнок с определенными чертами характера - сильной волей, развитым произвольным вниманием,  любовью к труду.

   Леопольд воспитал сына так, как ему казалось правильным,  он пытался передать ему лучшие качества своего характера, но невозможно создать копию себя.  Отец и сын были разными личностями и это  рождало противоречия.
  У  Леопольда любовь к музыке  и   вполне земная практичность  уравновешивали   друг друга, в этом смысле он был вполне гармоничной личностью.
Моцарт страдал от обострённой чувствительности, он переживал глубже обычных людей, а его чувства к отцу, матери, в последствии к жене, приносили ему не только радость, но и страдания.
  У Вольфганга в характере  преобладало возвышенное – в музыке, в увлечениях, в любви к родителям и жене.  Сын, по мнению отца, был непрактичным, излишне доверчивым. 

   Леопольд безраздельно посвятил себя сыну, но,  совершил ошибку многих родителей.  «В служении» сыну отец не смог вовремя остановиться, признать, что с определённого времени Вольфганг может сам определять свой жизненный путь.

  Желая счастья сыну, Леопольд пытался наставлять его на путь истинный,  даже когда Вольфганг стал взрослым, что неминуемо приводило к конфликтам.  Тем не менее, даже находясь в отдалении,  Вольфганг регулярно писал отцу, а свои письма начинал со слов : «О лучший из отцов!»  Лучший  из отцов... И кто с этим поспорит?