Фанера

Евгений Сипков
  Наверное, всех нас ещё с детства обучали вокалу, ну, в смысле, петь на уроках пения. Раньше   было так заведено, что бы каждый человек, когда вырастит, не ударил лицом в грязь во время дружеской попойки. Поэтому преподавали не какие-то  углублённые музыкальные знания, а, в общем, что бы мы, не выделяясь, просто пели песни.
   Надо отметить, что особо одарённые  шли учиться в музыкальные школы и дальше – в консерватории, но бывали и самоучки, которые, незная даже нот, спокойно брынькали на гитарах, а потом организовывали самопальные, как в то время называли - «Вокально-инструментальные ансамбли».
 Не избежал этой участи и мой знакомый Андрей Чабанный.
 Его старшая сестра добросовестно окончила музыкальную школу, а после - институт культуры.
 Он же шалопай-подросток, решив, что эта пустая трата времени, и просто при школе, а потом в ГПТУ, организовал группу таких же музыкантов.Надо отдать должное, что он обладал хорошим слухом, и у него неплохо получалось играть и даже петь. Со временем их начали, приглашали играть на свадьбах и других всяких культурных мероприятиях.
  И вот в один из таких случаев пригласили ихний ансамбль выступить в каком-то посёлке на Донбассе.
   Концерт состоялся в местном Доме Культуры и уже под конец выступления зрители попросили исполнить всем известную песню – «Спят курганы тёмные».
  Понятно, что наши музыканты не совсем были готовы к такому обороту событий, потому, как на свадьбах такие песни не поют, но чтобы не ударить, как говориться – "лицом в грязь" решили исполнить просьбу местных жителей.
  Мелодию примерно все помнили и на слух могли подобрать, а вот слова знал, как ему казалось, только Андрей.
 Но когда он начал исполнять первый куплет:
- Спят курганы тёмные, солнцем опалённые и туманы серые ходят чередой,
через рощи синие и поля зелёные вышел в степь донецкую парень молодой, - было еще ничего, просто  некоторые стали смеяться. Но когда в следующем куплете он перепутал, – с собой – в забой,  - а, дальше  пригожих девушек, превратил в красавиц и в конце он выдал, - на работу классную, на дела пригожие вышел в степь донецкую парень молодой!
    Все донбасяне, знавшие хорошо текст, начали свистеть, а многие даже возмущаться.
Кое-как, закончив своё выступление, Андрей, надо отдать должное, извинился, что перепутал, слова сославшись на то, что он впервые исполняет эту песню перед такой осведомлённой аудиторией и поэтому немного волновался.
 Тогда местные жители уже снисходительно зааплодировали, но заметили, типа, что слова надо знать «на зубок» и в следующий раз – не ошибаться.
   После этого случая, Андрюша выучил её наизусть.
   Но с изобретением «фанеры», ну, это когда не нужно напрягаться и петь, потому, как за тебя всё это делает звукозапись, певунам шинковать грошики стало легче, и  эта проблема разрешилась сама собой...
  Помню, как-то в нашем спорткомплексе на концерт Сергея Рылова, чёрт меня дёрнул взять билеты на второй ряд. Сначала,  певец прыгал и скакал внутри сцены, невзирая на пухлое тело и свисающий живот. И многие удивлялись, особенно женщины, типа, как он такой крупный и так легко двигается?
 Но когда он приблизился к самому краю, то мы, услышав такое надрывно-глухое дыхание, переходящее почти в хриплый стон, поняли, что все телодвижения ему даются с большим трудом, и сразу стало  понятно, что исполнителю было – не  до пения.
 А под конец выступления, вообще случилось – непредвиденное …
Уставший певун, лёг прямо перед нами на край подиума, и начал исполнять песню -
 «В Антарктиде льдины землю скрыли…» - и так далее. Но на средине куплета звук, вдруг прервался, наверное, что-то случилось с «фанерой» и мы услышали только тяжёлое дыхание и безмолвно открывающийся, как у рыбы, рот.
 Задним рядам небыло слышно его надрывного рыка и они начали свистеть.
Тогда певец, нисколько не смутившись, встал и вышел за кулисы, а когда через пару минут звук наладили, то он, как ни в чём не бывало, продолжил выступление, ну, типа, шевелить губами под музыку.
   Но, в отличии от Андрея, он не извинился за откровенное надувательство…
   Я его понимал и не судил слишком строго, потому, как сам тоже был не без греха. Правда, после этого случая, я перестал ходить на всякие концерты, предпочитая места попроще, но с живым звуком, типа, караоке…
    И вот, как-то раз, когда мы с ребятами  после реконструкции небольшого  ресторана со смешным названием «Маски», где пели и пили натурально, обмывали его открытие, я, нормально набравшись живительного пятизвёздочного напитка, решил, в благодарность, сделать подарок хозяину питейного заведения.  А именно, спеть песню – «Мой номер 245» - Гарика Кричевского, которого я до сих пор очень уважаю.
  Вокалистом и ведущим, как сейчас помню, был Юрий Иванов. Он дал мне микрофон и включил музыку.
  Но произошёл – казус, в смысле, что я забыл слова и помнил, только последнюю сточку: « Мой номер 245…»
  Тогда Юра, нисколько не смутившись, после третьего проигрыша, начал вместо меня исполнять всю песню, протягивая микрофон, лишь, чтобы я вставил, эту злосчастную строчку.
   Хоть я и был изрядно выпимши, но мне  стало неудобно, что я потерпел такое фиаско. И когда стихли последние аккорды, не отдавая микрофон и выждав минутную паузу, я решил реабилитироваться, сказав всем известную фразу:
- Песня про зайцев! - а потом добавил, обращаясь к Юре, - маэстро, музычку!
  Он, вздохнув,  понял, что спорить со мной бесполезно, нашёл нужную мелодию.
  И тут, я почувствовал, что оторвусь по полной, так, как эту песню знал наизусть и пел  её ещё с детства.
 К удивлению сидящей публики и ведущего, я её исполнил без ошибок, попадая в ноты и тональность.
 Но апогеем моего выступления было, когда я также, как и Юрий Никулин в финале начал танцевать, подражая всем его движениям.
  Тут посетители стали радостно хлопать и свистеть, да так, что даже знакомые поварихи вывалили из кухни посмотреть на это зрелище.
 В общем,  праздник удался…
Вот я и думаю:«Фанера» - это,конечно, хорошо,но «живой звук» -  всё-таки, лучше!»